Работа с родителями.

Сапогина Светлана Юрьевна

Работа с родителями довольно сложное дело. Однако и быть родителем трудное дело. Предлагаю краткий курс по работе с родителями "Школа молодого родителя". Думаю, что это интересно не только учителям, но и их родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по работе с родителями

"Школа молодого родителя".

Пояснительная записка.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Мы провели анкетирование и нашли несколько причин нежелания посещать собрания. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Мы пересмотрели отношение к родительским собраниям, разработали методические рекомендации и сценарии. И результат не замедлил сказаться: сами педагоги отмечают, что интерес к собраниям возрос не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей.

Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.

На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

Общешкольные собрания проводим 2 раза в год по плану. Классные собрания – не реже 1-2 раз в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.

Цель: организация тесного взаимодействия родителей с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.

Содержание: анализ проделанной работы и результатов мероприятий, организация помощи в семье с использованием различных форм и методов, освещение тех событий, которые произошли в школе за определенный период, перспективное планирование.

Результативность работы: совместная работа по воспитанию детей в школе и дома, удовлетворенность родителей педагогической деятельностью, коллективные творческие дела.

Родительские собрания 1-2 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.

Тематика классных родительских собраний.

Классы

Тема

1

  1. Первый раз в первый класс. Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться.
  2. Давайте говорить друг другу комплементы или один день без нотаций.
  3. Капризы ребенка и как с ними бороться.
  4. Учеба и игра в жизни первоклассника.
  5. Организация и проведение летних каникул

2

  1. Особенности учебной деятельности второклассников.
  2. Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. Связь поколений. Секреты бабушек и дедушек. Семейные традиции..
  3. Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.
  4. О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Копилка полезных советов.
  5. Организация летнего отдыха детей.

3

  1. Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности третьеклассника.
  2. Домашняя библиотека, любимые книги .Школьная библиотека. Что читать третьекласснику? Забота о глазах. Упражнения для глаз.
  3. Школьные традиции и праздники.
  4. Организация летнего отдыха детей. Совместный отдых на природе.

4

  1. Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему.
  2. Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.
  3. Мир наших увлечений. Выставка творческих работ детей и родителей.

Формы работы:

  1. “Школа молодого родителя”
  2. Презентация семейного опыта воспитания
  3. Родительский лекторий
  4. Вечера вопросов и ответов
  5. Родительский ринг
  6. Круглый стол или педагогический треугольник
  7. Собрания-диспуты
  8. Проигрывание педагогических ситуаций
  9. Совместные собрания вместе с детьми
  10. Тематические и индивидуальные консультации
  11. Деловая игра
  12. Совместные выезды на природу, экскурсии
  13. Посещение мест работы родителей
  14. Выставка ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  1. в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
  2. в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей
  3. в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место.

Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

После ознакомления родителей с данными результатами, мы совместно с психологической службой разработали основные направления сотрудничества:

  1. Классный руководитель и учитель-предметник должны хоть иногда давать задания, предусматривающие совместную работу ребенка и родителей
  2. Участие родителей в выставках, праздниках, днях здоровья, субботниках
  3. Совместная работа учителя и родителей

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета.

Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь, что родительские комитеты прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса. Это очень хорошо, но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив. В моем классе члены родительского комитета участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи. Они либо сами выступают с сообщениями, либо помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие