КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ИДЕЯ ОТКРЫТОГО ЗАКАЗА НА СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИСТОКИ»

Самбялова Зоя Нимаевна

 

Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).

Впервые об исследовательской работе с младшими школьниками заговорили в нашей школе в 2007 году. В старших классах уже накоплен огромный опыт, но пришли к выводу - начинать надо раньше. Поэтому в 2008 году активную работу запустили в начальном звене по программе «Первые шаги» и программа "Лаборатория юный исследователь" ориентирована на включение в деятельность старших подростков, на развитие их способностей, умение решать сложные жизненные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon szn_npk.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

З.Н.САМБЯЛОВА,

учитель начальных классов МОУ

«Орликская средняя общеобразовательная школа»,

село Орлик, Окинский район

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ИДЕЯ ОТКРЫТОГО

ЗАКАЗА НА СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИСТОКИ»

Основной целью, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг., является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Образование в XXI веке не должно сводиться лишь к усвоению современных знаний и технологий, а способствовать развитию мыслящей и деятельной личности. Его смысл заключается в том, чтобы ввести ученика в мир развития. Общая стратегия всего образования – обеспечение высокого уровня развития личности.

Компетентностный подход признан одним из наиболее актуальных инновационных способов построения новой образовательной парадигмы, а компетенции и компетентности – ведущими критериями подготовленности современного выпускника ОУ к нестабильным и стереоскопичным условиям труда и социальной жизни.

Основным  результатом  реализации  компетентностного подхода в условиях образовательного учреждения становится формирование умений человека видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

              Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  1. Законе Российской Федерации  «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
  2. в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

     Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.

Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей. Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).

Впервые об исследовательской работе с младшими школьниками заговорили в нашей школе в 2007 году. В старших классах уже накоплен огромный опыт, но пришли к выводу - начинать надо раньше. Поэтому в 2008 году активную работу запустили в начальном звене по программе «Первые шаги» и программа "Лаборатория юный исследователь" ориентирована на включение в деятельность старших подростков, на развитие их способностей, умение решать сложные жизненные задачи.

I. Обоснование проекта, его цели

Проект - это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности, дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирует на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения деятельности в социокультурной среде. Поэтому проект “Истоки” интересен тем, что будет проводиться группой учителей и учеников с целью воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному селу, сопричастности к судьбе края, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.

Комплексный подход в изучении истории родного села как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения (через весь его рост) до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, население, образы села Орлик, Окинского края  во всем его многообразии.

Этой работе должны быть присущи:

а) социально-педагогическая преемственность лучших школьных традиций, их развитие в новых инновационных условиях;

б) превращение наиболее эффективных новаций и инноваций в традиции;

в) нацеленность на развитие группы через развитие отдельной личности;

г) усиление вертикального и горизонтального сотрудничества в решении проблем и принятии решений;

д) долгосрочность программы, а не единовременное вмешательство.

Проект “Истоки ” окажет содействие повышению престижа и популяризации научных знаний, развитию у школьников познавательной активности и творческих способностей. Таким образом, проект “Истоки ” - это путь самореализации учащегося и учителей, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного “учитель-ученик” рождается “исследователь-исследователь”, а это, по нашему мнению, показатель движения школы вперед.

II. Задачи проекта

Поскольку целью проекта “Истоки ” является воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию, то непосредственно сами цели органично совпадают с интересами учеников:

  1. выявление у учащегося способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
  2. развитие их творческих способностей;
  3. формирование аналитического и критического мышления учащегося в процессе творческого поиска и выполнение исследований;
  4. содействие в профессиональной ориентации;
  5. развитие целеустремленности и системности в деятельности;
  6. самоутверждение учащегося, благодаря достижению поставленной цели, и получение необходимого жизненного опыта.

Поставленные выше цели достигаются в три этапа. Задачи на каждом из них:

I-й этап - усвоение информации познавательного характера об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь. На данном этапе важно удивить, поразить, заинтересовать учащегося, постараться создать такие ситуации, при которых знакомые с детства памятники истории и культуры предстали бы перед школьниками в новом ракурсе. Учащиеся на данном этапе знакомятся с азами исследовательской работы.

II-й этап - восприятие ценностной информации об объекте, чтобы учащиеся смогли понять, почему данный объект культурного наследия является ценностью для общества, то есть раскрыть все стороны социальной значимости объекта: утилитарной, эстетической, нравственной, историко-мемориальной и т.д.

III этап - это отклик со стороны учащегося. Он может быть как инициируемым, так и самостоятельным. Это и пробное принятие ценности, и ее осмысление.

Получение навыков интеллектуального труда (умение сравнивать, делать выводы, строить гипотезы, формулировать мысли, проблемы) - одна из основных задач данного проекта. Для младших школьников это хорошая подготовка к переходу в среднее звено, а для старшеклассников - отработка навыков систематизации, осмысления и литературное оформление собранного материала, приобретение первого опыта научно-исследовательского поиска, что, несомненно, послужит в дальнейшей их жизни стимулом реализовать личный творческий потенциал.

Основные требования, выступающие в качестве ориентиров для учащихся: опираться на собственный опыт. Для учителя - обучать в действии, побуждать к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу.

III. Содержание и формы работы проекта “Истоки ”

  1. Составление программ, разработка проектов и тем исследований.
  2. Участие в конкурсах, турнирах, выставках, олимпиадах.
  3. Проведение дискуссий, научно-практических конференций, семинаров.
  4. Выступления с докладами, сообщениями, творческими отчетами.
  5. Встречи с сотрудниками музеев, библиотек, почетными гражданами города, экскурсии.
  6. Творческие работы (формы творческих работ разнообразны и традиционны. Они зависят от возрастных особенностей. Это рисунки, поделки, сочинения, стихи, сказки, фотоочерки, проекты, рефераты, а также проблемные ситуации, требующие работы с архивными источниками, документами, литературой, и экскурсии, встречи, интервью).

Деятельность участников проекта на различных этапах

№ п/п

Этапы

Задачи

Деятельность учащегося

Деятельность педагогов

11.

Начинание

Определение темы, уточнение цели, выбор рабочей группы.

Уточнение информации;

Обсуждение задания.

Мотивация учащегося;

объяснение цели проекта;

наблюдение.

22.

Планирование

Анализ проблем, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде.

Формируют задачи;

Уточняют информацию;

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помощь по просьбам;

наблюдение.

33.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение, “мозговой

штурм”. Выбор оптимальных вариантов. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией;

синтез и анализ;

выполнение исследования.

Наблюдение;

консультации.

44.

Выполнение

Выполнение проекта

Выполнение исследования;

оформление.

Наблюдение;

советы (по просьбе).

55.

Оценка результатов

Анализ выполненного проекта, успехов и неудач, причин. Анализ достижения поставленных целей.

Участие в коллективном самоанализе проекта и самооценка.

Наблюдение;

направленный процесс анализа (по необходимости).

66.

Защита проекта

Подготовка доклада. Защита обоснованного проекта. Оценка.

Защищают проект;

участвуют в коллективной оценке.

Участие в коллективном анализе и оценке проекта.

IV. Участники проекта

Участниками  проекта  предполагаются  разновозрастные  группы:

I - учащиеся 4”б” класса (2008 - 2009 уч.год), 5”б” (2009 - 2010 уч.год) и 6”б”(2010 - 2011 уч.год);

II - учащиеся 8-х классов (2008 - 2009 уч.год), 9-х (2009 - 2010 уч.год) и 10-х классов (2010 - 2011 уч.год).

Участники проекта имеют право:

  1. выбрать тему в соответствии со своими интересами;
  2. получать регулярно методическую и организационную помощь от руководителей проекта;
  3. свободно использовать собственные результаты в соответствии с авторским правом;
  4. представлять результаты выполненной исследовательской работы для получения зачета по соответствующему предмету, а также представлять к защите исследовательскую работу на итоговой аттестации в выпускных классах.

К обязанностям участников проекта относятся: 

  1. выполнение исследовательских работ в соответствии с требованиями и планом Проекта “Истоки ”;
  2. соблюдение графика работ в соответствии с рабочим планом проекта;
  3. соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов библиотеки, архивов, музеев, школы.

К факторам успешности исследовательской деятельности учащихся относятся:

  1. соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
  2. добровольность выбора темы;
  3. максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  4. компетентное и заинтересованное руководство исследовательской работой;
  5. осознание школьниками значимости и полезности выполненной ими работы.

V. Мониторинг

Этап

Задачи

Содержание

Сроки

Результат

Оценка проекта

Итог: 180 - 220 - отлично;

120 - 175 - хорошо;

90 - 115 - удовлетворительно;

> 80 - неудовлетворительно.

Оценка проекта, выполненного учащимся класса

Достигнутый результат

Оформление

Защита

Процесс проектирования

Представление

Ответы на вопросы

Интеллектуальная активность

Творчество

Практическая деятельность

Умение работать в команде

Из 15 б.

Из 15 б.

Из 15 б.

Из 15 б.

Из 10 б.

Из 10 б.

Из 10 б.

Из10 б.

Итог: 85 - 100 б. - “5”;     70 - 85 - “4”;      50 - 70 - “3”;    > 50 - “2”.

Обратная связь

Анкета для самооценки успешности и результативности исследовательской деятельности учащегося 1 раз в полугодие или 1 раз в год по 10-балльной системе:

  1. Интересна ли работа в качестве участника проекта?
  2. Насколько научно-исследовательская работа способствует расширению кругозора, общему развитию, мировоззрению?
  3. Помогает ли научно-исследовательская деятельность лучшему пониманию других школьных предметов?
  4. Достаточно ли интенсивно ведется исследовательская работа?
  5. Нравится ли стиль общения в группе?
  6. Часто ли узнаете новое?

Оценивание результативности НИР 

  1. Посещаемость занятий.
  2. Постоянство интереса.
  3. Практическая полезность информации.
  4. Познавательная активность.
  5. Личные достижения, успехи.
  6. Расширение кругозора.
  7. Степень и частота удивления.
  8. Стремления совершать дополнительные познавательные усилия.
  9. “Поумнение”.
  10. Сумма баллов.

Самооценка

СО

Преподаватель

ПО

Результат (средний балл)

РО

РО = (СО + ПО) : 2

Дневник проектной недели

  1. Работа в классах, включая работу на уроках.
  2. Дифференцированная работа в группах по интересам.
  3. Подготовка мероприятий, презентация проекта, оформление, систематизация материалов.
  4. Неделя проектов - защита представленных итогов исследовательской деятельности.
  5. Анализ результатов.

VI. Перспективный план работы проекта “Истоки”
(на три учебных года)

Предполагаемые направления 

I год (2008-2009 уч.год)

  1. 63-летие Победы в Великой Отечественной войне;
  2. 75-летний юбилей Орликской средней общеобразовательной школы;
  3. улицы села Орлик;
  4. Юбилей республики
  5.  Машаев Ламажаб Шарлаевич – Ахын суута хадаша

II год (2009-2010 уч.год) 

  1. Памятники природы и культуры района;
  2. Почетные жители района;
  3. Поэты и композиторы о нашем селе.

III год (2006-2007 уч.год) 

  1. Образовательные  учреждения  района;
  2. Предприятия нашего района;

VII. Результат реализации проекта

Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных работ, которые можно использовать в учебном процессе (сборники, рефераты, доклады, альбомы, видеофильмы) и в воспитательной работе.

Конференция "Первые шаги в науку" -  первый опыт  представления собственной исследовательской работы учащихся начальной школы.

 - формируется исследовательская компетенция обучающихся

-школьная лаборатория «Юных исследователей» становится образовательной средой предпрофильного пространства  8-9 классов.      

 -развивается интеллектуальный и творческий потенциал каждого учащегося через научно- исследовательскую деятельность.

Преемственность в реализации компетентностного подхода, при которой в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех компетенций, которые составляли содержание образовательной деятельности на предшествующем этапе. Сформированности набора компетентностей у выпускников рассматривается как образовательный результат деятельности школы.

 Образовательное пространство начальные классы  -  готовность ученика к активной познавательной деятельности (развитие познавательных мотивов).

Предпрофильное пространство  8-9 классов - готовность ученика к формированию устойчивых интересов и социально-познавательной мотивации (выбор профиля, проекта, развитие социальности).

В заключение хочу привести слова одного из учащихся: «То, что исследовательская работа занимает много времени – это да, но, по-моему, главное захотеть, а там уже и время найдется». А от себя добавлю: те учащиеся, которые занимаются исследованиями в школе, успешно продолжат исследовательскую деятельность и в высших учебных заведениях. Но их работы будут более объемными, глубокими и значимыми, ведь именно за ними будущее России, ее благополучие и процветание.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. - М: Школьная пресса - 2003. - № 4. - с.43
  2. Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.// Дидакт. - М: Дидакт - 2003. - № 6 - с.53
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
  5. Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме “Организация научно-исследовательской деятельности учащихся”.// Практика административной работы в школе. - М: Сентябрь - 2002. - №1. - с.38 - 42
  6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5.
  7. Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. - М: Школьные технологии - 2003. - №6. - с.52
  8. Хабиным В.В. Положение о школьном интеллектуальном марафоне.// Практика административной работы в школе. - М: Сентябрь - 2002. - №1. - с.35
  9. Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы. //Практика административной работы в школе. - №7. – 2003. – С. 9.