Логопидическая помощь детям

Насилевская Светлана Павловна

 

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organiz_logopedich_pomoshchi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Организация логопедической помощи детям в общеобразовательной школе  

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.

    Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми навыками речевого поведения в личной жизни, культурой речевого развития. Речь – важное условие и средство коммуникации. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

     Специальными исследованиями (Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, А.В. Ястребова, Т.В. Чиркина) была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения школьных знаний. Выявлено. Что1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по русскому языку. Это прежде всего те дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. У некоторых учащихся нарушения, в произношении звуков сочетающихся с недоразвитием фонематических и лексико – грамматических средств языка. Это общее недоразвитие речи (ОНР). Оно выражается в том, что нарушения распространяются как на звуковую сторону речи (включая фонематические процессы ), так и на смысловую. Наличие у детей слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико – грамматическом развитии (3- 4 уровни ОНР) вызывает трудности овладения чтением. В их числе:

*замедленный темп формирования навыков чтения;

* нарушение не только технической стороны чтения но и смысловой (понимание прочитанного);

*большое количество ошибок в процессе чтения.

Все эти затруднения связаны с отрицательным влиянием целого ряда психолого – педагогических факторов:

1.недостаточное представление об окружающей действительности;

2.низкий уровень аналитико - синтетической деятельности;

3. трудности установления временных, пространственных, причинно – следственных связей;

4.бедность и неточность пассивного и активного словаря;

5.трудности в понимании основного смысла прочитанного;

6.недоразвитие грамматического строя речи.

Как известно, без правильного чтения невозможно овладение грамотным письмом.

Необходимую в таких случаях коррекционную помощь учащиеся с нарушениями речи получают на логопедических пунктах при общеобразовательных школах.

Основными задачами учителя - логопеда является: коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся; своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями; оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Основным контингентом учащихся, зачисляемых на логопедические занятия, являются дети, имеющие:

1.Общее недоразвитие речи, преимущественно 3-4 уровня, закономерно сопровождающееся трудностями в усвоении программы по родному языку и литературе.

2.Фонетико – фонематическое недоразвитие.

3.Заикание.

4.Нарушения произношения звуков, обусловленные нарушением строения и функций речевого аппарата, затрагивающие фонетические стороны речи и не влияющие на успеваемость.

В логопункт СШ № 17 зачисляются дети из числа начальной школы, классов предшкольной подготовки, старшей группы д/ш  мини – центра.

С1 по 15 сентября проводится обследование устной и письменной речи учащихся с целью выявления имеющихся у них речевых нарушений. Затем комплектуются группы в зависимости от речевого диагноза.

Логопедические занятия проводятся в соответствии с расписанием согласно перспективному плану с каждой группой учащихся.

Высокая результативность работы логопункта определяется следующими положениями:

*На логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения последовательно осуществляется нормализация различных видов деятельности (произношения, фонематического восприятия, звукового анализа, лексико – грамматического , развития, письма, чтения);

*Методом устного опережения формируется готовность к усвоению языковых закономерностей на уроках родного языка;

*Активизируется речемыслительная деятельность и корригируются особенности психического развития, обусловленные речевым нарушением.

   Формирование правильной речи и других функциональных систем представляет собой единый, организованный, целенаправленный воспитательный и учебный процесс.

    Перед учителем – логопедом стоит задача создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка во время коррекционно – развивающих занятий. Эффективная помощь учащимся, имеющим речевые нарушения,  возможна лишь в случае систематической, последовательной и взаимосвязанной работы в нескольких направлениях:

*коррекция звукопроизношения;

*развитие навыков анализа звукового и морфологического состава слова;

*обогащение лексического запаса;

*овладение синтаксическими конструкциями;

*развитие связной речи.

    Наличие чёткого планирования работы учителя- логопеда является залогом хороших результатов коррекционно – педагогической работы с младшими школьниками. С этой целью разработала оптимальное планирование логопедических занятий для детей с ОНР, что позволяет наравне с ускоренной постановкой звуков обеспечить разнообразную речевую практику учащихся. Занимательный речевой материал способствует снятию напряжения и страха чтения и письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо – лексической деятельности и создаёт положительный эмоциональный настрой в ходе групповых занятий.

   С целью повышения эффективности коррекционно- развивающей работы с детьми- логопатами использую различные методы и приёмы логопедического воздействия: апробировала и успешно применяю методику ускоренной постановки звуков Е. Масловой (2009 г.); экспресс –методики; неформальные ситуации речевого общения, театрализованную деятельность, развивающие игры

    Формирование интереса к логопедическим занятиям имеет особое значение: оно содействует и успешному развитию ребёнка, и преодолению речевых недостатков, и закреплению достигнутых результатов.

     Очень эффективен экспресс – метод- модель фонетико – фонематической компенсации. Её суть заключается в избавлении от старых дефектных стереотипов и формировании правильных речевых рефлексов в более скоростном, чем обычно режиме. Модель предполагает следующие компоненты.

1.Максимальное насыщение речевого упражнения изучаемым звуком при отсутствии оппозиционных (смешиваемых) звуков.

2.Обеспечение доминантного характера данного звука.

3.Разнообразие речевых технологий (чистоговорки, скороговорки, игры, считалки, потешки и т. д.)

4.Использование ритма и рифмы: рифмованный речевой материал способствует

более продуктивной автоматизации звуков.

5.Развитие речевой сноровки и активизация компонентов речедеятельности детей.

При устранении нарушений чтения и письма большое внимание уделяю соотношению каждого звука с определённой буквой, дифференциации звуков,при этом предлагая различные игровые задания и упражнения.-«Звуковой аукцион», «Грамматические эстафеты» и др. При устранении дисграфии с детьми провожу следующие виды диктантов: зрительные, слуховые, предупредительные. объяснительные, выборочные, творческие, устные с опорой на наглядный материал и без него. Эти виды диктантов использую с целью обучения и развития, а не проверки и контроля.

Использую и такой приём: работа с деформированным текстом, предложением (с опорой на наглядный материал или без опоры на наглядность). Эта методика способствует развитию связной речи, логического мышления учащихся /умение восстанавливать последовательность событий/. Круг тем, содержание и формы работы определяются спецификой логопедических задач, но при этом они соотносятся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Для разработки оптимальных путей логопедического воздействия весьма продуктивным является использование игровых технологий: технологии развивающего обучения/логопедическое лото, логопедический тренажёр/;

Технологии развивающих игр Б.П. Никитина, (« Уникуб », «Сложи квадрат» );

Технологии ТРИЗ; игры – путешествия ( Путешествие в сказку, путешествие на дальний остров, экскурсия в осенний лес « У тебя мы, осень, спросим?..»

Основная мотивация этих технологий – познавательный интерес и активность детей. Сочетание рационального и эмоционального, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы – даёт возможность вовлекать учащегося в различные виды деятельности, решать практические задачи по организации логопедической помощи детям с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения и развития, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи,                                                                                                                            

     Устранённые речевые нарушения в начальной школе дают возможность детям для их дальнейшего успешного обучения в школе, участия в общественной жизни, выступлений на сцене, участия в различных конкурсах и олимпиадах.