Проектная деятельность как вид воспитательной работы

В образовательный процесс нашего учреждения успешно вошёл такой вид воспитательной работы, как проектная деятельность. Метод проектов относят к педагогическим технологиям  ХХIвека как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:существование проблемы, требующей решение путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.

Выбираем тему с родителями и учениками сначала на родительском собрании, затем – на классном. Например, в 1 классе мы не знали друг друга, семьи одноклассников. Эта проблема находит своё решение в проекте  «Моя семья». Проблема отношения к окружающей природе была решена в проекте «Времена года». В год равных возможностей мы выбираем тему проекта «Портрет моего города».

Следующее условие: применение исследовательских (творческих) методов при проектировании. Здесь мне помогает знакомство с планированием педагогов легоконструирования, информатики, ИЗО, музыки, психологии, этикета и объединений.

Структурирование этапов выполнения проекта.Совместное планирование с родителями и детьми.

 Самостоятельная деятельность в ситуации выбора. Еженедельные мероприятия (классные часы и самостоятельные домашние задания);

Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная) В конце года - защита проекта.  Результаты: грамоты, благодарности, публикации, участие в сессиях, фестивалях.

Обязательно присутствует три момента: выбор, планирование, критика проекта.

В практике составляется комплексный план работы по проекту на год, который является итогом коллективного совместного творчества классного руководителя, родителей и воспитанников. В планировании коллективной деятельности участвуют дети с первого года обучения в школе. Вначале дети привлекались к обсуждению плана понятного и увлекательного дела, а к 3 классу способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определённый период. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный руководитель 3 класса «Г»

Прогимназии №1728

ЗАО г. Москвы

Пилипенко Этери Юрьевна

В образовательный процесс нашего учреждения успешно вошёл такой вид воспитательной работы, как проектная деятельность. Метод проектов относят к педагогическим технологиям  ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему: существование проблемы, требующей решение путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.

Выбираем тему с родителями и учениками сначала на родительском собрании, затем – на классном. Например, в 1 классе мы не знали друг друга, семьи одноклассников. Эта проблема находит своё решение в проекте  «Моя семья». Проблема отношения к окружающей природе была решена в проекте «Времена года». В год равных возможностей мы выбираем тему проекта «Портрет моего города».

Следующее условие: применение исследовательских (творческих) методов при проектировании. Здесь мне помогает знакомство с планированием педагогов легоконструирования, информатики, ИЗО, музыки, психологии, этикета и объединений.

Структурирование этапов выполнения проекта. Совместное планирование с родителями и детьми.

 Самостоятельная деятельность в ситуации выбора. Еженедельные мероприятия (классные часы и самостоятельные домашние задания);

Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная) В конце года - защита проекта.  Результаты: грамоты, благодарности, публикации, участие в сессиях, фестивалях.

Обязательно присутствует три момента: выбор, планирование, критика проекта.

В практике составляется комплексный план работы по проекту на год, который является итогом коллективного совместного творчества классного руководителя, родителей и воспитанников. В планировании коллективной деятельности участвуют дети с первого года обучения в школе. Вначале дети привлекались к обсуждению плана понятного и увлекательного дела, а к 3 классу способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определённый период. Развиваю интерес и потребность к коллективному поиску, обучаю совместной работе в процессе планирования. Сбор предложений в план работы  организую с использованием следующих форм коллективной работы учащихся:

-поиск полезных дел творческими группами;

-конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим людям по результатам разведки полезных дел;

-анкетирование;

-предложения учащихся, имеющих определённые общественные поручения в прошедшем учебном году;

-уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем.

Совместное планирование проектной работы  осуществляю в ходе классных часов по методикам: «Звёздное небо», «Визитка моих увлечений», «Соавторы». В этом году проводили методику «Звёздное небо», где дети на «звёздочках» писали содержание проектной работы.

В плане работы мне помогает циклограмма деятельности на учебный год, которая составляется на основе планирования воспитательной работы в школе. В циклограмме представлено  содержание проектной работы.

Проектная работа в коллективе строится с учётом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы.  Изучая педагогическую литературу и классиков педагогики, можно вывести качества выпускника начальной школы.

1.Потребность и инициативность в области познавательной деятельности.

2.Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира.

3.Наблюдательность.

4.Видение мира через призму собственного опыта и умения.

5.Самостоятельность.

6.Умение высказывать своё мнение.

7.Искренность.

8.Любопытство и любознательность.

9.Открытость близким людям.

10.Умение слушать других людей, своих сверстников, адекватно оценивать свои и чужие умения.

        2009 год по постановлению Правительства Москвы - «Год равных возможностей». Совместно на родительском, а затем на классном собрании мы выбрали тему проекта «Портрет моего города». Цели проектной работы:

Воспитывать желание изучать историю Москвы; любовь к своему городу, бережное отношение к его культурным ценностям; чувства патриотизма, гражданственности;

Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями;

Научить ценить такие качества, как дружба, взаимопомощь.

        В планирование были включены следующие темы:

Легенда об основании Москвы;

День рождение моего города;

Улицы города;

Наземный транспорт города;

Подземный транспорт города;

Воздушный транспорт. Аэропорты Москвы;

Транспорт на моей улице;

История моей улицы;

Что такое Кремль;

Боровицкий холм в древности;

Почему площадь Красная?

Кремлёвские стены и башни;

Соборная площадь;

Куранты бьют. Спасская башня. Музыкальный час;

Как мы отдыхаем в Москве. Рассказы, рисунки, фотографии;

Царь-колокол и Царь пушка. Экскурсия.

Стихи о столице;

Песни о Москве;

Собираем пословицы о городе;

Москва в День защитника Отечества.

Искусство на улицах города;

Москва глазами иностранцев;

Конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН;

Равные права-равные возможности;

Город равных возможностей;

Подшефный детский дом;

Сочинение «Если бы мэром города был я»;

Москва в День Победы;

Защита проекта.

По проектной деятельности проходят классные часы еженедельно. У нас - пятым уроком в пятницу. Записываем тему в дневник, чтобы родители были в курсе содержания и направленности проектной работы.

Одним из главных направлений моей работы, является воспитание нравственных качеств личности в проектной деятельности. Учитываю возраст детей, нравственные проблемы детского коллектива, нравственные проблемы социума, в котором живёт ребёнок, уровень нравственного развития учащихся. По нравственному воспитанию проходят уроки современного

этикета, этические беседы и нравственный классный час.

Этапы проведения нравственного классного часа:

1.Факты поведения людей. ( Материалом для подготовки служит периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, литературы);

2.Анализ поведения;

3.Обобщение, анализ конфликтных ситуаций;

4.Формирование нравственного, этического правила;

5.Применение усвоенных понятий  при оценке поведения.

         В воспитании нравственных качеств детей мне помогает дружба с детским домом Софьино. Это тема в проектной работе «Подшефный детский дом». Вместе планируем совместные дела. Совместные внеклассные мероприятия. К нам на праздник приезжают ребята из детского дома, выступают. Мы едем к ним с выступлениями. У нас проходят совместные экскурсии. После выступления у нас, кукольный театр выступает в детском доме. Это воспитывает доброту, отзывчивость, дружелюбие. Нас благодарят дети и сотрудники.

Итоги работы над проектом: учащиеся с интересом изучают историю столицы; с любовь относятся к своему городу, бережно относятся к его культурным ценностям; сформировано толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями; дети

научились ценить такие качества, как дружба, взаимопомощь.

Проектная деятельность позволяет более активно вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они активно участвуют в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и в своих классах. Привлекаю родителей к проведению классных часов, внеклассных мероприятий. Обращаю внимание на поощрение самых активных: грамоты, благодарственные письма.

Помимо традиционных форм работы с родителями, использую нетрадиционные: тематические консультации; родительские чтения; родительские вечера.

        Проектная деятельность позволяет развить творческие способности детей, повысить уровень воспитанности, об этом говорят тесты и уроки этикета, грамоты и дипломы, печатные работы, благодарность от родителей и активно привлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Литература:

1.Азбука классного руководителя Н. И. Дереклеева. - М.:ООО «5 за знания», 2008;

2.Как проводить родительское собрание в школе. О.С.Олендарь-М.: АСТ; Донецк: Сталкер,2007.

3.Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. В. И. Петрушин - М.:Центр «Педагогический поиск»,2008.


 

Комментарии

Очень полезная информация,особенно для классного руководителя,спасибо Вам!!!