Организация УИД младших школьников как механизм формирования УУД (ФГОС. Из опыта работы)

Гусарова Елена Валентиновна

 

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования (далее - ФГОС НОО) является формирование  учебной  деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться  на основе усвоения универсальных способов деятельности. Достаточный  для  младшего  школьника  уровень  ее  сформированности обеспечивает  возможность  развития  психических  и  личностных новообразований  как  существенного  результата  образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud._organizaciya_uchebno-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников

как механизм формирования универсальных учебных действий

(ФГОС. Из опыта работы учителей кафедры начального образования)

Е. В. Гусарова,

заместитель директора ГОУ лицей № 395,  Санкт-Петербург

Современный мир очень динамичен и меняется столь стремительно, что ориентирует педагогику на переоценку роли исследовательских методов в образовании. Сегодня уже понятно, что исследовательские умения, к которым относятся умение формировать цель предстоящей работы, планировать свою деятельность для решения какой-либо задачи, анализировать ситуацию, выбирать наиболее регулятивный способ решения проблемы, выделять главное и второстепенное и др., необходимы не только людям, жизнь которых связана или будет связана с наукой, но и каждому человеку в повседневной жизни. Формировать их необходимо уже в младшем школьном возрасте.

Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной работы с младшими школьниками. Раньше главной целью начального обра зования считалось обучение чтению, пись му, счету, а критерием успешности был уро вень знаний, умений и навыков младших школьников. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования (далее - ФГОС НОО) является формирование  учебной  деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться  на основе усвоения универсальных способов деятельности. Достаточный  для  младшего  школьника  уровень  ее  сформированности обеспечивает  возможность  развития  психических  и  личностных новообразований  как  существенного  результата  образования.

Принципиальным отличием ФГОС НОО является их ориентация на «универсальные учебные действия» (далее – УУД), являющиеся метапредметными результатами образования. Они представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

УУД обеспечивают способность учащегося:

  1. к саморазвитию и самосовершенствованию посредством созна тельного и активного присвоения нового социального опыта;
  2. к самостоятельному приобретению новых зна ний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

В проекте Основной образовательной программы на ступени среднего (полного) общего образования одним из ведущих личностных результатов является готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности: учебно-исследовательской, коммуникативной, образовательной.

Развитие личности ребенка определяется характером организации её деятельности. Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Поэтому именно начальная ступень школьного обучения должна рас ширять круг интересов и развивать позна вательную мотивацию обучающихся

Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями; выступает как сотрудничество, диалог – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения. 

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Под исследовательскими умениями мы будем понимать интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.

Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие  невозможно, если не сделать обучающихся  активными участниками планирования, организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть  личностно-ориентированным.

У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность. Это использование проблемного обучения, поисковые и частично-поисковые методы, а также метод проектов.

Необходимо:

  1. использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъектный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие;
  2. создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется  потребность в учебном  действии и работе с информацией. 

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия. Такая работа требует больших ресурсных затрат.

Формирование специфических умений и навыков учебно-исследовательской деятельности целесообразно проводить поэлементно и систематически в рамках всей урочной деятельности.

Пока никто не предлагает готового материала для организации исследовательской работы с учениками. Учебное исследование как дидактический материал учитель разрабатывает сам. Необходимы новые формы организации, анализа и оценивания образовательного процесса. В этом и проявляется новаторство учителя. 

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.  

Неоценимым вкладом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, появляющийся в результате исследования и представленный в стандартном виде.

Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

Такими специфическими умениями являются:

  1. анализ проблемной ситуации;
  2. целеполагание;
  3. формулирование вопросов;
  4. планирование действий;
  5. отбор необходимой информации;
  6. логические умения;
  7. умение строить гипотезы и делать выводы;
  8. рефлексия;
  9. самоконтроль, самооценка и др.

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать  степень подготовленности учащихся к этой деятельности.

Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся наблюдение за тем как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой учащихся. Обращается внимание на способность детей следовать «Правилам общения»; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге и пр.

Учитывая уровень развития мышления учащихся учитель планирует формирование определенных мыслительных операций на всех урока поэлементно и поэтапно.

Наличие опыта самоконтроля и самооценки. Учителями используются разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю.

Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:

  1. выявление проблемы;
  2. постановка цели, задач, определение объекта исследования;
  3. выбор методики исследования;
  4. отбор материала;
  5. соотнесение собранного материала с темой и целью исследования. 

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень  самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку  своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД:  умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;  
  3. степень осмысления использованной информации;
  4. оригинальность идеи;
  5. осмысление проблемы и способ ее решения;
  6. формулирование цели исследования;
  7. владение рефлексией;
  8. творческий подход в процессе работы.

Учителю исследовательского обучения необходим определенный уровень научно-методической подготовки, владение исследовательскими технологиями и технологиями их осуществления в образовательном процессе. Необходимо выйти из предметной «зашоренности» в метапредметное методологическое осмысление своей педагогической практики.

Успешное применение учебного исследования в значительной степени зависит от умения педагога вести диалог, слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих; мгновенно ориентироваться в разных ситуациях, так как учащиеся не всегда следуют задуманному педагогом сценарию; выбирать точные слова для комментариев ответов учеников, обобщений и выводов.

Изменяется позиция учителя. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

Однозначно ответить на вопрос, в какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми, нельзя. Позиция учителя зависит от типа и формы организации урока, темы и поставленных задач урока.

Ориентированность работы на имеющийся субъектный опыт учащихся, его преобразование характерная черта исследовательского обучения.

В полноценном обучении участники взаимодействуют как с физичес ким окружением (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным (друг с другом и с учителем). Основное правило заключа ется в том, что все три вида активности (физическая, социальная, познавательная) разнообразны, взаимосвязаны (взаимозависимы) и в обязательном порядке должны присутствовать на каждом уроке.        

В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:

  1. одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
  2. процесс обучения приближен к реальной жизни;
  3. развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказыва ния и аргументирования);
  4. воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, ве ликодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).

Однако, наряду со всеми этими достоинствами, следует отметить и некоторые сложности:

  1. Сложность соблюдения временных рамок.
  2. Сложность точного планирования хода урока.

Учителя, работая в данном направлении, отмечают: повышение плотности урока; появление широких возможностей для осуществления индивидуаль ного подхода; рост уровня обученности и воспитанности класса (к чему так стремит ся каждый учитель); профессиональный рост в результате работы.

Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный по тенциал, так как – это лучший способ формирования  УУД.

Учителю процесс исследовательской деятельности ученика позволяет применять сформированные умения при организации обучения любому предмету. 

Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной, чтобы такой вид деятельности стал привычным как дыхание. Для этого важна личная мотивация учителя: я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать. 

Мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной самый важный ожидаемый нами результат - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт активной, творческой, исследовательской работы; самостоятельное приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, составляющих целый спектр психических новообразований.

        

Список литературы.

  1. Л.С.Выготский. Мышление и его развитие в детском возрасте. Собр.соч. В 6 т. – Т.2 – М., 1984.
  2. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.
  3. А.И.Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.
  4. Т.Ивочкина. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальное образование. –  2000. – №3.
  5. В.И.Андреев. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Дис….кан.пед.наук. М., 1983.
  6. Н.А.Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис….кан.пед.наук. Томск, 2007.