Деятельностный подход в начальной школе

Бурганова Римма Нурмухаметовна

Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении ориентировано на формирование мировоззрения учащихся, познавательной самостоятельности устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей (анализировать, сравнивать, обобщать). Деятельность  выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания букв в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.  

     В психологическую структуру деятельности входят следую щие : учебные ситуации и задачи, учебные действия,   контроль и   оценка. 

    Дидактические принципы образовательной технологии, такие как принцип деятельности, целостного представления о мире, непрерывности, минимакса, психологической комфортности, вариативности и креативности  необходимы и достаточны для реализации совре менных целей образования и уже сегодня могут осуществляться в общеобразовательной школе.

       В наше время  применение деятельностного  подхода в обучении – формирование метапредметных умений – фиксировать затруднения в собственной деятельности и выявлять их причины, ставить перед собой цель и планировать свои действия, выбирать способы и средства проектирования, выполнять самоконтроль и самооценку и др. – является приоритетом начального общего образования. Формирование этих умений заложено в основу стандартов второго поколения.

Мы пришли к выводу, что применение деятельностного метода в учебном процессе   помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление.  Такими  условиями являются создание проблемных ситуаций, формулирование и решение учебной задачи, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления. Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь системное применение данного подхода.

Нами было проведено исследование по выяснению уровня самостоятельности, продуктивности мышления учащихся, а также по выявлению степени заинтересованности учеников 1 класса к самостоятельности в учении и их отношению к учебе вообще. Исследование показало, что большинство учеников заинтересовано в учебе, но активность и самостоятельность деятельности снижена по причине постоянно возникающих трудностей и невозможности самостоятельно разрешить их.

Исходя из гипотезы нашего исследования, мы применяли деятельностное обучение в данном классе на протяжении четырех недель, систематично и учитывая индивидуальные особенности учащихся. После обучающего эксперемента, по результатам диагностики, было выявлено, что  у учащихся существенно повысилась активность в познавательной деятельности, возросла самостоятельность в поисках решения заданий, появилась внутренняя мотивация к познанию, а также улучшилось эмоциональное отношение к учению.

Включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества деятельностного подхода в обучении:

- Каждый ученик:

 является активным участником познавательной деятельности на уроке, может проявить свои творческие способности;

 продвигается при изучении материала в удобном для него темпе, постепенно усваивая материал;

 осваивает материал в том объеме, который ему доступен и необходим (принцип минимакса);

 испытывает интерес к происходящему на каждом уроке, учится решать задачи, интересные по содержанию и по форме.

- Учитель на уроке выступает не в роли информатора, а как организатор поисковой деятельности учеников. Специально подобранная система задач, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предложения, выслушивают других и находят верный ответ, помогают в этом учителю. Это позволяет не механически запомнить материал, а изучать осознанно, “пропуская его через руки”. Выводы дети делают самостоятельно.

-  Развивающий аспект. Нельзя не сказать о специальных упражнениях, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Важно то, что эти задания даются в системе. Дети придумывают свои примеры, задачи, сказки, изделия и т.д. Эта деятельность им очень нравится. Не случайно, что творческие работы детей по их собственной инициативе обычно бывают ярко и красочно оформлены.

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что решение учебных задач, ситуаций  создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Проведенная работа подтвердила выдвинутую гипотезу. Использование деятельностного подхода при обучении младших школьников  показало, что возрастает познавательная активность, творчество, раскрепощенность учеников, снижается утомляемость; обучение приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

Когда меня спрашивают школьники: “Зачем нам  решать трудные задачи? – я отвечаю: “Затем, чтобы познать свой внутренний мир, совершенствовать себя и тем самым, возможно, повлиять на действительность”.

Таким образом,  деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.