Рабочая программа "Увлекательное путешествие в страну хороших манер"

Данилова Галина Дмитриевна

    Курс «Увлекательное путешествие в страну хороших манер» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках   федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

  Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

  На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в год. (136 ч)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_etiketa.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Программа   курса

«Увлекательное путешествие в страну хороших манер»

/начальная школа/

Направление: Духовно-нравственное

г. Чапаевск

Составитель:  Данилова Г.Д. -учитель начальных классов ГБОУ-СОШ № 9, г.Чапаевска, Самарской области.

Программа  факультатива обсуждена на ШМО  МОУ-СОШ № 9

Протокол от _______ № ________ 2011 г

Председатель ШМО  учителей начальных классов: ______________/ Г.Д. Данилова /

.

Пояснительная записка

    Курс «Увлекательное путешествие в страну хороших манер» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках   федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

  Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

  На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в год. (136 ч)

Формы проведения занятий:

    Содержание предполагает решение следующих задач:

  1. обучение навыкам общения и сотрудничества;
  1. формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  2. развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  3. введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

 

   Основные разделы программы:

  1. я среди людей;
  2. речевой этикет;
  3. психология общения;
  4. культура поведения;
  5. в мире сказок.

Воспитательные идеи программы:

  1. Старайся делать добро!
  2. Бойся обидеть человека!
  3. Люби и прощай людей!
  4. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  5. Познай мир и себя!
  6. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

  Ожидаемые результаты:

  1. обогащение личного опыта общения детей;
  2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Формирование универсальных учебных действий средствами используемого курса:

Личностные универсальные учебные действия.

Содержание курса нацелено на формирование основ гражданской идентичности личности школьника ,формировать представления о моральных нормах, этических чувствах (вины, стыда, совести), моральной самооценке, развивать доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи, способность сочувствовать и сопереживать чувствам других людей, понимать взаимосвязь между поступками и их последствиями.

С 1 класса  в работе курса идёт формирование мотивов деятельности, системы ценностных отношений учащихся к себе, другим , объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Регулятивные универсальные учебные действия 

Структура изложения занятий курса позволяет строить занятия  с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и  организовывать занятия  так, что  дети получают возможность учиться:

— принимать и сохранять информационные знания; планировать своё действие в соответствии с ними;

— осуществлять внутренний контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.

Познавательные универсальные учебные действия

Благодаря широкому включению в занятия разнообразного дополнительного материала (развороты истории и исторические справки, опыты и элементы исследования, тренинговые ситуации, экскурсии, поездки, презентационный  материал и т.д.) развиваются познавательные интересы, любознательность.

Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками. Типичными для учащегося  являются задания: сравни и сделай вывод; объедини в группы, как ты думаешь, почему и т.д.

Включение учащихся в работу над проигрыванием ситуации создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий, способствует созданию мотива деятельности и выхода детей  в собственную деятельность.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативный характер курса «В мире вежливых наук» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.

Система заданий  на занятиях нацеленна на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и эмпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.

Организация работы в паре и работа в тренинговых  нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить  общее решение. Формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.

Тематическое планирование курса

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

Я среди людей

(31 час)

1-5

Я - личность

Понятия «личность, индивидуальность, неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я – мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

5

6-11

Я и мои роли.

Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто Я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.

6

12-16

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

5

17-21

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

5

22-24

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

3

25-27

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

3

28-31

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

4

32-33

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

2

34-35

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация:     можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

2

Речевой этикет

(15 час)

36-37

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

2

38-42

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

4

43-45

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

3

46-48

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

3

49-50

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

2

51-52

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

2

53-54

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

2

Культура поведения

(37 час)

55-58

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

4

59-60

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

2

61-62

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

2

63-66

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

4

67-70

Праздники в жизни человека

Понятия «праздник, праздничный» Правила этика праздничного общения. Церковные праздники и

традиции их проведения

4

71-74

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

4

75-78

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

4

79-83

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

Практические ситуации- «День именинника»

     5

84-86

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

3

87-91

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». Экскурсия в автобусный парк

5

92-93

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

2

94-99

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

Экскурсия- поездка в театр, кино

6

100-103

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. Поездка в музей

4

104-105

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения в Храме.

2

106-107

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

2

В мире сказок

(18 час)

108-111

Кто сочиняет сказки

А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие сказки для детей. Народные сказки. Зачем сочиняют сказки и  можно ли учиться у героев сказок.

4

112-119

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

8

120-125

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

6

127-134

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. Просмотр спектаклей – поездки-экскурсии в театр.

8

Итоговые занятия

(2 час)

135-136

Что мы узнали и чему научились

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

1

1

Используемая литература:

  1. Армер А.Н. «Что такое этикет», Т, 1998;
  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  2. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  3. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  4. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  5. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

 ж. «Завуч начальной школы», №3-5, 2004.