Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс. Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_valentina_grigoevna.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЙ РАЗ – В 1 КЛАСС! 

Готовность к обучению: что нужно знать родителям?

Ребёнок пошёл в первый класс. Сейчас он только-только привыкает к школе, знакомится с одноклассниками и учителем. Нуждается ли он в каком-то дополнительном внимании? Или сам привыкнет? Нужно ли как-то менять свою жизнь и отношение к ребёнку?

Прежде всего, стоит уяснить, что жизнь маленького человека сильно изменилась. Резко изменилось окружение (коллектив), резко изменился режим. В данной ситуации нельзя предполагать, что ребёнок великолепно со всем справится. Ему, естественно, нужна помощь, поддержка.

Не нужно давить. Постарайтесь в первую неделю-две сформировать режим так, чтобы он максимально подошёл к распорядку дня в школе и к темпераменту ребёнка. Нужно ли спать днём после возвращения из школы? Совершенно точно на этот вопрос ответить нельзя. Поэкспериментируйте. Захочет спать - пусть поспит. Чувствуете, что сон не так уж и нужен, что спит ребёнок по привычке - старайтесь занять, развлечь и переходите на режим только с ночным сном.

Разговаривайте с ним о школе, об уроках, об учителе или одноклассниках. Если сам рассказывает - слушайте внимательно, поддерживайте диалог. Маленькому человеку нужна поддержка, совет. Он пытается найти себя в коллективе, определиться. И если от родителя помощи не будет, он может уйти в себя или наоборот, начать проявлять себя антисоциально. И такое поведение - не только “плоды” воспитания, а ещё и результат реакции ребёнка на новую незнакомую среду.

Так что если ребёнок замкнут - это проблема родителей. Если он агрессивен по отношению к одноклассникам - это тоже проблема родителей. Но, к сожалению, некоторые родители вообще отказываются осознавать, что это их проблема. “Тихоня - привыкнет, оботрётся! Просто он очень скромный!” “Побил одноклассника - это его беда, что не мог дать сдачу моему сыну, а он у меня боевой - молодец!” Поверьте, в таких ситуациях не стоит умиляться, а нужно действовать. Иначе коллектив избавится как от тихони, так и от драчуна. И ничто не поможет - ни смена класса, учителя, ни даже школы. Потому как проблема кроется в ребёнке и в детско-родительских отношениях.

Дайте своему сыну или дочери опору. Ему нужно чувствовать, что у мамы или у папы он всегда найдёт поддержку, одобрение, критику или дельный совет. Не нужно обращаться с ним как с “маленьким”. Дети это хорошо чувствуют. И фальшь в словах родителя способна только подорвать доверие.

Первые трудности первоклашек.                

Следует также учесть, что дети имеют неодинаковые способности к разным наукам. И слишком легкие для ребенка задания, и слишком трудные одинаково отбивают у него охоту учиться.

Тут опять же выручат индивидуальные задания. К примеру, если у ребенка лучше «идет» математика, но хуже усваивается английский язык, значит, нужно давать ему более трудные задания по математике и более легкие - по английскому языку. Но ни в коем случае нельзя за выполнение «облегченного» варианта ставить малышу более низкую оценку. Ребенок имеет право на хорошую отметку для своего уровня. Ведь у каждого человека свои таланты. И учитель, и родители могут помочь ребенку развивать эти таланты и идти по своей дорожке.

С трудностями в учебе — большими и малыми — неизбежно столкнется каждый первоклассник. Совсем же плохая успеваемость может быть вызвана целым рядом причин. Это невнимательность на уроке, неумение и нежелание думать, слабая память, небольшой словарный запас. Кто-то не умеет сосредотачиваться на том, что ему не очень интересно.

Есть и такие ребята, которым просто не хочется узнавать что-то новое. Они не задумываются над тем, почему самолет летает, а машина ездит по земле, зачем птичке крылья, а рыбке хвостик. Возможно, им просто надоело добиваться ответов на свои вопросы от равнодушно отмахивающихся от них взрослых.
В любом случае, чтобы подтянуть слабоуспевающего ребенка, нужно выяснить причину его отставания. В этом поможет школьный психолог. И не исключено, что потребуются дополнительные занятия в кружках, на курсах.

Новый коллектив.   

Адаптация в коллективе у всех детей происходит по-разному. У одного — явные задатки лидера, другой — более покладистый и уступчивый.
В этом возрасте для детей, которые, по сути, только осваивают трудную науку общения, очень значимы дружба и друзья. Нередко на этой почве возникают конфликты в классе. Например, Даша дружит с Юлей и почему-то считает, что Аня уже не должна с ней дружить: мол, моя подружка — ни с кем ее «делить» не стану. В итоге Аня чувствует себя одинокой и обиженной, Юля разрывается между девочками, а Даша переживает «измену» подруги. И тут уж, конечно, многое зависит от учителя. Он поможет им научиться общению.
Более сложная ситуация складывается, если в класс приходит ребенок замкнутый. Такому малышу вдвойне трудно влиться в коллектив, а, следовательно — сложнее в нем и учиться. Не найдя общего языка с одноклассниками, ребенок может вдруг заявить родителям, что больше в школу не пойдет. В таком случае папе или маме стоит обратиться за советом к школьному психологу.
Не стесняйтесь сотрудничать с учителем. Постарайтесь рассказать ему как можно больше о своем ребенке. Преподавателю будет легче найти подход к малышу, заранее зная, что он, к примеру, стеснительный, малообщительный, у него плохая память, он левша или ему из-за плохого зрения полагается сидеть за первой партой среднего ряда.
Вообще, мамам и папам следует настроить себя на то, что на протяжении всего учебного года должен существовать союз двух «богов» — школы и родителей. И тогда дело пойдет на лад.


Режим дня первоклассника. 

• Помните, что, придя со школы, малыш должен пообедать и обязательно отдохнуть. Не заставляйте его сразу браться за уроки. По мнению психологов, самое лучшее время для учебы — с 8 до 12 утра и с 16 до 18 вечера. Было бы неплохо приучить ребенка заниматься именно в эти часы.
• Шестилеткам для восстановления сил после учебного дня не мешает поспать 2-3 часа.

Советы психолога родителям первоклассника. 

• Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.
• Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если малыш не успел собраться, в следующий раз его нужно разбудить немного раньше.
• Желательно покормить ребенка завтраком. Но если он по какой-то причине отказывается, есть, не принуждайте его. Не забудьте собрать ему завтрак с собой.
• Не говорите малышу на прощание фразы типа «смотри, не балуйся» или «чтобы сегодня не было плохих отметок». Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом — ведь у него впереди трудный день.
• Встречая ребенка из школы, не обрушивайтесь на него сразу с вопросами «что ты сегодня получил?» или «ну как, сегодня без двоек?». Дайте ему расслабиться. Если же он сам хочет поделиться с вами чем-то важным, не откладывайте разговор, не отмахивайтесь от малыша, выслушайте его — ведь это не займет много времени.
• Если ребенок явно чем-то огорчен, не допытывайтесь о причине. Возможно, он расскажет позже. Или же осторожно поинтересуйтесь потом сами.
• Не торгуйтесь, говоря: «Если ты сделаешь хорошо уроки, то я дам тебе...» У малыша может выработаться неправильное представление о цели учебы. Он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение.

• Имейте в виду, что есть периоды, в течение которых учиться сложнее: малыш быстро утомляется, у него снижается работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти.
• Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожите им.
• Помните, что первоклассники — это еще маленькие дети. Для них все так же важны игры и игрушки, они любят, чтобы им прочитали на ночь сказку, спели колыбельную или просто подержали на ручках.

Памятка для родителей 

Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:

  1. создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками;
  2. превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?";
  3. нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно относитесь к учителю;
  4. последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

  1. брать в школу все необходимое;
  2. правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);
  3. здороваться с учителями и детьми;
  4. отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
  5. слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
  6. просить о помощи, если что-то не получается;
  7. заниматься одним делом долгое время;
  8. правильно реагировать на замечания;
  9. устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА  

  1. Оставьте за дверью свое плохое настроение.
  2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
  3. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
  4. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
  5. Не избирайте для общения назидательный тон.
  6. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.
  7. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
  8. Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  9. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.
  10. Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.
  11. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.
  12. Объясните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
  13. Не давайте негативной оценки всему классу.
  14. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
  15. Не переоценивайте значение отдельных предметов.
  16. Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.

Первый раз в первый класс – эта фраза для каждого ребенка в его жизни звучит один раз. Этот период в жизни  – испытание не только для малыша, но и для его родителей. Надо набраться большим терпением и не забывайте, что в течение первого школьного года вашему малышу просто необходима ваша поддержка! Желаю вам удачи и терпения!


 

Комментарии

спасибо у меня идет в школу 4 ребенок (старшим 29, 19 ,8 ,) советы очень полезные

Спасибо за комментарий. Самое дорогое для вас - родителей это ваши ДЕТКИ! Хочется, чтоб всегда они вас радовали и радовались каждому дню. Переживайте вместе с ними их удачи и успехи, находите выход из трудной ситуации. А для этого надо ЛЮБИТЬ своего ребёнка. Желаю Вам удачи и творческих успехов! Мы вместе, значит, у нас все получится!