Методический материал.

Исаева Елена Петровна

Предварительный просмотр:

             Напоминаю, что  такие  тексты  называют  деформированными ,

         в  них   пропущены    знаки  препинания  в  конце  предложений,  абзацы.

        Тебе  нужно  привести  этот  текст  в  порядок.  Не  забудь  придумать  название  этому  тексту.           

                                        _______________________

              наступает  осень  краснеют  и  желтеют  листья  на  деревьях  меньше

звучат  птичьи  голоса  на  озёрах  водоплавающие птицы  собираются  в  большие  стаи  они  готовятся  к  отлёту  в  тёплые  края  особенно  красивы  осенью  леса,  парки,  сады  под  ногами  шуршит  опавшая  листва  её  жгут  в  больших  кучах  дым  тянется  по  всей  округе  часто  льют  дожди  после  них  на  земле  большие  лужи  улицы  городов и  деревень  украсились  разноцветными  зонтами  небо  заволокло серыми  тучами  они  низко  плывут  над  землёй  стоит  пасмурная  ненастная  погода  в  воздухе  чувствуется  приближение  зимы   

       Сделай  транскрипцию  выделенных  слов.     



Предварительный просмотр:

Д-З           Приведи  в  порядок  деформированный  текст.

                           __________________________

большая  чёрная  туча   медленно  плыла  над  землёй  она  наводила  ужас  и  страх  на  зверей  и  людей  звери  прятались  в  своих  норах  люди  с  опаской  посматривали  на  небо  все  ждали  ливня  и  грозы  а  туча  всё  продолжала  закрывать  небо  неожиданно  наступила  тишина  смолкли  все  голоса  раздался  оглушительный  удар  грома  яркими  змейками  по  небу  засверкали  молнии  тишина  сменилась  гулом  загудел  ветер  его  порывы  срывали  листья  с  деревьев  гнули до  земли  деревца  а  потом  застучали  первые  капли  дождя  дождь  быстро  набирал  силу через  некоторое  время  он  превратился  в  сильнейший  ливень  через  два  часа  всё  стихло  небо  посветлело на  нём  робко  показалось  солнышко

Проверь  свою  работу:.

- Прочитай  каждое  предложение. Какую  мысль  содержит  оно?

- Абзацы

- Название  текста.

- Помни: начало  каждого  предложения  пишется  с  большой  буквы,  в  конце  предложения  ставится   знак  препинания.

-  Проверь  грамотность  списывания  слов.              



Предварительный просмотр:

      Работа  с  деформированным  текстом:

Вспомни:

- Какой  текст  называется  деформированным ?

- Какие  правила нужно  помнить,  работая с  таким  текстом ?

-Выполни  работу  строго  по  алгоритму.

                   _____________________________________

наступила  золотая  осень  листья  на  деревьях  оделись  в  яркие  красные  и  жёлтые  платья  земля  покрыта  разноцветным  ковром

из  опавших  листьев  небо  хмурится  по  нему  плывут  облака  часто  льют  небольшие  дожди   но  холода  пока  не  наступили  солнце  радостно  светит  ранним  утром  по  субботам  в  сторону  леса  направляется   народ  в   лесах  много  грибов  заядлые  грибники  с   корзинами  с  раннего  утра  ходят  по  лесу   за  грибами  ходят  семьями у  многих  людей  к  десяти  часам  утра  уже  полные  корзины  какие  только  грибы  можно  увидеть  в  корзинах  вот  крепкие  крепыши - белые  грибы в  наших  лесах  много  подосиновиков  и  подберёзовиков  встречаются  рыжики  лисички  а  сколько  опят  живут  на  пнях  богат  русский  лес  своими  ценностями а  русский  народ  солит  варит  жарит  эти  грибочки  всю  зиму  потом  с  большим  аппетитом  уплетает  свои  осенние  заготовки



Предварительный просмотр:

        Работа  с  деформированным  текстом.

Вспомни  алгоритм  и  действуй  по  алгоритму.

                      ____________________________________

молодая  лисица  устроила  своё  жилище  в  заброшенной  норе  барсука  туда  она  натаскала  мха  и  листьев  там  у  неё  на  свет  появились  маленькие  лисята  слепые  лисята  прижимались  к  тёплому  животу  матери  и  чувствовали  себя  в  безопасности  время  бежало  а  с  ним  росли  и  лисята  теперь  им  требовалось  много  корма  в  поисках  пищи  лисе  часто  приходилось  оставлять  лисят  одних  стояла  холодная  дождливая  погода  лиса   долго  кружила  по  лесу  в  поисках  пищи  но  часто  приходила  домой  ни  с  чем  мелкие  зверьки  надёжно  спрятались  в  своих  норках  глупые  птенцы  тихо  сидели  в  своих  гнёздышках  под  крыльями  родителей  однажды  на  лесной  дороге  лиса  учуяла  куриный  запах  он  привёл  её  к  маленькой  лесной  деревушке  так  лиса  повадилась  ходить  в  курятник  за  курочками  скоро  подрастут  её  лисята  они  станут  самостоятельно  добывать  себе  пищу

             



Предварительный просмотр:

            Работа  с  деформированным  текстом.

Вспомни  алгоритм  и  действуй  по  алгоритму.

                       _________________________________

к   концу  лета  в  августе  в  наших  лесах  много  грибов  моя  бабушка  много  лет  живёт  в  деревне  петушки  я  каждое  лето

живу  у  неё  мы  часто  ходим  с  ней  в  ближнюю  рощу  за  шишками  для  самовара  чай  из  самовара  с  шишками  ароматный  и  полезный  а  ещё  мы  каждый  день  собирали  малину  и  землянику  для  варенья  моя  бабуля  знает  много  ягодных  и  грибных  мест  однажды  мы  пошли  в  лес  и  долго  кружили  по  нему  в  поисках  грибов  а  грибы  нам  не  встречались  было  жарко  долго  не  было  дождей  а  грибы  любят  влагу  и  тепло  мы  не  рассердились  на  грибы  я  собрала  много  желудей  и  красивых  сухих  веточек  для  школьных  уроков  дождь  пошёл  только  через  три  дня  глубокой  ночью  всё  гремело  и  сверкало  к  утру  стихло  в  тот  день  мы  собрали  полные  корзины  грибов  дома  почистили  их  и  пожарили  с  картошечкой теперь  я  хорошо  знаю: тёплый  дождь – к  грибам



Предварительный просмотр:

               Работа  с  деформированным текстом                

Вспомни  алгоритм  работы  и  действуй  по  нему.

          ______________________________________________

мы  вошли  в  осенний  лес  он  очень  красив  в  это  время  года  на  деревьях  жёлтые  и  красные  листья   стоять  под  деревьями  приятно  тихим  дождём  кружатся  листья  и  осторожно  ложатся  на  землю  под  ногами  шуршит  разноцветный  ковёр  все  тропинки  засыпаны  опавшей  листвой  рябины  украсились  крупными  красными  гроздьями  ветки  орешника  согнулись  под  тяжестью  спелых  орехов  ягод  уже  не  встретишь  редко  встречаются  цветы  в  осенний  лес  ходят  за  грибами  мы  тоже  пришли  за  ними  оранжевые  лисички  стайками  окружили  пеньки  на  них  красуются  семейки  дружных  опят  белые  грибы  прячутся  в  листве  подосиновики  и  подберёзовики  гордо  стоят  на  длинных  ножках  разноцветные  сыроежки  разбежались  по  всему  лесу  только  красавцы  мухоморы  важно  осматриваются  вокруг  людей  не  привлекают  их  модные красные  шляпки  в  белый  горошек  глаза  человека  ищут  коричневые  и  красноватые  шляпки  благородных  грибов  в  поисках  грибов  время  быстро  пробегает  скоро  обед  пора  возвращаться  домой  

Сколько  предложений  у  тебя  получилось ?________________ Сколько  микротем (абзацев)  в  твоём  тексте?_____________

Прочитай  ещё  раз  текст. Соответствует  ли  название  текста  его  содержанию ?        



Предварительный просмотр:

                   Работа  с  деформированным  текстом

 Вспомни  алгоритм  работы  с  такими  текстами  и  действуй

по  алгоритму.

                       ______________________________________

           

в  нашем  классе  много  весёлых  ребят  мальчики  и  девочки  хорошо  дружат  у  нас  никогда  не  бывает  драк  мы  не  придумываем  друг  другу  прозвища  наша  учительница  строго  следит  за  нашим  общением  мы  чувствуем  себя  в  школе  в  безопасности  мы  многому  уже  научились  на  уроках  нам  нравится  работать  с  текстом  на  русском  языке  сначала  было  очень  трудно  писать  красиво  в  прописях  теперь  мы  пишем  в  тетрадях  в  одну  линейку  у  нас  есть  тетради  для  списывания  текстов  учитель  придумывает  нам  большие  тексты  на  разные  темы  в  каждом  тексте  нужно  найти  границы  предложения и  абзацы  а  для  этого  нужно  уметь  хорошо  читать  ещё  труднее  придумать  название  оно   должно  соответствовать  содержанию  текста   на  уроках  математики  мы  решаем  уравнения  пока  не  у  всех  получается  быстро  но  мы  очень  стараемся  на  каждом  уроке  мы  решаем  четыре  задачи  наша  учительница  нами  довольна

    Прочитай  внимательно  весь  текст.

    Проверь  его.



Предварительный просмотр:

            Работа  с  деформированным  текстом

   Вспомни  алгоритм  работы  с  деформированным  текстом  и

действуй  по  алгоритму.

                      _______________________________



Предварительный просмотр:

           Вспомни  алгоритм  работы  с  деформированным  текстом  и  действуй  по  этому  алгоритму.

                      ______________________________________

в  глухой  чаще  леса  среди  поваленных  деревьев далеко  от  глаз  человека  прячется  волчье  логово  кругом  кусты  мхи  и  высокая  трава  прячут  вход  в  волчье  жилище  молодая  волчица  всё  дальше  и  дальше  уходит  от  своего  логова  в  нём  остаются  маленькие  волчата  волчице  тяжело  бросать  своих  малышей  они  с  каждым  днём  становились  всё  непослушнее  в  последнее  время  стало  трудно  добывать  пищу  проливные  дожди  и  холод  загнали  жителей  леса  в  глубокие  норы  волчата  в  уютном  тёплом  логове  весело  играют  они  покусывают  друг  друга  малыши  ползают  и  прыгают громко  повизгивают  дети  есть  дети  шаловливые  непослушные  но  любимые  волчица  всё  свободное  время  проводит  с  малышами  скоро  наступит  хорошая  погода  солнечные  лучи  заиграют  на  стволах  деревьев  и  траве  заблестит  роса  на  листьях  и  травинках  вот  тогда  выведет  волчица  своих  волчат  из  логова  пусть  привыкают  к  дикому  лесу  лес  всегда  будет  их  домом  серые  пушистые  шкурки  волчат  нуждаются  в  материнском  уходе  волчица  заботливо  их  вылизывает  маленьким  волчатам  предстоит  научиться  добывать  пищу  и  прятаться  от  охотника  в  игре  мать  готовит  волчат  к  взрослой  жизни  

    - Прочитай  каждое  предложение.

    - Проверь  абзацы.

    - Соответствует   твоё  название  текста  его  содержанию?

    - Проверь  написанное.



Предварительный просмотр:

Вспомни  алгоритм  работы  с  деформированным  текстом  и  действуй  по  нему.

                __________________________________________

мой  папа  и  дедушка  увлекаются  рыбалкой  папа  считает  рыбалку  лучшим  отдыхом  приятно  посидеть  в  тиши  природы  с  удочкой  на  берегу  реки  или  озера  папа  даже  купил  моторную  лодку  они  с  дедулей  выписывают  журнал  для  рыболовов  дедушка  ходит  каждый  день  в  специальный  магазин  и  рассматривает  новые  крючки  и  поплавки  они  купили  себе  непромокаемую  одежду  и  большие  резиновые  сапоги  у  каждого  из  них  свой  рюкзак  и  ящик  с  рыболовными  снастями  рыбу  ловят  в  определённое  время  лучше  всего  она  клюёт  ранним  утром  или  вечером  каждая  рыбка  любит  свою  приманку  каждый  рыболов  спокойно  и  терпеливо  сидит  на  берегу  тишина  и  покой  реки  или  озера  делают  человека  спокойнее  дают  возможность  отдохнуть  и  подумать   у  многих  инженеров  и  конструкторов  на  рыбалке  приходят  замечательные  идеи  человек  убегает  от  городского  шума  и  суеты  к  воде  любуется  родной  природой  замечает  малейшие  в  ней  перемены  такой  человек  никогда  не  навредит  природе  но  больше  всего  я  люблю  слушать  рассказы  папы  и  дедушки  о  рыбах  и  подводном  мире  водоёмов  в  наших  реках  и  озёрах  пресная  вода  а  в  морях  и  океанах  солёная   в  пресной  воде  наших  рек  и  озёр  живут  окуни  и  караси  щуки  любят  илистое  дно  многие  рыбы  не  живут  в  грязной  воде  иногда  среди  рыболовов  проводят  конкурсы  на  самый  большой  улов  

Проверь  написанное!  Помни  о  микротемах  (абзацах) !     



Предварительный просмотр:

   Вспомни  алгоритм  работы  с  деформированным  текстом  и  действуй  по  алгоритму.

                      _____________________________________

в  последний  день  четверти  в  каждом  кабинете  нашей  гимназии  проходит  генеральная  уборка  в  этот  день  мы  приносим  тряпки  и  порошок  одеваем  рабочую  одежду  все  работают  старательно  больше  всего  нуждаются  в  уборке  дверь  и  стены  их  моют  стиральным  порошком  потом  несколько  раз  промывают  тёплой  водой  сколько  мусора  накопилось  в  партах  каждый  разбирает  свою  парту  сам  кто  же  ещё  будет  рыться  в  чужой  парте   мы  убираем  за  собой  сами  в  классах  много  цветов  мы  моем  листья  комнатных  растений  и  протираем  горшки  ребята  старших  классов  моют  стены  и  полы  в  коридорах  они  протирают  подоконники взрослые  ребята  работают  на  улице  они  убирают  территорию  гимназии  собирают  листву  и  складывают  в  мусорные  контейнеры  потом  приедет  грузовая  машина  и  вывезет  весь  мусор  у  каждого  из  нас  есть  чувство  ответственности  и  гордости  за  любимую  школу  в  ней  мы  учимся  одиннадцать  лет  сюда  придут  учиться  и  наши  дети  всё  начинается  с  детства  так  мы  воспитываем  в  себе  бережливость  очень  хочется  всегда  видеть  родную  гимназию  красивой  и  уютной

 Проверь написанное.  Не  забывай  об  абзацах.  Любой  деформированный  текст  -  это  проверка  умения  читать.



Предварительный просмотр:

             Вспомни  алгоритм  работы  с  деформированным  текстом  и  действуй  по  алгоритму.

                  _________________________________________

осень  бывает  разной  каждый  её  период  имеет  своё  название  наступление  сентября  ещё  не  говорит  о  начале  осени  иногда  в  природе  уже  в  августе  начинаются  холода  листья  на  деревьях  меняют  свой  цвет  часто  льют  дожди  это  время  называется  ранней  осенью  самым  чудесным   периодом  осени  является  золотая  осень  в  это  время  в  природе  много  жёлтого  и  красного  цвета  стоит  солнечная  погода  небо  голубое  по  нему  плывут  пушистые  белые  облака  редко  бывают  дожди  в  лесах  полным-полно  грибов  но  долго  продолжаться  это  не  может  солнце  прячется  дуют  холодные  ветры  небо  становится  хмурым  по  нему  медленно  ползут  свинцовые  тучи  холодным  дождём  они  проливаются  на  землю  стоит  пасмурная  погода  а  в  лесах  мёрзнут  голые  деревья  и  кусты  это  время  называют  поздней  осенью  ещё  есть  предзимье  ночью  сильные  заморозки  окутывают  землю  ранним  утром  на  земле   лежит  иней  лужи  покрываются  тонким  ледком а  тут  и  зима  не  за  горами

Прочитай  ещё  раз  текст.  Определись  с  абзацами.

Не  забудь  название. 

Проверь  написанное.



Предварительный просмотр:

Дорогие  ребята !  Мы  так  много  написали  текстов. Пора  проверить  наши знания  и   умения  по  этой  теме. Самое  главное  умение  гимназиста -  умение  читать, находить  нужную  информацию  в  тексте,  а  для  этого  необходимо «чувствовать»  текст  и  все  его  части (слова,  предложения,  абзацы,  название).

Универсальное  учебное  действие – умение  самостоятельно  работать  с  деформированным  текстом.

                   ______________________________________________

давно  пролетели  деньки  золотой  осени  вот  и  подошла  к  концу  поздняя  осень  деревья  стоят  голые  последние  листочки нервно  трепещут  на  холодном  ветру  низкие  облака  нависают  над  крышами  домов  вокруг  темно  и  сыро  пасмурная  погода  нагоняет  тоску  уже  несколько  дней  по  ночам  стоят  заморозки  они  украсили  землю  инеем  в  реке  потемнела  вода  птицы  давно  улетели  вот-вот  наступит  зима  сегодня  выпал  первый  снег  на  какое-то  время  всё  посветлело  стало  белым  снег  спрятал  грязь  но  первый  снег  не  лежит  долго  уже  к  обеду  он  растаял  и  опять  вокруг  грязь  и  слякоть  приходи  скорее  зима  мы  тебя  очень  ждём  

Универсальное  учебное  действие-умение  самостоятельно  проверять  выполненную  работу (самоконтроль).

Прочитай  и  вдумайся  в  каждое  предложение.

Проверь  абзацы. Вспомни, как  это  делается.

Какой  текст  у  тебя  получился ?

Не  забудь   вчитаться  в   название?

Проверь  грамотность  написанного.  

                         Желаю  тебе  успеха !                                                      



Предварительный просмотр:

Проверяем  универсальное  учебное  действие -  умение  самостоятельно  работать  с  деформированным  текстом.

                          _______________________________________

вот  и  конец  ноября  всю  последнюю  неделю  стояли  заморозки  иногда  шёл  снег но  быстро  таял  листва  давно  уже  облетела  деревья  стоят  голые  только  одинокие листочки  всё  ещё  трепещут  на  ветру    холодные  ветры  люто  дуют  они  гнут  деревья  и  ломают  тонкие  веточки  когда-то  разноцветный  ковёр  под  ногами  потемнел  он  стал  мокрым  от  постоянных  дождей  и  коричневым  от  гниющих  листьев  как  надоела  эта  сырость городские  птицы  попрятались  одни  вороны  недовольно  кричат  на  мусорных  кучах  только  ранним  утром  земля  в  инее  выглядит  нарядно  небо  тёмное  по  нему  постоянно  плывут  низкие  тучи  иногда  из  туч   летит  мокрый  снег  с  дождём  по  дороге  утром  хрустит  и  ломается  тонкий  лёд  кругом  холодно  и  грязно  скорее   бы  пришла  зима  она  сразу  бы  своей  белизной  порадовала  русский  народ  

Универсальное  учебное  действие – это  умение  самостоятельно  проверять  выполненную  работу (самоконтроль).

Проверь  границы  предложений, абзацы,  название.

Не  забудь  проверить  грамотность  написанного.

                      Желаю  тебе  успеха !