Главные вкладки

    Инновационная деятельность педагога, как средство повышения учебной мотивации школьников

    Бочка Ирина Александровна

     

    Инновационная деятельность педагога,

     как средство повышения учебной мотивации школьников.

    И.А. Бочка

                             ст. Ленинградская, Краснодарский край

    Анализируя успеваемость и успешность учащихся, я пришла к выводу, что низкая успеваемость является следствием плохо сформированной учебной мотивации у учащихся начальных классов. Для решения этой проблемы я изучила ряд инновационных технологий, моё внимание привлек метод  исследований. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые. В 2011 году защитила личный инновационный проект по теме «Активизация учебной мотивации посредством применения метода исследований во внеурочной деятельности». И с сентября 2012 года претворяю проект в жизнь.

    По оценкам психологов около 38% учащихся нуждаются в повышении мотивации к учению, а это обеспечит успешность ученика. Главная задача учителя начальных классов-  сформировать устойчивый мотив к учению. А это возможно, исследовательский метод в работе. Различные конкурсы, олимпиады- это возможность для ученика проявить себя и сформировать мотив: учиться- интересно.

     В условиях внедрения ФГОС в начальной школе, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Наряду с общей грамотностью, выступают такие качества, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений.  Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. На младшей ступени обучения применение исследовательского  метода во внеурочной деятельности способствует активизации учебной мотивации. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знаний о технологии исследования, интеллектуальные умения.  Особенно важно отметить, что в исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие  я- концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес и «вкус» к собственному получению знаний.    

    Первые результаты в ходе реализации проекта  говорят сами за себя:

    ü повысилось  качество знаний в классе на 21 %. Мои учащиеся- победители и призеры  муниципального этапа олимпиады для учащихся начальной школы по математике ; призеры зонального этапа олимпиады для учащихся начальной школы по математике;

    ü ученики самостоятельно приобретают необходимые знания, могут их эффективно применять  на практике.

    ü Активно применяя данный метод в своей работе мои учащиеся умеют творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;

    ü   грамотно работают с информацией: умеют собирать необходимые для исследований факты, анализируют их, делают необходимые выводы. Среди моих учащихся победитель муниципального этапа конкурса «Семейный экологический проект»; 3 призера муниципального  этапа  краевого конкурса  учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году

     

    В этом заключается большая обучающая сила такой работы.