Карманные деньги

Зудина Наталья Фёдоровна

Тема знакомства детей с меркантильным миром финансов является предметом жарких споров психологов, родителей и педагогов. Большинство взрослых предпочитает вовлекать детей в финансовые взаимоотношения годам к шести-семи. В этом возрасте малыш вооружается школьным портфелем, мобильным телефоном, собственным кошельком и выпархивает из родительского гнезда в большой мир. Предполагается, что одно только стечение этих обстоятельств сразу делает его опытным и способным пользоваться новыми атрибутами взрослой жизни. Но, увы, многих родителей ждет разочарование. Вдруг оказывается, что их чадо совсем не умеет обращаться с финансами.

Взгляд из продуктовой тележки
Когда же начинать? Знакомить малыша с финансовым взаимоотношениям следует еще в том возрасте, когда он сам целиком помещается в продуктовой тележке. Путешествуя по супермаркету, ребенок следит, как вокруг него появляются разные продукты. Он видит, что родители просто берут их с полок и кладут в корзину. И вот туда же перемещается долгожданная игрушка. Малыш тут же норовит завладеть приобретением. И... слышит от родителей: „Подожди, мы должны за это сначала заплатить!” К сожалению, к моменту, когда тележка с товарами доезжает до кассы, ребенок уже теряет логическую связь покупки игрушки с ее оплатой, а родители забывают довести до конца этот финансовый урок. Но если акцентировать детское внимание на факте оплаты: „Мы отдадим тете деньги за игрушку, и теперь она твоя — забирай!”, — ребенок быстро освоит эту нехитрую науку. Вскоре можно будет позволить крохе самому расплатиться в магазине за свою покупку. Вы увидите, сколько гордости и удовлетворения принесет крохе этот „взрослый” поступок! И если во время очередного похода в магазин вы услышите от малыша вместо слова „хочу” слово „купи”, значит первый урок финансовой грамотности он усвоил успешно.

Мама, купи магазин!
Отличной тренировкой логической цепочки „покупка-оплата” может стать игра в магазин. Сегодня в ассортименте есть игрушечные кассовые аппараты, некоторые даже снабжены калькуляторами и пластиковыми картами. Игра в магазин — прекрасный тренажер культуры обращения с деньгами. С его помощью родители должны помочь ребенку освоить такие понятия, как „цена”, „стоимость”, „сдача”. Пусть ваш кроха еще не умеет считать, но используя фразы: „это слишком дорого”, „если я куплю этого мишку, мне не хватит денег на яблоко”, „на эту игрушку у меня денег достаточно”, вы поможете малышу составить правильное представление о деньгах. Постепенно ребенок осознает, почему вы не можете скупить все шоколадки или игрушки в настоящем магазине. Отказывая малышу в его желаниях, обязательно обосновывайте ваше решение: „Этот грузовик очень дорого стоит. Сейчас у нас не хватит денег, чтобы купить его. Но мы накопим еще немного и придем за ним к твоему Дню Рождения”.

Копилка финансового опыта
Теория усвоена, пора приступать к практике. Следующий финансовый тренажер — копилка. Несмотря на свою простоту, эта небольшая емкость для мелочи способна научить планированию, счету, выработать у ребенка терпение и повысить его самооценку. К сожалению, классическую копилку с прорезью сверху, сейчас днем с огнем не отыщешь. Такую копилку нужно было непременно разбить, чтобы извлечь содержимое. Это обстоятельство заставляло тратить накопления на значимые цели. Современные копилки — просто яркие коробочки с крышкой. И эта самая крышка, открывая быстрый доступ к финансам, закрывает весь смысл обучения. Предлагаем выход из ситуации. Вручив малышу первую копилку и объяснив ее предназначение, скрепите крышку „магической печатью” (попросту заклейте дно копилки кусочком картона). На этой символической „печати” вместе с вашим крохой напишите или нарисуйте главную цель накопления и желаемую сумму. Хоть и не капитальный, но все-таки барьер. Зато можно будет периодически торжественно снимать „печать” и вместе с крохой пересчитывать его „богатство”, объясняя ребенку, сколько уже у него есть и сколько осталось для достижения цели.
Очень хорошо помогает планированию „список желаний”. Пусть ребенок напишет, или нарисует все, что ему хочется приобрести, а вы подпишите цену этих желаний. Как только нужная сумма в копилке собрана — пересматривайте список и предоставьте ребенку возможность выбрать покупку. „Список желаний” научит малыша управлять своими эмоциями и не поддаваться соблазну спустить на ерунду все свои накопления.
В качестве первой монеты опустите в копилку какую-нибудь не менее „магическую” денежку — иностранную монетку, например. Пусть притягивает к себе капитал. Только следите, чтобы она не притянула всю домашнюю мелочь, высыпавшуюся из вашей сумки или из карманов папиных брюк. Способы поступления финансов в копилку оговорите с ребенком сразу. Это могут быть только его личные деньги: остатки карманных средств или монетки, подаренные родственниками.

Первый кошелек
Свой собственный кошелек должен появиться у малыша параллельно с копилкой. Эти финансовые тренажеры эффективнее работают вместе. Копилка учит ребенка терпению и обеспечивает его долговременным накоплениям значимость, а кошелек помогает освоить азы планирования и правильного распределения финансов. Самый действенный способ предоставить детям опыт обращения с деньгами —выдавать им средства на карманные расходы регулярно и в одинаковом количестве. Определите фиксированную ежемесячную сумму. Так и вам будет проще контролировать траты малыша и ему самому будет легче удержаться от соблазна спустить весь месячный гонорар на жвачки в первом попавшемся киоске. Будьте готовы к тому, что вам самим тоже придется сдерживать себя от соблазна вмешиваться в выбор покупок вашего ребенка, каким бы нелепым он вам не казался! Делая ошибки, малыш учится правильно распределять финансы и нести ответственность за свой выбор. А ваше навязчивое вмешательство может свести на нет весь образовательный процесс. Оставьте за собой право легкого совета и не забывайте хвалить ребенка за самостоятельный удачный выбор покупок. Исключение составляют приобретения, не соответствующие детскому возрасту (например, чипсы или что-то подобное). Заранее оговорите с малышом перечень таких запретов. В остальном же предоставьте ему полную свободу. Карманные деньги должны быть полностью в ведении малыша и не могут включать в себя оплату проезда в автобусе, обязательные траты на питание или канцелярские принадлежности. Иначе они потеряют свой смысл и будут для малыша лишь источником расстройства. Вроде бы деньги есть, но потратить на то, что хочется, их нельзя.
Конечно, нередко в семье бывает так мало свободных средств, что, помимо обязательных трат, трудно выделить ребенку еще и карманные деньги. В таких случаях психологи советуют все равно давать ребенку хотя бы символическую сумму. Считайте эти траты перспективным вложением в воспитание, которые окупятся в будущем.
Если же с финансами в семье все в порядке, родители нередко становятся излишне щедрыми. Имейте ввиду, что такой подход может нанести психологическому воспитанию ребенка больше вреда, чем пользы. Родительская щедрость порой развивает необоснованное чувство превосходства над сверстниками, формирует поверхностное отношение к деньгам, приучает к расточительству. Следите за тем, чтобы помимо оговоренной суммы на карманные расходы ребенку больше ничего не перепадало. Иначе это нарушит всю систему планирования в сознании малыша и ребенок так и не сможет самостоятельно рассчитывать деньги. Средства со стороны, такие, например, как подарочные „вливания” от родственников, лучше направлять мимо кошелька прямиком в копилку.

Я сам заработал!
Может ли заявить так своим родителям малыш в возрасте 5–6 лет? Почему бы и нет! Приучение к труду — важная часть воспитания в любой семье. Понятно, что „зарабатывать” в столь юном возрасте дети могут чисто символически. Тут речь пойдет о моделировании оплачиваемого труда для малышей, где гонорары „работникам” выплачиваются из родительского кармана и нет никакого принуждения, а только личная мотивация ребенка. Осознание „заработанного” своим трудом помогает детям почувствовать себя более значимыми и взрослыми. Но главное, что благодаря самостоятельной „работе” малыши быстрее понимают истинную стоимость денег, а следовательно и к тратам относятся серьезнее.
Значение этого жизненного урока для финансового воспитания ребенка огромно, но при условии, что все организовано правильно. Многие родители оплачивают детям помощь по дому: мытье посуды, вытирание пыли, вынос мусора. Это серьезная ошибка! Домашний труд в сознании малыша не должен относиться к занятиям с коммерческой выгодой. То же самое относится и к поощрению деньгами хороших оценок. Помощь по дому и образование относятся к обязанностям малыша, таким же непреложным как семейные обязанности мамы и папы ходить на работу, готовить еду, стирать одежду. Хотите поощрить кроху за домашние дела — купите небольшой презент. Для оплачиваемой же подработки существует много других несложных возможностей: выгуливать соседскую собаку, читать пожилому человеку книжку вслух, помогать собирать урожай, нанизывать бусины для маминого рукоделия. Хорошо, если „работодателями” выступят соседи или друзья семьи. Это поможет детям более четко разграничить для себя „работу” и семейные обязанности. Пусть даже зарплата будет выплачиваться из родительского кармана, осознание ребенком своего взрослого положения того стоит. Проявите фантазию: сделайте малышу рабочую форму, хотя бы в виде фартука с бэйджиком и придумайте вместе с юным работником гордое название его должности — „книгочитатель”, „яблокособиратель”— ребенок будет в восторге!

Личный опыт

„Мой сын, первоклассник, когда тратит деньги, не умеет останавливаться. Как-то попросил пятнадцать рублей на пиццу в школьном буфете. Я дала двадцать. Прихожу за ним, а ребенок сидит довольный, в окружении еще троих мальчишек с пиццами и соком. Сын объяснил, что потратил все карманные деньги и еще прибавил к ним восемьдесят рублей, которые предназначались на цветную бумагу. Учительнице сказал, что на бумагу мама не дала, зато всех друзей угостил! Вроде бы мелочь эти сто рублей, но как представлю, что он так и пятьсот рублей отдаст, и тысячу…”
Наталья И., г. Иваново.
„Моей дочери шесть лет. Решили выделить ей немного на карманные расходы. Но, оказалось, что как только ей попадают в руки деньги, она все их спускает на сладости, как будто ей совсем их не покупают. Наверное, собственный кошелек нам еще рано заводить. Но скоро дочке в школу, когда-то же начинать надо.”
Светлана А., г. Москва.

Правила для родителей

  • Сумма карманных денег должна быть регулярной по времени и одинаковой по размеру.
  • В день рождения ребенка сумма карманных денег и обязанности малыша должны увеличиваться.
  • Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
  • Вещь, на которую копит деньги ребенок, не должна являться предметом первой необходимости.
  • Детский труд исключает любые домашние обязанности малыша и оплачивается помимо карманных денег.
  • Прибегать к штрафам стоит только в исключительных случаях, не лишая ребенка полностью всех накоплений.

Правила для детей

  • Нельзя показывать купюры посторонним, хвастаться сверстникам своими деньгами.
  • Запрещается давать или брать деньги в долг, а также играть на деньги.
  • Нельзя присваивать себе деньги, найденные в доме или в гостях.
  • Не стоит оставлять деньги в карманах верхней одежды без присмотра.

Автор статьи: Александра Криничная

Источник материала: сайт http://www.moy-rebenok.ru

Ссылка на материал: http://www.moy-rebenok.ru/vozrast5plyus/stati/karmannye-dengi-2