Формирование умений и навыков устной речи

Парамонова Наталья Александровна

Ввиду многих причин речь у большинства учащихся примитивна, шаблонна, недостаточно точна. Беден и ограничен их словарь. Многие учащиеся не умеют строить правильно предложения, грамматически оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа.
Поэтому на первом этапе ( в 1 классе) работа над устной речью начинается с совершенствования и расширения активного словаря.
Особое внимание уделяется понятию «СЛОВО», которое рассматривается не только как лексическая единица, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения.
Знакомя детей в 1 классе со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением и изучением частей речи. Сочетается эта работа с развитием образного мышления, внимания и памяти, зрительного и слухового восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_umeniy_i_navykov_ustnoy_rechi.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умений и навыков устной речи

Ввиду многих причин речь у большинства учащихся примитивна, шаблонна, недостаточно точна. Беден и ограничен их словарь. Многие учащиеся не умеют строить правильно предложения, грамматически оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа.
Поэтому на первом этапе ( в 1 классе) работа над устной речью начинается с совершенствования и расширения активного словаря.
Особое внимание уделяется понятию «СЛОВО», которое рассматривается не только как лексическая единица, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения.
Знакомя детей в 1 классе со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением и изучением частей речи. Сочетается эта работа с развитием образного мышления, внимания и памяти, зрительного и слухового восприятия.

Уроки строятся в игровой форме. На первоначальных этапах подбираются задания, выполнение которых подкрепляется действием:
- предметы дети берут в руки, показывают, приносят;
- действия легко поддаются демонстрации (подпрыгни, согни руки, присядь).
Словесное сопровождение обязательно!
« Я взял в руки (что?) пенал.»
« Я ( что сделал?) присел.»
В процессе общения учитель задаёт провокационные вопросы типа :
- Что помогает птице летать?
- Есть ли у кошки крылья?

Для активации словарного запаса детям предлагается :
- самостоятельно назвать предмет, его действие и указать признак;
- закончить предложение, вставив необходимые слова.

Большую роль в расширении объёма лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Акцентируется внимание учащихся на звучание значимых частей слова (приставка, корень, суффикс) :
- кот – котик;
- белка – белочка.

Путём специальных дидактических упражнений надо учить детей различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками:
- интонацией выделяем первую часть слова У – ШЁЛ , ВЫ – ШЕЛ , ПОДО – ШЁЛ , ПРИ – ШЁЛ ( обращается внимание на то, как по-разному эта часть слова меняет действие, при этом используется демонстрация действий, показ картинок, опорные слова).
Затем проводится работа по формированию умения чётко излагать свои мысли. Начинается она с пересказа, услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки. На первых уроках используются следующие приёмы и тренировочные упражнения:
- на логическое продолжение мысли ( Коля выбежал из дома. Он ……… .);
- на составление связного высказывания по двум – трём опорным вопросам (кто идёт? куда идёт? кого встретил?)
И самое главное в первом классе необходимо научить детей устанавливать причинно-следственные связи, т.е. обращать внимание детей на смену действий и причинно-временную их последовательность:
- учить пересказывать текст, используя опорные слова-действия (глаголы);
- составлять рассказы по предложенным словам-действиям (увидела, побежала, споткнулась, упала, заплакала, подошёл, успокоил).

Практика показала, что особенно замедленно и с большими трудностями дети овладевают такой формой высказывания как рассуждение. Эта работа проводится на втором этапе обучения. Рассуждение требует продуманности, аргументированности. Умение выражать своё отношение к высказываемому. А это умение формируется постепенно.
Для овладения этой формой высказывания сначала предлагаем детям повторять вслед за учителем формулировки заданий, выводов, озвучивать производимые ими учебные действия.
Привожу пример высказывания ученика второго класса .
« От слова ЛЕС я составил три новых слова: ЛЕСОК, ЛЕСНИК, ЛЕСНОЙ. Слово ЛЕСОК обозначает маленький лес.
Слово ЛЕСНИК – это человек, который охраняет лес.
Слово ЛЕСНОЙ – обозначает признак .
Эти слова все родственные , так как во всех словах есть общая часть ЛЕС.»

На третьем этапе обучения основной упор делается на работу с текстом. Сначала учащиеся с помощью анализа записей схем подводятся к самостоятельному выводу : Что же такое текст? Затем вводятся понятия «тема», «основная мысль», «план». На занятиях используются следующие специальные упражнения:
- деление сплошного текста на отдельные предложения ;
- составление связного текста из деформированных предложений;
- составление рассказа по его началу;
- составление рассказа по его концу;
- создание текста по предложенному плану;
- работа с искажённым текстом ( пропуск начала, середины, конца, добавление в текст слов и предложений не по теме, отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему).

В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания , отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности.
При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приёмов мыслительной обработки материала:
- деление текста по смыслу на отдельные части;
- выделение смысловых опорных пунктов;
- составление плана пересказа.

Далее представлены виды упражнений , формирующие устную речь, с которых стоит начинать урок чтения и отводить им 10 – 15 минут, организационно оформляя эту часть урока как вводную, подготовительную.

Упражнение 1.

Сократи предложение до 3-х. 4-х, 2-х слов, сохраняя основное содержание, например:
Весело бегут по дорожкам говорливые ручейки.
Бегут по дорожкам ручейки.
Бегут ручейки.
Осенью часто льют холодные дожди.
Осенью льют холодные дожди.
Льют холодные дожди.
Льют дожди.
Завершает работу вопрос: « Что изменилось, когда предложения изменились?» Далее это упражнение проводится как игра. В условие игры входит правило, что сократить предложение можно последовательно или на то количество слов, которое определяют участники игры.

Упражнение 2.
Переставь слова в предложении.
В результате работы выясняется, что и как в этом случае изменяется. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл, например:
Водяной паук смастерил домик из воздуха.
Смастерил домик из воздуха водяной паук.
Из воздуха смастерил домик водяной паук.
Домик из воздуха смастерил водяной паук.
Данное упражнение формирует умение свободно владеть предложением в процессе пересказа и беседы.
На основе этого упражнения проводится игра: « Такие одинаковые и разные предложения».
Учащиеся составляют предложения и предлагают его варианты. Выигрывает тот, кто сможет составить больше разумных вариантов и продемонстрирует умение выразительно произносить фразу.

Упражнение 3.
Измени 1 слово.
Воробей вылетел из-за забора.
Воробей выпрыгнул из-за забора.
Воробей выскочил из-за забора.

Упражнение 4.
Послушай, запомни, ответь: всё ли верно?
Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то следует объяснить, что это небыль или несуразица.
Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.
Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь.
Я очень удивилась, когда в норе увидела большого жука.
Ёжик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.
Кошка баюкала мышку и пела колыбельную песенку.
Данное упражнение нацелено на внимание к тексту, сознательное освоение читаемого.

Упражнение 5.
Дополни предложение.
Учитель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по 1, 2 слова. Например:
Дети плавают.
Дети плавают в реке.
Летом дети плавают в реке.
Летом дети ныряют и плавают в реке.
Летом дети ныряют и плавают в быстрой реке.

Продолжай:
Маша пишет…………… .
Катя вышивает………….. .
Мама купила ……………. .
Птичка прилетела ……………. .
Собак лает…………………. .
Упражнение формирует умение быстро схватывать смысл читаемого, читать по догадке, запоминать, строить высказывание.

Упражнение 6.
Задай вопрос – ответь!
Учитель произносит предложение , просит детей поставить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него. Например:
Мама подарила Тане красивое платье.
-Кто подарил Тане красивое платье?
-Что сделала мама?
- Кому подарила мама красивое платье?
- Какое платье подарила мама Тане?
- Правда ли, что мама подарила Тане красивое платье?
- Платье ли подарила мама Тане?
- Красивое ли платье подарила мама Тане?

Упражнение помогает детям осмыслить текст, оформлять свои высказывания, готовит к содержательному анализу текста.
Перечисленные приёмы и методы помогут учителю начальных классов в формировании умений и навыков
устной речи младших школьников.