ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ

Кондратьева Лариса Геннадьевна

 

«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.

Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.

Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен видеть динамику роста ученика и учитывать его; наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся; представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

 

Дифференцированное обучение - это:
   1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
   2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход) - это:
   1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов групп с целью учета особенностей их контингента;
   2)комплекс методических, психологических организационно-управленческих мероприятий.

   Виды и формы дифференцированного обучения.

В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.
Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.

1.Внешняя дифференциация.
Она предполагает создание особых типов школ и классов:
- школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов.
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (ККО, КРО, профильных).

2. Внутренняя дифференциация.
Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.

Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Процесс организация учителем  внутриклассной   дифференциации включает несколько этапов:
1. Проведение диагностики.
2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.
3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатами.

Рассмотрим некоторые из них.
Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала:

I группа

II группа

III группа

IV группа

Ученики с очень низким уровнем усвоения знаний, умений:

§  неправильно выполняют выбор действия в задачах;

§  низкий уровень сформированности вычислительных навыков;

§  не выделяют взаимосвязи между изученными вопросами;

§  низкий уровень выполнения мыслительных операций;

§  дети отличаются низким показателем памяти и отрицательным отношением к предмету;

§  математические рассуждения выстраивать не могут;

§  математическая речь не развита.

Ученики с низким уровнем     усвоения знаний,

умений:

затрудняются в правильном выборе действия при решении задач;

§  средний уровень сформированности вычислительных навыков;

§  затрудняются в выделении взаимосвязи между изученными вопросами;

§  низкий уровень выполнения мыслительных операций;

§  математические рассуждения выстраивают лишь при постановке вопросов;

§  математическая речь достаточно не развита.

Ученики со средним уровнем усвоения знаний, умений:

§  правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме, но затрудняются в творческих видах работы над задачей;

§  вычислительные навыки сформированы хорошо;

§  средний уровень мыслительных операций;

§  имеют хороший показатель памяти;

§  развита тонкость наблюдений;

§  математическая речь развита;

§  выполнение обобщений только элементарных понятий.

Ученики с высоким уровнем усвоения знаний, умений:

§  правильно выполняют выбор действий при решении задач, успешно выполняют виды творческой работы над задачей;

§  высокий уровень сформированности вычислительных навыков;

§  высокий уровень выполнения мыслительных операций;

§  высокий показатель памяти;

§  высокий уровень развития математической речи.

Типы заданий

Опосредующие учебную информацию

Направляющие работу ученика с учебным материалом

Требующие от учеников творческой деятельности

1. Задания на узнавание математических объектов

1. Задания на описание математических объектов по плану

1. Задания на сравнения математических объектов

1. Задания на установление связей между объектами, признаками

2. Задания, требующие анализа признаков понятий

2. Задания на дополнение незаконченных предложений с использованием слов для справок

2. Задания на составление подобных математических объектов

2. Задания на самостоятельный подбор примеров

3. Задания на классификацию объектов

 

3. Задания, включающие вопросы готовый ответ в учебнике отсутствует, требуют самостоятельных мыслительных операций

3. Задания творческого характера

Самостоятельная работа

Воспроизведение по образцу

Реконструктивно-вариативная

Частично-поисковая

Частично-поисковая, творческая

 

 

Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы.

Положительные аспекты данного разделения:
1) исключение неоправданных и нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения" детей;
2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
3) отсутствие у классе отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;
4) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
5) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
6) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
7) выступает как средство развития самостоятельности учащихся.

Отрицательные аспекты данного разделения:
1) деление детей по уровню развития не гуманно;
2) высвечивание социально-экономического неравенства;
3) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
4) перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;
5) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети".

Рассмотрим другой этап внутриклассной дифференциации - это способы дифференциации. Они предполагают:

§ дифференциацию содержания учебных заданий:

§ по уровню творчества;

§ по уровню трудности;

§ по объему.

§ использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, и работа дифференцируется:

§ по степени самостоятельности учащихся;

§ по степени и характеру помощи учащимся;

§ по характеру учебных действий.

Следующий этап - диагностический контроль

Результаты работы над данной темой можно посмотреть и оценить по итогам диагностики.

На практике каждый ребенок должен к концу обучения существенно измениться, показать качественные и количественные изменения.

Отследить все эти изменения очень трудно одному учителю, здесь нужна помощь психолога и родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Необходимость дифференциации воспринимается всеми учителями как необходимое условие дальнейшего развития школы, но на пути реализации этой идеи возникает ряд трудностей, которые необходимо преодолеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Ефименко Татьяна Геннадьевна

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОСНОВА УРОКА.
Алгебра 9 класс. Функция.
Составление системно-деятельностной системы урока соответствует новым веяниям в образовании, позволяет совместить «знаниевую» педагогику со «способностной». Ученик из пассивного наблюдателя становится активным деятелем, а учитель из носителя информации превращается в организатора, консультанта.
Проделанная учителем работа по подготовке урока в данном ключе позволяет четко организовать и разграничить работу учителя и ученика, отследить уровень подготовки учеников к уроку (продумать работу ученика на репродуктивном, продуктивном и творческом уровне), продумать формы и методы работы учителя и учеников на каждом этапе урока и в соответствии со всем вышеизложенным проконтролировать усвоение учащимися материала урока.
Данная СДО составлена к уроку по учебнику под редакцией С.А.Теляковского.
Цели по уровням усвоения взяты по Б.Блуму, т.к. именно они наиболее соответствуют основным требованиям Госстандартов, позволяют дифференцировать и индивидуализировать деятельность ученика по усвоению нового материала.

Категории учебных когнитивных целей (по Б.Блуму)

Уровни целей Обобщенные примеры
Частные примеры
1. Знание (точнее, заучивание и узнавание)
Знание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до теорий и принципов. Ученик
• знает употребляемые термины;
• знает конкретные факты;
• знает методы и процедуры;
• знает основные понятия;
• правила и принципы.
• дословно воспроизводит определения из учебника;
• верно отвечает на вопросы о названиях, датах, именах, фактах и т.п.;
• правильно указывает ответ в тесте выбора;
• подбирает правильные соответствия к терминам и определениям;
• точно воспроизводит формулировку правила, принципа, теории
2. Понимание
Преобразование материала из одной формы выражения в другую. Операции со смыслом: трансляция, конвертация, интерпретация и экстраполяция.
Ученик
• понимает факты, правила и принципы;
• интерпретирует текст;
• интерпретирует графические схемы;
• взаимно преобразует текст и математические выражения;
• прогнозирует результаты и последствия;
• преобразует абстрактное в конкретное.
• пересказывает «своими словами» текст учебника;
• конспектирует текст, может объяснить его содержание;
• может просечь таблицу, график, диаграмму и т.п.;
• может объяснить формулу словами или записать текст в виде формулы;
• описывает возможные последствия, вытекающие из данных;
• иллюстрирует какой-либо принцип или концепцию с помощью примера.
3. Применение
Практическое умение использовать изученный материал в конкретных условиях.
Ученик
• применяет законы и теории в практических ситуациях;
• демонстрирует правильное применение процедуры;
• переносит изученные знания в новую ситуацию;
• модифицирует изученные способы действий.
• умеет выполнять упражнения (решать задачи) по изученному материалу;
• грамотно использует изученные процедуры и методы;
• использует изученные понятия и принципы в новых ситуациях;
• предлагает собственные варианты методик.
4. Анализ
Умение членить материал на составляющие и классифицировать их.
Ученик
• вычленяет части целого;
• осознает принципы организации целого;
• оценивает значимость данных;
• принимает логику организационных связей;
• выделяет скрытые (неявные) предложения.
• делит текст на фрагменты в соответствии с его структурой;
• устанавливает причинно-следственные связи;
• ранжирует данные по важности;
• видит разницу между фактами и следствиями;
• замечает ошибки и упущения в рассуждениях.
5. Синтез
Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Ученик

• творит;
• интегрирует разнородные элементы;
• владеет индукцией;
• владеет дедукцией.
• создает оригинальные продукты (тексты, модели, идеи и т.п.);
• использует знания из разных областей для решения ка-кой-либо проблемы;
• делает обобщающие выводы на основе знания конкретных данных;
• прогнозирует конкретные события (факты) на основе абстрактных знаний.
6. Оценивание
Умение оценивать значение по ясно очерченным категориям. Предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим уровням.
Ученик
• развивает навыки обоснованной оценки;
• выносит суждения (не мнения!);
• осознает логику построения материала;
• вырабатывает собственные критерии оценивания;
• умеет применять внешние критерии оценивания.
• разрабатывает собственные системы оценивания;
• выстраивает логическую конструкцию для обоснования суждения;
• оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
• оценивает значимость деятельности, исходя из внутренних критериев;
• оценивает значимость деятельности, исходя из внешних критериев.

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОСНОВА УРОКА

Предмет алгебра Класс 9 Тема: Функция (1-й урок в теме)
ФИО учителя: Ефименко Т.Г.

Уровень усвоения
В результате усвоения на этом уровне учащийся может Содержание деятельности Контрольные действия
(контроль достижения целей)
Учителя Ученика Содержание контрольного задания, определяющего достижение уровня Содержание действий учащегося в ходе выполнения контрольного задания
Ι
Ученик будет иметь представление - О функциях, описывающих реальные процессы (п.1, стр.4)
- О наибольшем и наименьшем значениях функции Объясняет новый мате-риал с опорой на имеющиеся знания учеников (лекция) Слушает учителя, фиксирует основное в тет-ради Устный опрос (выборочно)
Решение с комментарием Опора на новые понятия
ΙΙ
Ученик будет знать
- Формулировать определение функции, понятие зависимой и независимой переменной, области определения, области значений, графика функции
Актуализация
Организация работы учащихся по усвоению нового материала (использование функций в других предметах)
Участвуют в диалоге
Устный опрос (выборочно)
Формулировка понятий с помощью тетради или учебника
ΙΙΙ
Ученик будет уметь
- Читать и записывать функции.
- Находить значение функции и аргумента по формуле.
- Находить области определения и значений функции.
- Читать и строить графики основных функций
Применять полученные знания
1) по образцу;
2) в сходной ситуации.

Организация работы
в парах или инд-но

1) №1аб, 2(2), 4, 5а, 9а-г,
10-у, 12,13ав
2) №1в, 2(3), 5в, 9, 10-у, 12, 13бг, 15, 16, 19

Приобретает в процессе работы тренировочные действия.
В процессе выполнения задания

1) Задание на воспроизведение материала С – 1 № 1 – 4 (1)

2) Задание на применение свойств, работа на повторные действия
С – 1 № 1 – 4 (2)

1) посмотреть на решенные задания, воспроизвести по образцу

2) выбрать целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить

ДЗ: п.1, знать определения; 1) № 3; 11аб (на «3»); 2) № 3, 5, 11в (на «4»); 3) № 14, 20 (на «5»).