Организация исследовательской деятельности в начальных классах.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

     Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация исследовательской деятельности младших школьников.

       В современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
   Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения. В связи с этим возникает необходимость его совершенствования. Каких результатов ожидают родители от обучения ребенка в начальной школе?  Для большинства родителей очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил здоровье, продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться. Применительно к начальной школе осуществление данных требований предполагает формирование универсальных способов действия, желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Всё это делает необходимым внедрение в школьную практику современных технологий.
    В настоящее время в педагогике разработаны
открытые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.

     Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

    Исследование- процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Развитие личности ребенка определяется характером организации её деятельности. Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Поэтому именно начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся.

    Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями; выступает как сотрудничество, диалог – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения. 

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

     Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостотельной

деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

 Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

Такими специфическими умениями являются:

  1. анализ проблемной ситуации;
  2. целеполагание;
  3. формулирование вопросов;
  4. планирование действий;
  5. отбор необходимой информации;
  6. логические умения;
  7. умение строить гипотезы и делать выводы;
  8. рефлексия;
  9. самоконтроль, самооценка и др.

Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают «  Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?»  Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.

Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы:

  1. стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

   Задачи:

  1. обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  2. развитие творческой исследовательской активности детей;
  3.  ознакомление с научной картиной мира;
  4. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

      Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию,   учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика.

Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними  проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы.

   В настоящее время, работая в школе, столкнулась с такими проблемами:

  1. низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
  2. низкий  педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся;
  3. недостаточная материальная база.

      Анализ состояния семейного воспитания наших школьников позволяет сделать вывод о том, что многие родители недостаточно контролируют учёбу своих детей. Следствие этого - разный уровень интеллекта школьников. 

  Видя  такую ситуацию, пришла к выводу, что надо менять что-то в своей педагогической деятельности. Передо мной встал вопрос, как сделать уроки полезными и интересными для учеников  моего класса.

   Работая 35 лет в школе, имея свой педагогический опыт, изучая новые технологии в образовании и обучении, пришла к выводу, что надо искать ту иголку, за которой потянется нить, длинною в школьную жизнь. Этой иголкой в моём понимании является творчество. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который  свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески, может  свободно  реализовать собственное «Я».

   Ведущей педагогической идеей данного опыта, является создание на уроках ситуаций в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в познавательную деятельность.

     Внедрение в практическую деятельность предлагаемого педагогического опыта должно обеспечить такие умения как:

  1. собирать информацию;
  2. сравнивать по отдельным параметрам;
  3. сопоставлять и анализировать;
  4. обобщать;
  5. проводить эксперименты;
  6. классифицировать;
  7. делать умозаключения и выводы;
  8. создавать тексты.

Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

В основе исследовательской деятельности лежат:

  1. развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  2. умение ориентироваться в информационном пространстве;
  3. умение самостоятельно конструировать свои знания;
  4. умение интегрировать знания из различных областей наук;
  5. умение критически мыслить.

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учениковкоторую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Задачи исследовательской деятельности

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.

    Новизна опыта заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей,  формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

   Основными подходами в становлении опыта стали:

  1. учебный процесс  строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности.
  2. создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика.
  3. формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности.
  4. понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
  5. взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

     Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной  работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. В  связи с этим можно рассматривать две основные формы исследований: экспресс - исследования(проводятся в основном в рамках урока, по предложенной учителем тематике) и долговременные (реально осуществлять во внеурочной деятельности) уч-ся исследования. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

      Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  1. поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  2. развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  3. формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя;

     Начиная  с первого класса  в своей работе  использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

    Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

    С первых дней занятий в школе  рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности.

   Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

   Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной- коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание предметных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности –игры -занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

 Второй класс ориентирован:

  1. на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  2. развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  3. на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников;

Включение младших в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта;

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной- учебная дискуссия, наблюдение по плану, мини-исследования; во внеурочной -экскурсии, индивидуальное сопоставление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной  под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Третий и четвертый классы ориентированы:

  1. на обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах;
  2. на увеличение сложности  учебно - исследовательских задач;
  3. на переориентацию постановки и решения самими школьниками учебно-исследовательских задач;

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, эксперимент и др. На протяжении всего этого этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка, презентация). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказало том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности детей.  (Приложение)

Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

Презентация (защита)- венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать,  но  как и всякое настоящее исследование,  ее надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Каждый учитель, занимающийся организацией исследовательской деятельности учащихся, выстраивает собственную систему с учетом того учебно-методического комплекта, по которому он работает и учебных возможностей конкретного класса.

 

Библиографический список

1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. М.: издательство «Просвещение»,-1988 

2.  Савенков А.И.  Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2009.

3.Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в начальной школе. -М: Изд.центр «Академия»,2009. 

4.  Засоркина Н.А.Метод проектов в начальной школе: система реализации. -Волгорад:Учитель,2012.