Тьюторское сопровожнение учащихся начальной школы
Тьюторское сопровождение в начальной школе
Сколько существует человеческое сообщество, столько времени идёт поиск человеком способов повышения качества обучения, особенно в общеобразовательной школе. Мы переходим к информационному обществу, становление которого на современном этапе его развития реализуется за счет высокого уровня информационных технологий, в первую очередь коммуникативных. Все в большей степени нарастает объем информации, в котором следует уметь ориентироваться образованному человеку XXI века.
В «созревающем» запросе на достижение новых профессиональных уровней меняются требования к учителю. Традиционные подходы к обновлению знаний начинают выступать необходимым, но недостаточным условием достижения требуемого качества профессиональной деятельности педагога; на первое место выходит запрос на развитие профессиональной компетентности, новых умений и способов деятельности, готовности и способности к решению профессиональных задач в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Время диктует новые требования к учителю, необходимо перенести акцент с формирования умений на активное развития представления учителей о сути преподавательской деятельности, и роли учителя в организации учебного процесса. Учитель выступает не как человек дающий знания, а как помощник, направляющий ученика на добывание знаний, дающий ему проверенный путь, алгоритмы, таким образом, деятельность учителя направлена на стимулирование познавательной активности, актуализацию творческого поиска, личностного роста.
Учителя осваивают личностно-ориентированные образовательные технологии профессионального партнерства, тьюторства. Инновационная деятельность направлена, прежде всего, на стимулирование познавательной активности учителей, актуализации их творческих поисков, личностного роста. Для этого практикуется сравнительно новый компонент обучения тьюторство.
Тьютор - педагог, который имеет опыт самообразования, саморазвития при этом он готов передать свое знание, он умеет сопровождать ученика в его развитии, не подменяя его опыт своим. Сфера тьюторской работы строится на материале реальной жизни ученика в практике расширения его собственных возможностей, на самоопределении, подключении субъектного отношения к построению индивидуальной траектории продвижения к успеху.
Тьютор - передает опыт учения. Нам очень близка позиция тьютора: я люблю и умею учиться. Не зря китайский философ Конфуций сказал: "Учитель и ученик растут вместе...". А теперь попробуем показать, почему именно тьюторское сопровождение проектной деятельностью помогает запустить индивидуальную траекторию саморазвития ученика. Мы предоставляем полную самостоятельность ученикам в выполнении работ, оставляя за собой только контроль. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни учеников, расширении его собственных возможностей, подключении субъективного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
Тьюторское сопровождения позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы, что ведет к изменению позиции учителя. Таким образом, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, проектной деятельности своих учеников.
Проект (перев. с лат. - "брошенный вперед") - форма совместной деятельности педагогов и учащихся, в процессе которой достигается изначально запланированный результат.
Проект - это "пять П": Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.
Считаем, что проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению, поскольку весь процесс базируется на интересах, способностях учеников, которые имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения, оценить сложность проектировочной деятельности. Данная работа стимулирует учащихся не только к более глубокому изучению предмета, но и к использованию новейших информационных и коммуникативных технологий. Работы выполняются в режиме презентаций. И так, достаточно результативна проектная деятельность, где учитель выступает в роли тьютора, помогая учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию.
Технология тьюторского сопровождения в начальной школе, понимается как особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания учеником младших классов своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия.
Мы исходим из того, что современному учителю начальных классов необходимо хорошо владеть технологиями личностно развивающего взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учитывая закономерности их развития, в том числе создавать условия для формирования учащимся своего образовательного заказа. Основой такого заказа может и должен стать познавательный интерес ребенка.
Познавательный интерес, включает в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент и возникающую при включении младших школьников в личностно значимую для них деятельность.
Для младшего школьника необходимое сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.
Сущность тьюторского сопровождения заключается в обеспечении передачи от взрослых к детям некоего социального опыта, норм поведения и деятельности, педагог – тьютор становится «доверенным лицом» школьника, и, через тьюторское сопровождение, обеспечивает становление его субъектности, ответственности за реализацию задуманного. Отметим сразу: условия, которые определяют эффективность роли учителя в формировании у детей интереса к знаниям, к процессу умственного труда, многообразны. Это и эмоциональность, и творческая индивидуальность учителя, и изучение психолого-педагогической литературы, передового опыта, и знание психолого - физиологических особенностей младших школьника, направленность обучения не только на результат, но и на процесс получения знаний (деятельность).
Тьюторское сопровождение в начальной школе выступает как технология, ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов. При этом это совместная деятельность по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где ученик получает опыт его фиксации, постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования, а в итоге – осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса.
Тьюторское сопровождение в начальных классах осуществляется на основе следующих принципов: дифференциации и индивидуализации, направлена на организацию деятельности с учетом личностных особенностей и запросов, интересов учащихся, ориентацию ее на расширение контактов); непрерывности, предполагает обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшим школьникам в развитии познавательного интереса; гибкости, включение в деятельность тьюторских способов работы с интересом в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами и интересами; открытости (реагирование на необходимость освоения новых социальных ролей, смену позиций, осуществление подготовки не только к конкретному, но и к запасным вариантам реализации). При этом сопровождение эффективно и нужно тогда, когда осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозировано, повседневно и экстренно. Этапы тьюторского сопровождения в начальной школе. Рассмотрим, на примере деловой экономической игры в рамках изучения экономики.
Диагностико - мотивационный этап
Выявление и фиксация познавательного интереса. Мы учитываем, что у детей уже сложились какие-то познавательные предпочтения, быть может, в некоторых семьях развитие познавательных интересов входило в практику семейного воспитания, дети имеют определенный объем знаний по интересующей теме.
В рамках тьюторского сопровождения ставится цель: провести фиксацию познавательного интереса последовательно и обдуманно. Результат – осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов. Используются:
– способы работы учителя: работа с портфолио ученика; беседа, консультирование; диагностика, тестирование;
– способы работы ученика: представление имеющегося объема знаний по теме; рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.
На этом этапа в ходе беседы и диагностики ученики осознавали интерес и составляли план работы.
Проектировочный этап, служащий для организации сбора и анализа информации по теме, включает в себя следующие способы работы учителя и ученика:
– способы работы учителя: нахождение вопросов в представленном материале; сужение или расширение темы; помощь в составлении «карты» интереса;
– способы работы ученика: составление карты интереса; выявление познавательного вопроса; определение темы выступления.
Под составлением «карты» познавательного интереса мы понимаем выявление образовательных ресурсов, «мест», в которых ребенок может найти информацию по интересующей теме. Цель этой работы – осознание культурных средств самообразования и овладение ими, в том числе и институциональными средствами (библиотеки, кружки и т.п.). Напомним, что сбор и анализ подразумевает анализ познавательного интереса ученика, основанный на подборе культурного материала по интересующей теме, обосновать сделанный учеником выбор (история возникновения вопроса, ожидаемые проблемы и результаты); снабдить учеников, родителей и всех тех, кто принимает решение в отношении образования, необходимой информацией о прогрессе младшего школьника в изучении выбранной темы; помочь учителю отследить прогресс отдельных учеников в их индивидуальных поисках; научить ребенка систематизировать собранный им материал; способствовать участию детей в оценке своей работы; помочь им в осознании собственной успешности и компетентности в выбранной теме; заложить основу для многосторонней оценки общей работы ребенка; обосновать все изменения в работе над познавательным интересом, если такие возникнут.
Ребята собирали материал, совместно анализировали его, обосновывали свой выбор.
Реализационный этап. Суть этого этапа – представление младшим школьником своего интереса другим детям и взрослым и участие в обсуждении. На этом же этапе педагог вместе с учеником определяет перспективы работы с познавательным интересом.
Подготовка и презентация познавательного интереса в качестве важнейшего звена включает подготовку (написание) младшими школьниками опорного плана-конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбрал сам ребенок. Как вполне приемлемый вариант допускается, что дети готовят план выступления в устной форме, которые с их слов записывает педагог, по возможности не отступая от первоисточника. Очевидно, что навыки письменной речи у учеников вторых-третьих классов развиты недостаточно, поэтому имеющаяся у ребенка информация может быть отражена в самостоятельно составленном тексте менее полно. В данном случае помощь учителя-тьютора позволяет избежать возможной ошибки при оценке того, насколько продуктивно поработал ребенок в действительности. На этом этапе важно подчеркнуть важность тьюторской помощи в оформлении презентации, выборе формы представления, отражающей не только особенности познавательного интереса, но и индивидуальность младшего школьника.
Ученики писали план – конспект своего выступления, выбирали формы представления, оформляли презентацию
Аналитический этап – анализ выступления. На наш взгляд, возможны несколько способов организации такого анализа. Первый: из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме.
Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой. После выступления рецензента начинается коллективное обсуждение: младшие школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих.
Второй вариант: эксперт выступает после группы, постепенно включая в обсуждение всех членов группы. После анализа выступления наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временных перспектив). Этот блок, с одной стороны, завершает технологическую цепочку, а с другой, – словно становится началом нового технологического развертывания, тем самым осуществляется «спираль практики» тьюторского сопровождения.
Одной из основных форм тьюторской работы на каждом этапе является проведение индивидуальных и групповых консультаций. Консультации могут проводиться с целью получения недостающей информации либо иметь личностную направленность. Готовясь к консультации, учитель-тьютор предварительно изучает интересы младшего школьника, разрабатывает подходы к проведению будущей консультации, а по ее итогам обязательно оценивается результат.
Содержание консультаций будет зависеть от этапа работы с познавательным интересом. На диагностико-мотивационном этапе тьютор анализирует познавательный интерес, его связь с образовательной историей ребенка. На проектировочном этапе помогает разобраться: что необходимо предпринять для нахождения информации, каким способом нужно воспользоваться, чем хорош именно этот способ, какие еще шаги можно предпринять. На реализационном – провести коррекцию деятельности. Также возможна индивидуальная консультация по итогам проведения презентации познавательного интереса ,на которой ребенок постарается отметить сильные и слабые стороны своего выступления; успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть; способы деятельности, использованные во время подготовки и проведения представления познавательного интереса.
В технологии тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников решается основная задача деятельностного подхода – развитие субъектности ученика, осознающего, что и зачем он делает. Предлагаемая учителем программа действий и специальное сопровождение приглашает к участию, с одной стороны, довольно настойчиво, так, что это приглашение трудно не принять, а с другой, –вполне предусматривает отказ от деятельности. Выбрать – остаться сторонним наблюдателем, позволив себе расслабиться и не отнестись всерьез к заданию, вести небрежные записи, которые будут опубликованы, добровольно отказаться от поиска, ограничивая свои возможности, или приложить максимум усилий, изобретательности и включиться в творческий процесс, прожить эти мгновения и получить удовольствие от полученного результата – это и есть проявление субъектности.
На данном этапе проводилась деловая игра. Все присутствующие получили свою роль. Группа учащихся представляла свои проекты, другая группа выступала в роли потребителей, присутствующие учителя и методисты выступали в роли финансистов. После каждого выступления было обсуждение.
Результаты применения технологии
По отношению к младшим школьникам – развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций.
По отношению к учителю начальных классов – повышение его функциональной грамотности в результате овладения технологией тьюторского сопровождения. У педагога проявляется желание и умение приобретать, осмысливать и эффективно использовать знания об учащихся, а также последовательно и целенаправленно строить тьюторское взаимодействие, направленное на развитие познавательного интереса, на уроке и во внеурочное время.