Ещё раз о воспитании

Никитина Елена Васильевна

Мои размышления о воспитании в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Ещё раз о воспитании…

                                 

                                                                                                  В деле воспитания  нельзя делать

                                                                                                  различий между людьми.

                                                                                                                                       (Конфуций)

     С первого класса я знала, что буду учителем. С детства «учила» всех: своих младших братьев, подруг и даже родителей. Больше тридцати лет работаю учителем начальных классов и ни разу не пожалела о том, что выбрала эту профессию. Сколько мальчишек и девчонок прошло через мои руки! Какое это счастье, наблюдать как маленькие несмышлёные человечки превращаются в ребят, умеющих читать, писать, считать, и знать, что ты к этому «превращению» имеешь самое прямое отношение!

      Сегодня хотелось бы поговорить о проблемах воспитания в школе. То, что я учитель начальных классов, как бы само собой подразумевает, что на протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем, а значит, занимаюсь воспитательной работой. Я против того, чтобы воспитательной работой считался перечень каких-то мероприятий, запланированных на определённый срок. Мне кажется, что воспитательный процесс (особенно в начальной школе) должен идти постоянно. Это - прежде всего, пример самого учителя своими поступками, делами; беседы на уроках; построение отношений в классе и т. д. Никто не спорит с тем, что воспитание ребёнка в большей мере «идёт» из семьи, но в наше время многие родители уделяют недостаточно внимания вопросу воспитания своего ребёнка. Это происходит из-за их постоянной занятости, поэтому нам – педагогам приходится восполнять этот пробел.

Ребёнок очень остро чувствует несправедливость по отношению к себе, к своим близким (знаю это по себе). Я училась в сельской школе, где были «слитые» классы. Один учитель одновременно вёл уроки в первом и третьем классах. Я училась в третьем классе, а мой младший брат – в первом. Однажды на уроке учительница дала нам третьеклассникам самостоятельную работу, а сама занялась проверкой домашнего задания у первоклассников (дома им нужно было составить рассказ по картинке). То ли это задание дети не поняли, то ли оно оказалось непосильным для маленьких учеников, но как на грех никто из ребят рассказ не составил. Учительница по очереди опрашивала первоклассников, и по мере того, как выяснялось, что всё большее количество учеников не готовы к уроку, настроение у неё становилось всё хуже. Когда дошла очередь до моего брата, и он тоже не ответил, она уже на него просто накричала. В этом классе училась дочь директора школы, и её учительница спросила после моего брата. Какого же было моё удивление, когда в ответ на то, что девочка тоже не готова к уроку, учительница виноватым голосом произнесла: - Садись, Леночка. Ты, наверное, вчера себя плохо чувствовала, поэтому не выучила урок.

Трудно передать словами, какие чувства я испытала в тот момент, когда услышала эти слова. Это была и обида за моего брата, и огромное разочарование, ведь до этого самого момента я считала свою учительницу образцом справедливости. И уже тогда я решила, что когда стану учителем, никогда не буду относиться к детям в зависимости от их статуса.

Будучи ещё только начинающим педагогом, я как-то имела неосторожность при одной женщине сказать что-то нелестное об одном из своих учеников, который был не очень прилежным, к тому же из неблагополучной семьи. Слова, которые в ответ на это я услышала от неё, запомнились на всю жизнь.

- Беленького всякий полюбит, а ты сумей полюбить чёрненького!

 Эти её слова так запали мне в душу, что практически стали для меня эпиграфом в отношениях с моими воспитанниками. Отношения со своими учениками стараюсь строить ровные, дружелюбные, основанные на взаимопонимании и сотрудничестве. Общаюсь с детьми на равных, а не с высоты своего возраста и положения, но при этом не позволяю в отношениях со своими учениками фамильярности и панибратства.

Мои педагогические задачи и принципы.

  1. Принимать ребёнка, как личность, считаться с его мнением, желанием.
  2. Не бояться признаться ребёнку в том, что ты тоже знаешь далеко не всё.
  3. Относиться ко всем детям одинаково, независимо от их статуса.
  4. Оставлять своё плохое настроение за пределами школы, стараться быть выдержанной, терпеливой, уравновешенной, внимательной.
  5. Уметь сопереживать ребёнку, научиться помогать ему решать проблемы, терпеливо относиться к ошибкам детей.
  6. Позволять детям приобретать собственный опыт.
  7. Привить детям справедливость, терпимость, упорство, учить их быть правдивыми.
  8. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я стараюсь смягчить удар. Я стремлюсь всегда быть выдержанной, терпеливой, уравновешенной, внимательной.
  9. Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации.

Однажды я случайно услышала слова одной из своих родительниц, обращённые к моим первоклассникам. Она сказала: «У вашей учительницы любимчиков не бывает.»

Ко мне в первый класс она тогда привела свою вторую дочь. Её слова для меня прозвучали, как высшая похвала.

 

      И в заключение хотелось бы дать совет начинающим (и не только) учителям:

  1. если вы идёте на работу, «как на каторгу»;
  2. если вас постоянно раздражают ваши ученики;
  3. если вы содрогаетесь от одной только мысли, что вам опять предстоит подготовка к урокам;
  4. если вы думаете, как вам не повезло в выборе профессии,

то немедленно уходите навсегда из школы и не портите жизнь себе и своим ученикам.