Роль учителя в духовно-нравственном развития общества

Сизинцева Нина Борисовна
На современном этапе роль учителя в духовно-нравственном развитии общества огромна и это неоспоримо. Именно учитель является главной фигурой в формировании общества. Перед нами стоит трудная задача: воспитание духовно-нравственной личности, члена общества. В современных условиях образование должно стать той сферой духовной жизни общества, где передаются от поколения к поколению социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством. Именно учитель способствует гармонично-развитой личности, умеющей делать сознательный выбор, воспитанию в духе национальных и общечеловеческих ценностей, традиций, патриотизма, уважения к другим народам. Главная роль в становлении учащихся как личности принадлежит учителю, поэтому для моей работы стали определяющими такие понятия, как любить, понимать, принимать, сострадать и помогать. В становлении личности большую роль играет среда. В связи с этим одной из основных задач стало создание реально действующей системы взаимодействия образовательной и социально-культурной среды т.е создания воспитательного пространства. Прежде всего создания воспитательного пространства необходимо для того, чтобы школа, дом, учреждения культуры и спорта воздействовали на обучающего в одном ключе, согласованно. для того, чтобы воспитать духовно-нравственную личность необходимо предоставить возможность обучающимся попробовать себя в социально-значимой деятельности. Для этого была составлена программа по краеведению. Цель данных занятий состояла в том, чтобы дети обратили внимание общества на проблемы экологического характера. А также становление духовно-нравственной личности невозможно без познания истории своего народа, развития своей своей малой родины. В процессе работы на данных занятиях обучающиеся составляли экологические проекты и осуществляли их реализацию. Участвуя в детских научных конференциях дети проводили исследовательскую работу, изучали свою родословную. В ходе реализации проекта ребята проводили поисковую работу, узнавали о подвигах своих дедов во время Великой отечественной войны. Ребёнок знающий подвиги своих дедов в ВОВ не позволит безнравственного поступка по отношению к старшему поколению. Безусловно и сам педагог должен быть образцом духовно-нравственной личности. Если учитель говорит ребёнку о терпении, уважении и доброте, а сам при этом раздражается, не умеет сдерживаться в проявлении чувств, то он получит обратный результат. Уча ребёнка любви и доброте учитель сам должен её проявлять. В соответствии со всем выше изложенным передо мной встала задача, которая состоит в том, чтобы позволить в детях проявиться всему доброму и вечному. Показать учащимся, что это не только хорошо, но и крайне необходимо в жизни человека, закрепить эту уверенность на сознательном уровне, привить противоядие к распространённым в обществе порокам. Для решения данной задачи большое внимание на занятиях краеведения, классных часах было уделено воспитанию патриотических чувств, глубокого уважения к родителям, учителям, семье и её исконным нравственным устоям, бережному отношению к окружающей природе, древним культурным традициям своего народа, любви и уважения к человеческой личности, а также формированию умения отличать хорошее от плохого, полезного от вредного и адекватной реакции на проявление всего этого в жизни.