«СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ, ЗАДАНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В УРОК, МАТЕРИАЛА, СВЯЗАННОГО С ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ УЧАЩИХСЯ».


Предварительный просмотр:

«Способы повышения мотивации к учению средствами проблемных вопросов, заданий, включаемых в урок, материала, связанного с жизненным опытом учащихся».

Чтобы дети, сидя в классах, учились и осваивали знания и умения, надо правильно организовать учебную деятельность /по В.В.Давыдову/

        Ребёнок усваивает какой – либо материал в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность такого усвоения.

        У младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья наблюдается стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, у него нет потребности учиться. Как маленького ребёнка нельзя заставить играть,  так и ученика с ограниченными возможностями здоровья нельзя заставить учиться. Учитель начальных классов коррекционной школы организовывает так учебную деятельность, чтобы дети захотели учиться: заинтересовывает, увлекает их.

        В работе, направленной на пробуждение и развитие познавательных интересов, не дают положительных результатов такие приёмы, как чисто словесная стимуляция, например требование: «Подумай!». На уроках эффективны упражнения, связанные с актуализацией опыта детей, с опорой на него. Для этого мною в учебный материал включаются задачи с использованием материалов регионального компонента; на уроках кубановедения ребята сами составляют правила поведения, вспоминая как правильно вести в природе, чтобы не навредить ей.

        При планировании коррекционной работы эффективна организация учебной деятельности, при которой знания не преподносятся ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в готовом виде, а добываются относительно самостоятельно им самим в процессе решения предлагаемых  посильных для него задач. С этой целью на уроках применяю компоненты проблемного обучения, программированного задания.

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальный, так и психолого – педагогический аспекты. Передо мной, как учителем, поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, дидактических средств в целях повышения активности ребят в учебном процессе. Особенно это важно на начальном этапе обучения.

Процесс познания у учащихся с ограниченными возможностями здоровья не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Учатся ребята, как правило, по принуждению, знания не систематические, ответы могут быть хорошими, посредственными, неудовлетворительными. Все новое их мало интересует и увлекает, поэтому вопросы они задают редко, стараясь выполнять задания по готовому образцу. Только интересный, занимательный материал может вызвать у них оживление. Поэтому своей задачей я ставлю развитие познавательного интереса, активности школьников в различных видах их деятельности.

Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока.        Наряду с содержанием учебного материала большую роль играют методы, при помощи которых организуется обучение и младшие школьники включаются в процесс познания. К основным из них относятся методы проблемного обучения:

*проблемное изложение знаний. Учитель ставит проблему, показывает процесс её решения, т.е. рассуждает вслух;

*эвристическая беседа, в ходе которой учащиеся привлекаются к поиску на отдельных этапах изложения материала. Учитель ставит проблему, излагает учебный материал, но с помощью отдельных вопросов, выполнения практических заданий включает детей в процесс поиска.

Сутью проблемного обучения является проблема, т.е. такая познавательная задача, результат и способы решения которой ученикам не известны, но у них имеются необходимые знания для того, чтобы решить её.

На уроках математики проблемными могут быть задания:

постановка вопроса к имеющемуся условию задачи; составление примеров по заданию учителя; составление задач на материале окружающей действительности.

С целью показа учащимся образца цельного рассуждения учитель может создать на уроке проблемную ситуацию и сыграть роль размышляющего над решением задачи, привлекая личные наблюдения учащихся. Он излагает вслух ход своих мыслей, задавая вслух вопросы самому себе и отыскивая на них ответы. Руководимый таким образом ученик получает нечто ценное, чем знание отдельных математических предложений. Незаменимым образцом для подражания в классе является самостоятельно построенная кем – нибудь из ребят цепочка умозаключений, особенно если эта работа будет поощрена учителем.

 На уроках чтения проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений; использование приема сравнения, формирование оценочного суждения; установление причинно – следственных связей. Так, после анализа басни И. Крылова «Ворона и Лисица» учитель дает детям задание «Назовите сказку, которую напоминает вам басня» («Лягушка – путешественница» В. Гаршина). Сравнивая поведение Вороны и Лягушки, учащиеся выясняют, что общего в этих произведениях. Дети осуждают честолюбие героев Вороны и Лягушки, которые пострадали из – за своего чрезмерного стремления к славе, почестям, похвале.  

На своих уроках стремлюсь, чтобы все задания и упражнения были интересны ребенку, чтобы он хотел их выполнять:

а) включение в урок проблемных познавательных задач.

При этом обязательно нужно дать учащимся установку для того, чтобы вызвать интерес. Ребенок на уроке должен быть не потребителем, а лидером.

Почему дети не слушают?! Им не интересно. Учитель «разжевывает» учебный материал, что приводит к еще большему «отуплению» их мышления, не дает почвы для дальнейшего развития.

Поэтому речь идет о развитии у ребенка самостоятельного адекватного ответного действия на поставленную проблему..

На уроках русского языка при обучении детей начертанию букв использую опору на личный опыт детей, проводя сравнения, аналогии:

«Вот два столба наискосок, а между ними – поясок»  - А, «Вы посмотрите: кто такой? Загородив дорогу, стоит с протянутой рукой, согнув баранкой ногу» - Б, «На эту букву посмотри – она совсем как цифра три!» - З.

При изучении темы «Звуки и буквы» можно предложить учащимся задания: придумать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами (конь, пень); заменить согласные в словах так, чтобы получилось новое слово (день – тень, кость – гость, честь –шесть); подумать и сказать, изменится ли значение слова, если переставить в нем слоги: мама, папа, няня, баба, дядя; насос – сосна, камыш – мышка, весна – навес, лыжи – жилы, скала – ласка. 

При изучении предлогов используется материал, в котором предлагается назвать слова, одинаковые по произношению, но разные по написанию:  

Веснушки.

Веснушкам нету сноса, не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла, зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

А. Шибаев.

Лентяй.

Сидел он на окошке и размышлял о кошке.

Вдруг подумал: «А у сов есть усы иль нет усов?».

Я. Козловский.

Не вертись с подносом у меня под носом.

Ребенка нужно ставить в проблемную ситуацию, использовать его наблюдения, знания по изучаемому предмету:

а) включение в урок заданий по самостоятельной обработке, учебной информации и последующему самоконтролю;

б) дозированная поэтапная помощь педагога. Необходима помощь, но дети должны многое делать сами;

в) перенос только что показанного способа обработки учебной информации на  индивидуальное задание. После этапа объяснения каждому ребенку выдается  индивидуальное задание.

Творчески осмысливая уроки Живой мир, стараюсь не только развивать репродуктивную деятельность учащихся, а побуждать их к активному познанию окружающей действительности. С целью развития интереса у детей к изучению явлений природы хорошо урок начать с анализа результатов их личных наблюдений, выявления уже имеющихся знаний по интересующему предмету изучения, а потом уже дополнять, расширять круг знаний, умений.

Что вы знаете о Солнце?

О каких свойствах воздуха можете рассказать?

Что такое почва?

Какие свойства имеет вода? Каково значение воды в природе и в жизни человека?

Я придерживаюсь мнения, что учителю не следует всегда самому разгадывать для ребенка ту или иную тайну природы. На многие вопросы младшие школьники в состоянии  найти ответы самостоятельно в детских журналах, при просмотре телепередач, в научно – популярной литературе. Целесообразно предлагать детям задания поискового характера. Например, узнайте, какие редкие растения встречаются на территории нашего района; какие растения используются в лечебных целях; какие звери, птицы населяют леса, какие растения и животные подлежат охране.

Практика работы в коррекционной школе убеждает, что интерес к изучаемому материалу возникает у школьников с ограниченными возможностями здоровья тогда, когда они открывают для себя что – то новое, неожиданное, когда учитель создает ситуацию, заставляющую учеников удивиться и задуматься. При этом всегда помню, что я воспитываю добрых, отзывчивых людей, способных не навредить обществу и собственному здоровью, пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на заинтересованности в учебе. Каждым уроком реализовывать не только коррекционно – развивающие педтехнологии, но и здоровьесберегающие педтехнологии согласно направлениям работы в рамках инициативы «Наша новая школа».

Литература:

1. http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=1605 

2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограничен-

ными возможностями здоровья [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Ака-

тов. – М. : Владос, 2003.

3. Мозговой, В. Г. Основы олигофренопедагогики [Текст] :

учеб. пособие / В. Г. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Ерёмина. – М. :

Академия, 2006.

4. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников

[Текст] : учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Акаде-

мия, 2004.    

5. Окулова, Г. Е. Несколько уроков занимательного словообразо-

вания [Текст] : метод. пособие / Г. Е. Окулова. – Оса : Росстани, 1994.

6. С. Я. Маршак, «Веселое путешествие от "А" до "Я"»