Дистанционное обучение (Усовский филиал) 1 класс

Светлана Николаевна Иванова

Материалы для курса «Смотрю на мир глазами художника»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский герой сказок – И ван - дурак Prezentacii.com

Слайд 2

До принятия христианства и длительное время после этого существовала языческая традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы, пока они беспомощны, их не похитили злые духи.

Слайд 3

«Взрослое» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до того носил ненастоящее, «детское». Одним из таких имён являлось имя Дурак .

Слайд 4

Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак , Вторак, Третьяк. А также и Другак , то есть «другой», следующий.

Слайд 5

Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до « Дурак ».

Слайд 6

Позже это имя стало обозначать ребёнка вообще, а со временем и просто младшего .

Слайд 7

Имя Дурак встречается и в церковных документах до XIV-XV веков.

Слайд 8

Примерно с XVII века это имя уже стало значить то, что и сейчас, – глупого человека , потому что самый младший – самый неопытный и несмышлёный.

Слайд 9

Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван-дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев.

Слайд 10

Иванушка-дурачок – младший крестьянский сын. Родные и соседи считают его глупым и сумасбродным отроком, которого можно заставить выполнять любую чёрную работу, не требующую особых навыков и познаний.

Слайд 11

На самом же деле Иванушка – баловень судьбы и любимец природы; он сдружился с жи-вотными , птицами и рыбами, живёт не разумом, а сердцем, поэтому его поступки кажутся нелогичными для других. Благодаря своему «не уму» и нерациональному поведению ему удаются дела, невозмож-ные для других. Он ведает, где спрятана смерть Кощея, знает слабые места нечисти и врагов.

Слайд 12

Иван-царевич – младший сын царя, самый любимый и самый умных из трёх братьев. Не имея прав на престол отца, занимается любимыми делами: оттачивает мастерство владения мечом и луком, обучается премудростям ведения боя, верховой езде. Бо-рется со всяким злом, защищает со своей дружиной пригранич-ные земли от вражеских набегов.

Слайд 13

В русских народных сказках Ивашка , Иванушка, Иванушка-дурачок , Иван-дурак , Иван-царевич – герой положительный, потому что беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всём видит хорошее, живёт по совести – герой, самый люби-мый народом.

Слайд 14

Поэтому в конце сказок и награда достаётся ЕМУ, а не старшим братьям, которые хитрят, обманывают, ищут выгоду.



Предварительный просмотр:

                                                                 

«ПОКОРМИТЕ  ПТИЦ  ЗИМОЙ»

                                           

Цели:

Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование  птиц зимой;

прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их

охране.

Задачи:

Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;

показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.

Продолжительность мероприятия 35 минут        

                                                Ход  мероприятия.        

Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Учитель: Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе?

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

-А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?

-Почему?

-Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)

Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птиц,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

       Они в грозу, и в град,

       И под дождём, и в холода

       На ветках сидя спят.

Но кто же им даёт приют,        

Когда снега метут?

     Бывают птицы разные.

     Одни боятся вьюг

      И улетают на зиму

      На добрый, тёплый юг.

Другие- те народ иной,

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

   

   

     Но если долго снег идёт

     И долго длится вьюга,

     Тогда, друзья, приходится

     Пичугам нашим туго.

Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.

-А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

-А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

-А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

-Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)

-Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.

1. Сугробами засыпаны

    Бугры, дворы, дорожки.

    Не могут пташки отыскать

    Ни зёрнышка, ни крошки.

2. И вот летают всё слабей

    Ворона, галка, воробей

    Скорей на помощь, дети!

3. Вот в этот  самый трудный час

    Спасенье птицы ждут от нас.

    Кормите их! Согрейте!

4. Повесьте домик на суку!

    Рассыпьте крошки на снегу,

    А то и манной кашки.

    И оживут бедняжки!

5.По небу весело скользя.

    Взлетят пернатые друзья

    И пропоют чирикая:

  «Спасибо, вам великое!»        

Учитель: Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Где утром к опушке прошёл человек.

Следы заметает до вечера снег.

Но всюду- у еле приметной дорожки

В кормушки насыпаны зёрна и крошки.

Слетайтесь, слетайтесь,

Лесные пичуги!

Теперь не страшны вам

Холодные вьюги.

В холодные вьюги,

В голодные вьюги

Мы помнить и думать

Должны друг о друге.        

Учитель:   Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Можно воспользоваться подручными средствами, т.е. взять пакеты из под молока, кефира или взять пластиковые бутылки.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку.

Спиной зеленовата,                         

Брюшком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика(синица) (слайд № 1)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю(воробей) (слайд № 2)

Окраска сероватая,

Повадка вороватая.

Известная персона

Кто она? (ворона) (слайд № 3)

Чернокрылый, красногрудый.

Он везде найдёт приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут.(снегирь) (слайд № 4)

Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче(дятел) (слайд № 5)

Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.

Конкурс « Сделай кормушку из подручных средств»

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь- сосед прилетели на обед.

        В гости в первый день недели

        К нам синицы прилетели.

        А во вторник, посмотри,

        Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы же ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стаи жадных воробьёв.

        В пятницу в столовой нашей

        Голубь лакомился кашей.

        А в субботу на пирог

        Налетело семь сорок.

Учитель:

 Зимняя подкормка птиц- довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться- различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к к человеческому жилищу. Голод- не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.

Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.

Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Конкурс «Сложи пословицу»(пословицы разрезаны)

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Как сорока хвостом, так болтун языком.

Осенью и у воробья пир.

И сова своих детей хвалит.

Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой.

Всякая пташка хлопочет- своего гнезда хочет.

Птице даны крылья, а человеку- разум.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных друзей.

        Зимний лес не спит, а дремлет

        Серебром унизан весь.

        Не покинув эту землю,

        Много птиц осталось здесь.

Учитель: Ребята подготовили небольшие доклады о зимующих птицах, послушайте их.

Снегирь- очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.

Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири  легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.

Синица- это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса- галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.

Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с  сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из- за синих перьев на теле.

Воробей- это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: «Вора бей»

Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.

Дятел- у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой- семенами хвойных деревьев.

Учитель: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.

А теперь награды нашим победителям.

Список литературы:

1.Бродский Иосиф «Стихи о птицах»

2.Бурмистров Л., Мороз В. «Рассказы детям о птицах» Издательство «Мозаика-Синтез» 2007г

3.Г.Скребицкий «Рассказы о птицах для детей»

4.А. Яшин «Покормите пиц зимой»



Предварительный просмотр:


«Сказка в произведениях  русских художников»

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к декоративно-оформительской графике.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.

– Сегодня у нас необычный урок – мы не будем рисовать. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими художниками.

III. Актуализация знаний учащихся.

 Вы все любите сказки, а почему?

Сказки тесно связаны с национальными преданиями, поэтому зачастую творческие  люди  заимствуют  сказочные  сюжеты  при  создании  своих произведений. Историческое наследие наших предков – народное творчество – называется фольклором.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Образы, рожденные поэтическим творчеством народа, заняли большое место в произведениях многих выдающихся представителей  русской  литературы  и  искусства  XIX века,  например в поэзии А. С. Пушкина, его сказки.

Чрезвычайно велик был интерес к народному искусству крупнейших художников прошлого столетия. Результаты их творческих усилий оказались столь значительны, что и по сей день в нашем сознании фольклорная тема связывается с творчеством целого ряда художников того времени: живописцев Виктора Михайловича Васнецова, графика Ивана Яковлевича Билибина и многих других.

V. Анализ творчества В. М. Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Его считали истинным богатырём русской живописи. Он говорил: «Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Виктор Михайлович Васнецов (Слайд 2) (1848–1926) родился в семье священника, страстного любителя природы. Отец с детства привил своим сыновьям,  будущим  художникам  Виктору  и  Аполлинарию,  чувство  восхищения  красотой  родной  природы.  Родина  Васнецова  до  сих  пор  славится своими сказочниками, мастерами народного изобразительного творчества.

Васнецов учился в Петербурге, а потом переехал в Москву. Сама Москва с ее Кремлем, старинными храмами и монастырями – «живая история» России, она служила ему неиссякаемым источником вдохновения. Именно в Москве работал художник над своими широко известными картинами «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Аленушка», «Иван-царевич  на  Сером  Волке».  В  1894 году Васнецов выстроил себе дом  с  громадной  мастерской,  в  котором  и  завершил  продолжавшуюся в течение многих лет работу над своим любимым детищем – картиной «Богатыри».

Мир васнецовской фантазии его современниками был принят далеко не сразу. Многие забывали, что он рисовал сказочный сюжет, и ругали за несоответствие его жизни.

В 1898 году Васнецов завершил затянувшуюся на многие годы работу над картиной «Богатыри» (Слайд 3). Эту работу он считал своим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Если вести счет от первого эскиза (1876), то работа над «Богатырями» продолжалась (с большими перерывами) свыше двадцати лет. «Богатыри» завершили поиски Васнецова, связанные с решением историко-былинной темы.

Сам Васнецов так определил замысел картины: «…картина моя «Богатыри» – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.

Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Под стать ему и могучий черный конь, как вкопанный стоит он под своим мощным седоком.

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к битве. И конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле мудрого наездника.

Задумался о чем-то Алеша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народом героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно снимает лук богатырская рука Алеши Поповича, и стрела у него всегда наготове.

 «БОГАТЫРИ»

Огромную роль в картине «Богатыри» играет пейзаж. Степь, поросшая желтеющей травой, вдали холмы, дремучие леса, низкое, холодное, пасмурное небо. Пейзаж в картине Васнецова – это эпически величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов. Это образ могучей Родины великого народа.

В картине «Богатыри» художник переплел между собой поэтический вымысел и живую реальность. Так, в основу образа Ильи Муромца он положил облик крестьянина Ивана Петрова (портрет 1883 года), человека богатырской наружности. Превосходный этюд, написанный в Подмосковье, послужил прообразом пейзажного фона картины.

К лирической линии творчества В. М. Васнецова относятся картины на сюжеты русских сказок. Нужно заметить, что обращение с сюжетом у Васнецова было очень вольное, ему важнее всего был поэтический дух, нежели прямое следование литературному первоисточнику или фольклорной традиции.

«ТРИ ЦАРЕВНЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА»( СЛАЙД4).

Например, его картина «Три царевны подземного царства» не связана прямо ни с одной русской народной сказкой, а представляет собой скорее миф, созданный самим художником на тему о несметных богатствах родной земли.

Извечная мечта народа о покорении сил природы, об овладении ее богатейшими дарами, о завоевании для себя земного счастья нашла отражение в этом произведении.

Картина «Три царевны подземного царства» – олицетворенное изображение богатств, заключенных в земных недрах (золото, драгоценные камни, каменный уголь). Фигуры трех красавиц царевен рисуются над раскрытыми недрами земли на фоне пламенеющего закатным заревом неба.

Прекрасны царевна-золото и царевна-драгоценные камни. Надменно сторонятся они своей скромной сестрицы, одетой в черное платье, но не она ли, олицетворяющая собою уголь, полная таинственного очарования, есть подлинное богатство земли?

«КОВЕР-САМОЛЕТ» (СЛАЙД 5)

Мифология, народное творчество явились главным источником познания народных стремлений.

О коврах-самолетах фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэроплана; о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и элекотромотора. Извечная мечта людей о полетах в небо вдохновила В. М. Васнецова на создание картины «Ковер-самолет».

Высоко над землею, словно чудесная гигантская птица, парит ковер-самолет. Как могучие крылья в плавном размахе, взметнулись его края. Далеко внизу необъятной ширью лежит земля, окутанная предрассветной дымкой тумана.

Впечатление сказочности, необычности усиливается освещением. Яркое сияние клетки с жар-птицей и далекий еще, только наступающий рассвет придают природе таинственное очарование.

«ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» (СЛАЙД 6)

В 1889 году Васнецов написал картину «Иван-царевич на Сером Волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый Волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером Волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

«АЛЕНУШКА» (СЛАЙД 7)

Однако самой большой удачей художника в его работе над сказочными сюжетами, безусловно, стала знаменитая «Аленушка». Работая над ней, Васнецов не ставил перед собою цель – создать произведение, иллюстрирующее какую-нибудь определенную сказку, например, широко известную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Крестьянская девочка сидит, пригорюнившись, на белом камне, над темным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с ее сумраком, тишиной, темной гладью поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Под воздействием этого очарования и сама Аленушка как бы преображается, превращаясь из простой деревенской сироты в поэтическое существо, отражающее в своем внутреннем мире таинственную жизнь леса, сливающееся с этой жизнью в своих мыслях и чувствах».

Васнецову необыкновенно удались этюды к «Аленушке» – пейзажные, в их числе «Затишье». В этом этюде изображена сокровенная глубина елового леса. А также удались этюды для образа самой Аленушки. На одном из них изображена светловолосая крестьянская девочка, сидящая на траве, в той же позе, что и героиня картины. Только в картине она старше, ее печаль глубже, она нераздельно связана с окружающей природой.

«СНЕГУРОЧКА» (СЛАЙД 8)

В 1899 году В. М. Васнецов написал картину «Снегурочка», в которой изобразил сказочную героиню в парчовой, отороченной мехом шубке на фоне таинственного заснеженного ночного пейзажа.

VI. Анализ творчества И. Я. Билибина.

Иван Билибин родился 4 августа (16 августа) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода.

Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900).( Слайд 8)

Учитель. Могучим воинством встали деревья над озером. Будто искусный мастер вырезал из металла их вершины. Как стежки вышивальщицы, протянулись ветви, заволновались, как живые, раскинулись сложным узором. Вдали за деревьями скрывается терем, украшенный резьбой да росписью, и в этом чудном мире появляются белая уточка – заколдованная княгиня и ведьма, ею обернувшаяся. В плавных силуэтах и звучных цветах будто звучат грустно-певучие слова сказки: «Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу с дурными людьми…» Это – иллюстрация-заставка Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942) к сказке «Белая уточка» (Слайд 9).

Сказку или быль он изобразил? Немногих деталей оказалось достаточно, чтобы обычное сделать сказочным. Здесь нет резкой грани между сказкой, народным искусством и действительным обликом исконного края, а потому пейзаж напоминает реальный северный вид.

На увлечение Севером во многом повлияла выставка работ В. Васнецова 1899 года, проходившая в Санкт-Петербурге. После встречи с уже известным тогда национальным художником для Билибина словно открылся будущий путь, связанный с постижением прошлого Руси. Он уехал в Новгород, а затем на Север. Это было в 1902 году, когда Иван Яковлевич отправился в Вологодскую губернию, получив задание биографического отдела Русского музея.

В том же году, прежде всего под влиянием этой поездки, и были созданы его иллюстрации к сказке «Белая уточка». Будто портрет Севера создан в них: и дремучие леса стародавней земли, и ее архитектура, и радость цвета народных росписей, и ритм северных вышивок, хранящих древнейшие традиции. Позднее Билибин побывал в Архангельской губернии, а в 1904 году – в Олонецкой. В далеком крае ожила для него сказка – Древняя Русь. Он увидел, «как эти старинные срубленные церкви прилепились к берегам северных рек, как расставлена деревянная утварь в просторной северной избе и как деревенские щеголихи наряжаются в старинные наряды». Так северное искусство стало одной из основ его художественного языка.

Неутомимый исследователь северного края в глухих деревнях изучал забытые храмы, костюмы, орнаменты, писал о них. Иван Яковлевич собирал произведения народных мастеров, которых на Севере оставалось все меньше, а традиции их создания забывались, фотографировал храмы, гибнущие на его глазах, и северные творения оживали в его художественных работах. Но не скорбный, а радостный, раздольный край изображен на иллюстрации. Такой он хотел видеть древнюю землю, такой хотел ее сохранить.

Образы Билибина происходят из народного искусства, столь же светлого, яркого, из понимания сути Севера, изучения художественного языка его мастеров. В иллюстрации к «Белой уточке» о созданиях северян напоминают и характер рисунка, в котором сказалось влияние орнаментов и росписей, и локальные, четко разграниченные цвета, напоминающие сияющий колорит народных росписей и эмалей, и изображение бревенчатого терема. Сам мастер определял свою задачу так: «Я должен уловить тот ритм, который мне в этом сыром материале мерещится, его гармонию, и это будет мое личное, хотя и в старом каноне данного стиля».

Нередко Билибин воспроизводил в акварелях северные народные произведения. Но особенным совершенством и сложностью отличается прием, при котором он стилизовал силуэты фигур и пейзажи в духе северного искусства, разрабатывал орнаменты согласно законам старины, как в «Белой уточке».

Начиная с раннего периода и до последних работ, исполненных мастером в блокадном Ленинграде, он следовал созданиям северян. В блокаду, в бомбоубежище Академии художеств, голодая, Билибин продолжал работать над иллюстрациями к русским былинам, вновь, как и более сорока лет назад, вдохновляясь искусством Севера. Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины, Иван Билибин создал свой «билибинский стиль».

Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная» (Слайды 10-15). Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.

Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику (Слайд 14). Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки.

Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» ( Слайд 15)

 Именно Билибин стал вдохновенным певцом стародавней Руси, овеянной красотой былин и сказаний.

Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.

VIII. Изовикторина.

Задание. Определите по отдельным фрагментам всю картину. Кто ее автор и как называется эта работа?

Фрагменты из картины:

  1. В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»;
  2.  И. Я. Билибина «Белая уточка».

3) В. М. Васнецова «Богатыри».

4) В. М. Васнецова «Аленушка».

5) И.Я. Билибин «Сказка о царе Салтане»

IX. Итог урока.

Обобщение изученного материала.

 С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?

 Как связаны между собой репродукции этих художников, которые вы сегодня рассмотрели?

 Кто запомнил названия картин Ивана Яковлевича Билибина?

 Какие  репродукции  Виктора  Михайловича  Васнецова  вы  запом-
нили?

Литература:

Изобразительное искусство. 1-2 класс: поурочные планы по программе В.С.Кузина и др. Издательство «Учитель», 20111.



Предварительный просмотр:

Образ защитника Отечества глазами художника

Павла Дмитриевича Корина.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина;  расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных ориентиров и личностного опыта; вырабатывать эстетический вкус и идеал; воспитывать практически адаптированную личность в рамках эстетической культуры, умеющую проектировать, рассуждать, обосновывать; воспитывать  чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийное сопровождение

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с новой темой (слайд 1)

-Сегодня мы будем знакомиться с жизнью и творчеством замечательного русского художника Павла Дмитриевича Корина, познакомимся с его знаменитой картиной Александр Невский, узнаем о его жизни и творчестве

3.Рассказ о художнике.

Художник Павел Дмитриевич Корин родился в 1892 году в с. Палех Владимирской области, которая раньше называлась губернией (слайд 2)

Красота русской природы, с её бесконечными далями, синими густыми лесами, высоким небом, навсегда осталась в памяти Корина.

Он говорил, что природа Палеха сделала его художником.

В старину в этом селе работали очень талантливые умелые художники-иконописцы, или богомазы, как их тогда принято было называть.

Отец Дмитрия Корина и его старшие братья были прекрасными мастерами-богомазами.

С детства Паша Корин стал помогать старшим братьям в их работе: растирал краски, собирал камни. Цветы и травы, из которых делали краски.

Существовала в Палехе и своя художественная школа. Вот эту самую школу окончил мальчик Паша Корин. Позднее он приехал в Москву, где познакомился с выдающимся русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым. По совету Нестерова Корин поступил в Московское училище живописи,вояния и зодчества.

Учился Павел Дмитриевич Корин у очень хороших художников-Консантина Коровина, Сергея Малютина.

Но настоящим учителем, помощником и другом на всю жизнь стал для Корина Михаил Васильевич Нестеров (слайд 3).

Нестеров учил молодого художника любоваться природой, человеком, но восхищаясь, не копировать слепо, а одушевлять увиденное воображением. И мечтать о большом мастерстве.

Павел Корин стал большим художником.

Если вам когда-то доведётся побывать в Москве, обязательно посетите Третьяковскую галерею. Там вы увидите множество работ П.Д.Корина, в том числе и портрет друга и учителя Михаила Василевича Нестерова.

Но главное, что вы увидите, это огромную коринскую картину «Александр Невский».

-Что вы знаете об Александре Невском? (ответы учащихся)

-Ребята приготовили историческую справку о герое картины.

Историческая справка.

Александр Невский жил в 12 веке. Князь Александр со своей дружиной одержал победу над шведами, которые приплыли по Неве, собирались напасть на Русь. В честь этой победы, князя стали называть Александром Невским.

Когда немецкие рыцари-крестоносцы напали на нашу землю, русские воины вступили с ними в сражение на Чудском озере.

Небольшие отряды русских заманили рыцарей на лёд Чудского озера. И тогда Александр Невский с главными силами ударил по врагу с тыла, Это сражение произошло в 1242 году и назвали его – Ледовое побоище (слайд 4).

Вывод. Александр Невский сыграл большую роль в истории нашей Родины, в 1242г. Он не допустил, чтобы нашу землю разорили немецкие крестоносцы. Запомните эту дату (на слайде -  зима 1242г - битва на Чудском озере).

-Каким вы   представляете себе полководца Александра Невского? (ответы учащихся)

-А вот каким изобразил его художник Корин, таким он себе его представил

( слайд 5).

4.Просмотр картины.

-На что вы обратили внимание при первом взгляде на картину?  Что увидели? (Александр Невский в центре картины, река, собор, войско, боевое знамя).

-Вернёмся к центральной фигуре картины, образу Александра Невского.

Глядя на черты его лица, что вы можете сказать об этом человеке, каким изобразил его художник? Опишите его лицо (озабоченное, взгляд сосредоточенный, пронзительный).

-Во что он одет? (Так одевались воины той эпохи)

-О чём говорит его поза? (ответы учащихся). Кажется, вся его фигура, будто выкована из железа.

Собор - прекрасное, древнее строение. Художник недаром изобразил его на картине - он показал, что русские люди, сражаясь против захватчиков, защищали не только землю, но и своё искусство, свою культуру.

Дружина, войско. Обратите внимание, как стоят воины? (ответы учащихся). Сплочённые, как одно целое.

Что является дополнительным фоном для фигуры Невского? (Боевое знамя с изображением лика, или Спаса- спасителя, защитника людей)

-Река Волхов. Вспомним, Д.Корин с любовью относился к русской природе.

-Представьте, что вы стоите в дружине князя Александра, что бы вы могли почувствовать? (ответы учащихся).

-Александр Невский и его воины были настоящими патриотами своей Родины, они готовы были отдать жизнь за своё Отечество.

-Как вы понимаете слово Отечество? Кого называют патриотом? (работа с толковым словарём)

-Русскому народу не один раз приходилось защищать свою землю.

Картина была написана П.Д.Кориным зимой  1942 г. (слайд 6), что это было за время для русского народа? (ответы учащихся).

-Когда художник приступил к созданию картины, шла суровая военная зима 1942года.

-Почему война называлась Отечественной?  (На защиту встали и взрослые, и дети. Они проявляли настоящий героизм).

Корин жил в небольшом одноэтажном доме на старинной московской улице.

Ещё недавно фашисты рвались к Москве. Вражеские самолёты бомбили город. Фугасная бомба разрушила дом, соседний с мастерской художника.

В Москве было холодно и голодно. Но художник работал вдохновенно и напряжённо. Он ходил в Исторический музей и в Оружейную палату Московского Кремля, чтобы изучать там старинное оружие, утварь и одежду. Всё это было необходимо для написания картины.

Издавна  люди верили и верят, что красота может защитить и спасти мир. Поэтому в дни тяжёлых испытаний люди не только защищали Родину с оружием в руках и сеяли хлеб, но и писали стихи, создавали картины.

И художник Корин был убеждён, что искусство может укрепить веру людей в грядущую победу.

 (слайд 7)

5. Рефлексия.

- Как вы думаете, почему именно образ Александра Невского выбрал художник для картины, написанной во время Великой Отечественной войны?