Роль познавательной деятельности на уроках математики.


Предварительный просмотр:

«Роль познавательной деятельности на уроках математики».

Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества Задачи обучения математике учащихся школы VIII вида исходят из этих задач. Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь — главная общеобразовательная задача обучения математике.        Обучая математике учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы. Математика в школе VIII вида решает одну из важных специфических задач обучения учеников с нарушением интеллекта — преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной их наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умением счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознание геометрических фигур позволяет учащимся с проблемами развития более успешно решать жизненно-практические задачи. Общеизвестно – урок математики для детей с проблемами в развитии является одним из трудных и непонятных, и по этой причине многие дети не любят этот предмет. В задачи учителя входит привитие познавательного интереса к материалу. Вы все прекрасно знаете, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле. Для математики начало урока — это устный счёт. Если удачно, интересно проведён устный счёт, то и дальше урок пойдёт успешно, дети будут активны, заинтересованы дальнейшей работой.

“Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, учение требует и черновой работы и волевого усилия” К. Д. Ушинский.

В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые школьники из всех предметов труднее всего воспринимают и усваивают математические понятия.

“Математика во вспомогательной школе решает одну из важнейших специфических задач коррекционно-развивающего обучения – преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств” [1, с. 5]. Это требует от учителя хорошего знания особенностей и компенсаторных возможностей детей, разработки и подбора разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что способствует повышению интереса к изучаемому предмету.

В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики отражена в новой редакции “Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида”, а именно “...использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств”[2, с. 29].

Проблема активизации усвоения учащимися учебного материала на уроках математики охватывает широкий круг вопросов, решение которых достигается совместными усилиями психологии, педагогики, дидактики.

В ряде исследований авторы (М. Н. Перова, И. Г. Терехова, В. В. Эк) отмечают, что успех обучения умственно отсталых школьников выполнению арифметических действий в большей степени зависит от того, насколько хорошо дети осознают смысл арифметических действий, знаковых обозначений, а достигается это за счет активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики [3, с.41].

Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

С этой целью на уроках математики применяются разнообразные приемы и методы работы. Неотъемлемой частью каждого урока является устный счет. Устные упражнения способствуют закреплению знакомого материала и подготовке к изучению нового, они подбираются по уровню сложности: менее сложные (где принимает участие большая часть класса), средней степени сложности, задания повышенной сложности на находчивость и сообразительность учащихся. В создании интереса к учению большое значение имеют задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки, задачи со сказочным сюжетом, а также задачи в стихах. Такие задания позволяют без особых усилий сконцентрировать внимание учащихся, включить весь класс в работу:

  1. “Исключи лишнее”;
  2. Назови число в правом верхнем углу;
  3. Прочти число, записанное зеленым цветом;

Продолжи цепочку(из геометрических фигур, букв);

  1. Собери “математические бусы” (установить закономерность, по которой записаны числа):

...15,20,25,...,
....9, 18,27

  1. Найди различия.

При формировании вычислительных навыков используются:

  1. Математическое лото.

На карточках записаны результаты таблицы умножения. Классу демонстрируются карточки с выражением, например, 6x4, а учащиеся закрывают квадратами на своих таблицах ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Причем, карточки и фишки дети изготавливают сами. Работа с лото усиливает стремление учащихся быстрее выучить таблицу умножения.

  1. “Счет по цепочке”.

  1. “Соедини верно”. Такие игры используются на все арифметические действия.

  1. “Молчанка” – ученикам предлагается выполнять действия самостоятельно, а ответы показывать с помощью сигнальных карточек.

При проведении этих игр используются разработанные наглядные пособия. Это привлекает внимание учащихся к предъявленным играм, пробуждает интерес, а, следовательно, и активизирует их познавательную деятельность.

Разнообразие видов и форм устных упражнений привлекает внимание учащихся к заданиям, способствует формированию беглого счета, развивает интерес к математике, подготавливает учащихся к использованию полученных знаний по математике в повседневной жизни, при овладении профессией. Упражнения, выполняемые в классе, образуют определенную систему. Их цель не только закрепление изучаемого материала, но и формирование вводимых понятий, установление связи между вновь вводимыми и ранее изученными понятиями, развитие логического мышления:

  1. Занимательные квадраты:

а) Определить сумму по диагонали;
б) Определить каждое число (заполнить все клетки).

  1. “Найди на ощупь” или “Чудесный мешок”. Из мешка взять геометрическую фигуру, на ощупь определить, назвать ее признаки.
  2. Зрительный диктант. Набор геометрических фигур в конверте. На наборном полотне расставляются фигуры. Дети воспроизводят и по трафаретам обводят в тетрадях, соблюдая последовательность расположения фигур и их положение.
  3. Слуховой диктант. У учащихся трафареты геометрических фигур. Называются фигуры, учащиеся обводят данные фигуры в той последовательности, как они были названы.

Одним из проявлений активной творческой работы является составление задач по краткой записи с использованием данных из жизненных и школьных ситуаций.

Подбор заданий для самостоятельной работы с определенным видом помощи (готовым, частичным решением, иллюстрацией) делает работу учащихся более управляемой. Применение данных методов и приемов, правильно учитывающих возможности каждого ребенка, способствует их действительной активизации, стимулирует внимание, слух, мышление, волю к преодолению трудностей, способствует правильному развитию возможностей каждого ученика, поддерживает интерес к учению.

Литература:

1. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Владос, 2008.

2. Программа специальных общеобразовательных школ VIII вида. – М.: Владос, 2000.

3. Гринько Л. А. Научно-методический журнал. // Дефектология. – 1993. – № 2.

4. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996.

73                                 68

               44

72                                 40

А В Г Д Ж Е А

  1. + 5

: 4

x 8

           - 19