международный тест PIRLS

Накусов Сергей Муссаевич

 

Сегодня газета "Ведомости" в своей редакционной статье сообщила совершенно оптимистичную и замечательную новость, правда касается она, только учащихся 4-х классов. Сообщается, что российские четвероклассники по результатам последнего PIRLS разделили 2-3 место с финскими школьниками среди 49 участников, уступив лишь сверстникам из Гонконга.  По математике и естественным наукам достижения скромнее: 10 и 5-е места из 54 стран соответственно..., Напомню, что pirls, это международные тесты качества чтения и понимания текста. Мне как педагогу и психологу вдвойне приятно читать о достижениях наших школьников, но все -же сообщения эти я воспринимаю с осторожностью. С одной стороны учителя (несмотря на это жуткое слово СТАНДАРТ)получили некоторый набор методик, которые, конечно, позволяют придать процессу гуманитарного образования в начальной  школе мотивированную составляющую. С другой стороны - со мной многие согласятся-  современные школьники почти перестали читать, писать грамотно, и пересказывать содержание текста. Часто со стороны ребенка звучит просьба проверить его с помощью вопросов к тексту, а не  пересказа прочитанного. Подобная аутизация происходит из обилия информации, фильтровать  которую,  ребенок не способен. Кроме того, уже третий год я провожу в одноименных классах (правда в отдельно взятой школе, интеллектуальный тест(ГИТ), результаты которого  только ухудшаются. Конечно, здорово, что наши дети  имеют высокий рейтинг в международных тестах, но сумеют ли они воплотить эти знания в прозвучащих еще в I веке словах Non scholae sed vitae discimus  «не для школы учимся, а для жизни»….