«Приемы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка, позволяющие предупредить орфографические ошибки».

Елена Сергеевна Щербакова

 

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка, позволяющие предупредить орфографические ошибки».

                                                                                                                                               

  Из опыта работы

учителя  начальных классов

второй  квалификационной  категории

МКОУ   «Средняя  общеобразовательная

школа  № 6»

  городского  округа  город  Фролово

  Волгоградской  области

Щербаковой Елены Сергеевны  

Вступление.

    В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

    Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями я начала давно.  За этот период общения с детьми накопился определенный опыт, есть находки и открытия. Исходя из своего опыта и опыта других учителей, старалась внедрить технологию РИЛ (развитие индивидуальной личности).

РИЛ – прежде всего, развитие потребности и способности личности к самопознанию, самоопределению, самореализации, совместному развитию, самовыражению. Мне нравится, что при использовании приемов РИЛ нет заданной последовательности действий педагога, т.е. учитель сам разрабатывает педагогическую технологию. Содержание, методы, приемы педагогической технологии должны быть направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика.

Постоянно находясь в поиске, систематизировав и перестроив свою работу, старалась добиваться хороших результатов обучения. И вот что я получила.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Основная часть.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Раскрывая подробнее работу, я убедилась, что развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

На первом - подготовительном этапе – провела следующую работу:

  1. Систематизировала слова (программа 1-4); записала их по возрастным классам обучения в алфавитном порядке;
  2. Систематизировала карточки и дописала новые слова;
  3. Спланировала ознакомление со словами по классам на все учебные годы;
  4. Приготовила словарики (индивидуальные);

Поставила цели:

- раскрыть смысл значения каждого изучаемого слова;

- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;

- развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной речи.

Слова с непроверяемыми написаниями мною используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах.

Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встречающегося на страницах учебников в начальной школе. Учу видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.

Мои ученики имеют индивидуальный словарик. С ним они начинают работу со второго полугодия первого класса. Работа в словарике в первом классе ведется на основе ассоциаций. В основном работа со словарем в первом классе проходит коллективная, а со второго класса коллективная форма сочетается с индивидуальной формой работы. За словариками я постоянно слежу, т.е. проверяю их, делаю выписку слов.

Второй этап – ознакомительный. На нем знакомлю детей со словом или группой слов – иначе, предъявляю слова. Все слова, рекомендуемые программой, предлагала так, чтобы интервал между предъявлением составлял не менее недели. Ежедневно в плане урока словарная работа занимала не более 5 – 7 минут.

Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:

1) рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку; установление значения этого предмета;

2) проговаривание слова с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение их по порядку всех звуков;

3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;

4) решение орфографических задач, например: какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву?

Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить;

5) подбор ознакомительных слов (указывается на единообразное написание в корнях, составление словосочетаний и предложений);

6) подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно. Кроме того, надо помнить, что в начальной школе изучаются такие слова, как быстро, весело, вдруг…

Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции. Предъявление слов провожу через карточки-картинки, иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, анаграммы, тексты, описательные тексты, предложения. На этом этапе обращаю внимание детей на осмысление значения слова – предмета, иначе – на признак, который присущ только этому предмету, а затем связываю с орфограммой.  

 Заключение

        Работая над темой, я заметила положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее, и их знания прочнее.

         Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.


 

Комментарии

Светлана Михайловна Козлова

Описаны интересные приемы работы. Хочу поделиться и своим опытом. Я словарные слова распределила по тематическим группам. Если интересно, зайдите на мой сайт

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. Использование разнообразных приемов повышает интерес к овладению богатствами русского языка.