Дифференциация твердых и мягких согласных.

Набережных Наталья Борисовна

 

Различение мягких и твердых согласных опирается на точность слухового восприятия и кинестетического контроля, на четкость произносительных навыков. Ошибки обусловлены целым рядом факторов:

 - неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки,

-  несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твердый или мягкий и др.

            Для  преодоления ошибок чтения и письма проводится следующая работа:

А) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах,

Б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки , так одна и та же буква предполагает двоякое звучание, твердое и мягкое, в зависимости от последующей буквы,

В) усвоение в процессе чтения того, что перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И согласные мягкие,

Г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно в прямых открытых слогах,

Д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных букв Е, Ё, Я, Ю, а также И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_tverdyh_i_myagkih_soglasnyh.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация твердых и мягких согласных.

        Распространенными ошибками среди учащихся начальной школы являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение мягкости согласных на письме ( Я – ЙА,  Я –А, Я –ЬА, ЬЯ)  Различение мягких и твердых согласных опирается на точность слухового восприятия и кинестетического контроля, на четкость произносительных навыков. Ошибки обусловлены целым рядом факторов:

 - неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки,

-  несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твердый или мягкий и др.

         Для  преодоления ошибок чтения и письма проводится следующая работа:

А) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах,

Б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки , так одна и та же буква предполагает двоякое звучание, твердое и мягкое, в зависимости от последующей буквы,

В) усвоение в процессе чтения того, что перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И согласные мягкие,

Г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно в прямых открытых слогах,

Д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных букв Е, Ё, Я, Ю, а также И.

А. Слухопроизносительная дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

        Для более четкого понимания твердости и мягкости согласных звуков можно использовать опоры : камень – подушечка (поролоновая), стул – диван.

        Логопедическая работа по дифференциации на слух и в произношении осуществляется по следующему плану (на примере дифференциации звуков м — м’).

а) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков.

Ц ел ь: научить детей различать на слух и в произношении звуки м и м’, выделять из слогов и слов твердые и  мягкие звуки м—м’

1. Рассматривание картинок на слова-квазиомонимы МЫЛО — МИЛА.

2. Беседа по картинкам.

— Что нарисовано на первой картинке? (Мыло.)

— Что нарисовано на второй картинке? (девочка.)

— Эту девочку зовут Мила.

— Итак, что нарисовано на первой картинке? (Мыло.) Как зовут девочку на картинке? (Мила.) Повторите эти слова.

3. Выделение первых звуков в словах.

Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и определяют, что в слове МЫЛО первый звук . а в слове МИЛА — м’.

4. Сравнение звуков м и м’

Логопед произносит эту пару звуков (м — м’), затем просит детей повторить их.

— Одинаково ли произносятся звуки м и м’? (Неодинаково.)

— При каком звуке губы больше растянуты? (При звуке м’.)

— Какой звук произносится с большим усилием, напряжением? (Звук м’)

Далее логопед делает вывод: звук м’ произносится с большим напряжением губ, чем м.

Сравнивается звучание м и м’ Логопед произносит оба звука и задает вопрос:

— Какая разница в звучании этих звуков?

Если дети затрудняются в ответе, то следует поставить дополнительные вопросы:

— Какой звук звучит более твердо — м или м’? (м.)

— Какой звук звучит более мягко — м или м’? (м’.)

— Значит, как звучит м’? (Мягко.) А как звучит м? (Твердо.)

Делается вывод: м звучит твердо, он твердый; звук м’ звучит мягко, он мягкий.

5. Соотнесение звуков м и м’ с буквой.

— Какой буквой обозначаются звуки м и м’? (Буквой м.)

— Одной буквой обозначаются и твердый, и мягкий звук м. Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем букву м зеленого и синего цвета. Синяя буква будет обозначать твердый звук м, а зеленая буква — мягкий звук м’.

6. Составление графической схемы слов мыло, Мила.

— В слове мыло  какой первый звук? (м.) Это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Какой буквой мы обозначим его — зеленой или синей? (Синей.)

В схеме под картинкой ставится синяя буква м.

— В слове Мила какой первый звук? (м*) Это твердый или мягкий? (Мягкий.) Какой буквой обозначим этот звук — зеленой или синей? (Зеленой.)

В схеме под картинкой ставится зеленая буква м.

— В каком же слове звук м твердый? (В слове мыло)

— В каком слове звук м мягкий — м’? (В слове Мила)

Дифференциация звуков м — м’ в слогах

Рекомендуются следующие задания:

1. Поднять зеленую букву м, если в слове мягкий звук М* , поднять синюю букву м, если в слове твердый звук м. ( предлагаются слоги с твердыми и мягкими звуками м и м’)

2. Прочитать слоги со звуками м и м’, подчеркнуть  зеленым  или синим цветом в зависимости от того, какой звук (твердый или мягкий) они обозначают

3.  диктант слогов с твердыми и мягкими звуками (м, м’) Подчеркнуть буквы м зеленым или синим карандашом.

Дифференциация звуков м — м’ в словах

1. Поднять зеленую или синюю букву м в зависимости от  того, твердый или мягкий звук м в слове.

а) Со звуками м — м’ в начале слова:

малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, мишка, мышка, мох, мех, мыло, Мила, метро, молоко, маши, Митя, мыть, минута, малыш, мак, миска, медведь, м роз, мама, молоток, мухомор, матрешка.

б) Со звуками м - м’ в середине слова:

камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, темно, семь, замок, заморозил, смородина, скамья, лампа, комната.

2. Распределить картинки на две группы. Если в названии картинки твердый звук м, то картинка кладется под синей буквой м, если мягкий — под зеленой м.

3. Подобрать слова на твердый звук м.

4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука М*

5. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный м на мягкий согласный м Назвать слово, которое  получится.  Сравнить по значению и звучанию пары слов:

 мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил, мать — мять, мышка — мишка.

6. Добавить слог с твердым или мягким звуком м. Определить, какой звук — твердый или мягкий?

До…,  хо …, .. .локо, ...шина, .. .тя, ...ша, ...газин, ….нута.

7. Записать слова, подчеркнуть букву м карандашом зеленого или синего цвета.

8. Разделить страницу тетради на две части Слева записать букву м синим карандашом, справа букву м — зеленым карандашом. .Логопед читает слова. Дети рисуют кружочком под синей буквой, если звук в слове твердый, и под зеленой буквой — если звук в слове мягкий. Каждый кружок записывается с новой строчки. Во втором классе дети записыва- ют слова.

9. Отгадать загадки. В отгадках определить, твердый или мягкий звук в слове.        -

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок.)

Красна девица  в темнице, а  коса на улице. (Морковь.)

Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)

10. Игра в лото.

На карточках картинки, в названии которых имеется твердый м или мягкий м’. Логопед называет слова. Дети закрывают картинку синей буквой, если звук м в слове твердый, и зеленой буквой — если звук м’ (мягкий).

Дифференциация звуков м — м’ в предложениях.

1. Придумать предложения со словами-квазиомонимами:

мыла — Мила, мал — мял, мыл — мил, мышка — мишка.

2. Придумать по картинкам предложения, включающие слова со звуками м и м’.

3. Найти в предложениях слова со звуками м и м’ определить их место. Примерные предложения:

Мама положила в сумку помидоры. Там

ара споткнулась о камень. Митя сорвал с клумбы ромашки. Маша построила домик из кубиков. Медвежонок съел много меду. Малыш смеется.        *

4. Вставить пропущенные буквы карандашом синего или зеленого цвета, в зависимости от того, какой звук в слове — твердый или мягкий:

        ...альчики пой...али ...ышку. В лесу растет ...ягкий ...ох.  .. ы   рисуе...    до.. .ик.

5. Диктант предложений, включающих слова со звук м и м’.

        Мама купила лимоны. Сама пила морс. Миша кормит кур.  Митя ест помидор. Маше семь лет. Мы моем пол. У меня бумажный змей.

Дифференциация звуков м — м’ в текстах

С целью развития навыков дифференциации звуков м — м* в текстах детям даются аналогичные задания. Тексты долны включать слова со звуками м— м’

        Маша посадила семена в землю. Из семян выросли маленькие ростки. А летом на клумбе за цвели маки и ромашки.

        Аналогичная работа проводится по дифференциация других пар твердых и мягких согласных.

Как только дети научатся различать твердые и мягкие согласные на слух, можно перейти к следующей теме — “Обозначение мягких согласных на письме”, т.е. к усвоению того, что буквы е, ё, ю, я, и, ь обозначают мягкость предыдущего согласного.

Б. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

        На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы.

Примерный речевой материал: угол—уголь, шест — шесть, ел — ель, брат — брать, жар — жарь, опят — опять, стал — сталь, цел — цель, вес — весь, дал. — даль, жест — жесть, удар — ударь, банка — банька, галка — галька, полка — полька, колко — Колька.

Вначале сравниваются слова с конечным мягким знаком.

Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твердые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова.

Работа над словами - квазиомонимами проводится в следующей последовательности (мягкий знак в конце слова).

1. дифференциация значения слов с опорой на картинки. Например, с помощью картинок уточняется значение слов угол — уголь.

2. Сравнение звучания двух слов. Определение количества звуков в словах. Составление графической схемы слов под картинками.

3. Определение конечного звука в первом и во втором слове.

4. Обозначение буквами конечных звуков слов (л и л’).

5. Прочтение слов по схеме.

        Итогом этой работы является закрепление детьми правила: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью ь.

В дальнейшем предлагаются следующие задания:

1. Поднять букву ь на слова, в которых его можно написать в конце слова. Примерные слова: дом, - мак, рысь, сыпь, лес, конь, суп, сон, лень, соль, дым, бровь, лоб, шаль, руль, мост, цепь, день, шмель, пух, сок, рубль, дверь, зверь.

2.Дописать конечные буквы слов. Примерные слова: фасо..., саха..., ого..., косте..., буква..., дива..., песо. табе..., меда..., писа...

3. Записать пары слов:

был — быль, кров — кровь, кон — конь, вес — весь, мыл мыль, цел — цель и др.

4. Добавить слоги к названиям картинок. Записать слова.  Это задание может быть дано в нескольких вариантах.

а) На доске вывешиваются картинки с изображением с одного или нескольких предметов (куль — кульки, хорь — хорьки, зверь — зверьки, уголь — угольки, огонь — огоньки, тополь - топольки, окунь — окуньки, карамель — карамельки).

Дети сначала называют картинки с изображением одного  предмета. Названия картинок записываются в столбик? Затем детей просят назвать много предметов, но так, чтобы конце слышалось ки (хорь — хорьки). Справа от слов-названий одного предмета дети записывают через черточку слова, обозначающие много предметов.

б) Детям предлагаются картинки с изображением только одного предмета. Дети называют картинки, записывают названия. Уточняется, что в конце слова надо писать Далее логопед просит добавить слог ки в конце слова. Слова  со слогом ки также записываются.

в) Слова называются устно. Определяется конечный звук — твердый или мягкий. Уточняется, что в конце слова надо писать ь, так как конечные согласные мягкие. Слово

записывается. Затем логопед дает задание добавить слог Ки в конце слова. Дети произносят образованное таким образом слово, уточняют его значение и записывают.

5. Найти ошибку. На доске записаны слова, в некоторых из них пропущен ь. Детям предлагается исправить ошибки в словах:

санки, албом, палма, парта, персик, палто, мосты, релсы, крылцо, писмо.

После исправления на доске дети записывают слова в тетради.

6. Записать названия картинок.

Примерные картинки: кость, коньки, осень, портфель, письмо, платье, семья, деревья, пальто, мальчик, дверь, лось, рысь.

7. Добавить ь в середину слова. Какое слово получится?

Банка, галка, полка, горки, пенки.

Записать пары слов.

8. Выделить из предложений похожие по звучанию слова. Определить их различие. Записать слова парами.

Маше шесть лет. Около сарая шест.

Под домом появился хорь. На сцене поет хор.

Петя ел грушу. Около дома высокая ель.

У меня есть брат. Он разрешил мне брать его карандаши.

9. Диктант предложений.

Уголь положили в угол. Дождь прибил пыль. Рысь — хищный зверь. Рыбаки закинули сеть. Мы купили мебель. Кровать стоит около окна. У пенька выросли опять пять опят.

10. Диктанты текстов.

Наступила осень. С деревьев падают листья. Часто идет дождь. От дождя грязь. День становится короче. Птицы улетают в дальний путь.

В. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и

Первоначально сравнивается звучание следующих слов и слогов: МЫЛО — Мила, Мала — мяла, мол — мел, мэ — мел, му—мю.

В каждом слове выделяется первый слог. Определяется, твердый или мягкий звук в выделенном слоге, называется второй звук слога. Слоги составляются  из букв разрезной азбуки: на одной строчке с твердыми согласными, на другой— с мягкими.

Предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Какие слоги на первой строчке? (С твердыми согласными.)

2. Подчерните гласные в этих слогах красным цветом).

3. Какие гласные в первом ряду? (а, ы, о, э, у)

4. После каких согласных они пишутся? (После твердых.)

5. Прочитайте слоги второго ряда (ми, мя, ме, мё)

6. Какие согласные в этих слогах? (Мягкие.)

7. Подчеркните гласные, которые стоят после мягких согласных. Назовите эти гласные (и, (я, е, ё, ю).

8. После каких согласных пишутся эти буквы? (После мягких согласных.)

        Далее делается вывод: гласные  е, ё, ю, я, и обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука.

Параллельно с дифференциацией твердых и мягких согласных на слух проводится работа по закреплению чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную букву.

1. Вначале закрепляется правило. После мягких согласных пишутся гласные е, ё, ю, я,’ Поэтому, чтобы правильно прочитать согласную, надо чала посмотреть, какая гласная идет после согласного.

2. Работа по таблице Калининой

3. Чтение пар слов с ориентировкой на последующую гласную.

4. Придумать слоги с твердыми согласными звуками, составить их из букв разрезной азбуки и прочитать.

5. Придумать слоги с мягкими согласными звуками, составить из букв разрезной азбуки и прочитать.

6. Придумать пары слогов с твердыми и мягкими согласными (ма — мя, ду — дю, во — вё и т.д.). Записать слоги в два столбика: в первый столбик — слоги с твердыми согласными, во второй столбик — слоги с мягкими согласными. Подчеркнуть согласные разным цветом.

7. Подобрать слова с заданным слогом. Определить, какой согласный в слове — твердый или мягкий. Составить слово из буки разрезной азбуки.

8. Записать под диктовку слоги с твердыми и мягкими согласными. Прочитать их.

9. Придумать слова с твердыми звуками в начале слова. Составить их из букв разрезной азбуки. Прочитать слова.

10. Придумать слова с мягкими звуками в начале слова. Составить слова из букв разрезной азбуки и прочитать их.

11. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными звуками с ориентировкой на последующую букву.

12. Чтение предложений, включающих слова с твердыми и мягкими согласными звуками с ориентировкой на последующую гласную.