Пропедевтический курс естествознания в начальной школе как способ развития одарённости личности

Новикова Татьяна Алексеевна

 

В связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывает большой интерес в современной системе образования. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Именно поэтому в составе группы авторов под руководством профессора, доктора педагогических наук, доцента кафедры общей и теоретической физики ИвГУ Елены Владимировны Ситновой совместно со студенткой Дарьей Николаевной Семичаевской приняла участие во Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием "Развитие одаренности в современной образовательной среде" по направлению «Технологические условия развития одарённости».

На наш взгляд единая система организации образовательного пространства для одаренных детей должна включать в себя не только мониторинговые компоненты, но также подкрепляться и дополняться содержательным, технологическим и методическим наполнением деятельности, представляющими собой комплекс организационно-технологических мероприятий, способствующий всестороннему развитию личности, ее индивидуальной одаренности.

Была представлена научно-методическая публикация «Пропедевтический курс естествознания в начальной школе как способ развития одарённости личности» ipkps.bsu.edu.ru/source/Nauka/21012_ch2.pdf

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развивающее естествознание12.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пропедевтический курс естествознания в начальной школе

 как способ развития одарённости личности

http://ipkps.bsu.edu.ru/source/Nauka/21012_ch2.pdf

Т.А. Новикова

Д. Н. Семичаевская

Е.В. Ситнова

Образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны. В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего среднего образования.

Начальная школа остается фундаментом образования. Именно в начальной школе создается та основа, на которой строится дальнейшее усвоение знаний и навыков учащимися. В начальной школе учащиеся знакомятся с основными явлениями природы и такими элементарными приемами научного метода исследования, как наблюдение, описание увиденного, выполнение измерений, выявление закономерностей, проведение эксперимента и предсказание его результатов. Пропедевтика естественнонаучных знаний является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного естественнонаучного образования. Естественнонаучные дисциплины формируют у ребенка естественнонаучную картину мира, которая определяет положение и роль человека в этом мире, поэтому они требуют опережающего изучения. Школьники начальной школы готовы на качественном уровне понять многие явления природы, изучать которые им предстоит в старших классах.

Эта работа представляется весьма важной, так как именно в младшем школьном возрасте дети начинают активно осваивать информационное пространство при просмотре телевизионных программ, видеофильмов, во время компьютерной игры. При этом сфера их познавательных интересов, как показывают наши исследования, приходится на область естествознания, а внутри этой области на физику и астрономию.

Физическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать явления природы и техники. Необходимо настойчиво проводить идею о необходимости продвижения школьной физики в младшие классы.

Возраст семи — девяти лет психологи называют часто порой первоначального накопления. Школьник проявляет интерес к самым различным фактам окружающего мира. Суть первоначального накопления — не есть механическое пополнение знаний. Главное в том, как эти знания ребенок перерабатывает, осмысливает. Разнообразные интересы младшего школьника создают условия для развития и обогащения творческого воображения, приобщения к науке.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Условием развития одаренности личности учащихся, детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику необходимы  условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Большие возможности развития одаренности школьников отводятся пропедевтическому курсу естествознания, главная задача которого, заключается не в передаче детям готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, творческий характер деятельности, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. Данный пропедевтический курс позволяет решить ряд проблем: ликвидировать существующий разрыв в естественнонаучном образовании; способствовать выработке целостного восприятия природы, рассмотрению по взаимосвязи природные явления и процессы, развивать речь, внимание, фантазию, наблюдательность, логическое и критическое мышление, умение грамотно и адекватно выражать свои мысли, описывать явления, выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира, развивать интересы учащихся в области естествознания, ориентировать на выбор будущей профессии.

Занятия курса включают в себя следующие основные способы учебной деятельности: теоретический (рассматривается теоретическое описание и объяснение определенного круга явлений); практический (на которых формируются умения применять свои знания на практике); экспериментальный (изучение определенного вида явлений основано на физическом эксперименте) и комбинированный. Программа пропедевтического курса естествознания основана на материале окружающего мира, физики, химии, астрономии,  экологии и истории.

В пропедевтическом курсе естествознания для начальной школы собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Ребята выполняют увлекательные опыты. Такие эксперименты подталкивают обучающихся к познанию мира, способствуют развитию интеллектуальных и  творческих способностей, дают им возможность самим делать «открытия», убедиться  в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Наука для детей становится понятной и чрезвычайно интересной.

Метод научного познания предоставляет младшим школьникам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.  Пропедевтический курс, построенный на основе метода научного познания, способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у  обучающихся целостного представления о мире. Овладение основами научного метода в условиях реализации школьной образовательной программы предполагает широкое использование методов учебного эксперимента, исследовательского, проблемного и других разнообразных активных методов обучения. Ребенок в процессе познания, приобретая  чувственный опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Разработанный пропедевтический курс естествознания предоставляет учащимся возможность получать знания в процессе создания собственных образовательных продуктов - гипотез, исследований, правил, одновременно включая их в научные и культурно-исторические процессы в качестве полноправных участников. Такая самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует развитию интереса к учебной  задаче, умения решать ее и доводить дело до конца.

Углубление материала осуществляется через практическое знакомство с методами происхождения научного знания;

знакомство с разными подходами к проблеме в науке, с недостатками и ограничениями разных подходов.

Включены задания без правильного ответа; задания по типу "найдите ошибку";  диалоговая форма ведения урока.

Реализуется  принцип  личностного отношения к изучаемому материалу:

характер предъявления учебного материала способствует выявлению содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

активное стимулирование самообразования, саморазвития, самовыражения ученика в ходе овладения знаниями;

ученик имеет  возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

учитель стимулирует  учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

          контроль и оценка не только результата, но главным образом процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

         Развитие логического мышления, включение аналитического блока, работа со схемами, алгоритмами; задания для учащихся на все типы мыслительных операций; мотивация  интеллектуальной самостоятельности являются  стартовой площадкой для развития и поддержания интеллектуальной одаренности.

Важным этапом рассмотренного  курса является разработка электронного учебника по физике для учащихся начальной школы. Он является иллюстрированным и анимированным пособием непосредственно для самих детей. В электронном учебнике можно найти описание пройденных тем, дополнительные задания, интересные опыты, загадки.

Условия формирования интеллектуальной одаренности складываются из таких факторов как влияние окружающего мира, взаимоотношения в семье и образовательных учреждениях. В школе учитель должен не упустить одаренного ученика и дать ему возможность развивать свои знания, умения, навыки и личностные способности и качества. Развитие творческого потенциала одаренных детей также напрямую связано с разработкой и реализацией специальных творческих программ обучения и учебных материалов.

Апробация данного курса позволила сделать вывод о характере единства сопереживании учеников в значимых ситуациях, выявила эффективность воздействия пропедевтического курса естествознания по изменениям в эмоциональных состояниях учащихся.

Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании.

Литература

  1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]/ Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – Москва: «ВААДОС»,2001.
  2. Лазарева, О.Н. Методика преподавания естествознания. Часть 1. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальных классах [Текст]/ О.Н. Лазарева. - Екатеринбург,2000.
  3. Матропас, З. П. Физика: методика и практика преподавания [Текст]/ З.П. Матропас. – Ростов- на – Дону: «Феникс», 2002.
  4. Мельник, Э.Л. Корожнева, Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика [Текст]/ Э.Л. Мельник, Л.А.  Корожнева. - СПб.: «КАРО», 2003.
  5. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р.В.Овчарова. – Москва: «Сфера»,2002.
  6. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст]/ Т. Н. Овчинникова. – Москва: 2000.


 

Комментарии

Сиротина Елена Николаевна

Очень полезно для работы!

Маратканов Сергей Михайлович

Бедные дети. Еще один предмет на их головы. Как нравится взрослым делать эксперименты на детях. Вместо того, чтобы убавить количество предметов, они добавляют. Раньше было 4 основных предмета и были ученики не глупее.

Новикова Татьяна Алексеевна

Уважаемый Сергей Михайлович, внеурочная деятельность объединения «Развивающее естествознание» направлена на реализацию требований ФГОС.Учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Ребята с удовольствием ставят опыты, с интересом работают с электронным учебником. В нём отражен материал, изученный детьми на уроках, а также дополнительный материал и сведения, анимации, видео опыты и эксперименты, физический музей (off-line путешествия).
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно

Маратканов Сергей Михайлович

Уважаемая Татьяна Алексеевна, я понимаю,что у Вас и ваших коллег благие намерения. И конечно верю, что дети с интересом будут сидеть за компьютерами и электронными книгами. Зато к окончанию школы у них испортится зрение, но это не важно. Главное дяди и тети напишут новые диссертации.
Если бы ввели этот курс взамен природоведения, тогда бы еще было понятно. А дополнительное занятие еще одна нагрузка на детей. А некоторым продвинутым родителям еще хочется устроить свое чадо в музыкалку или на балет. Когда же ребенку быть ребенком?