Виды деятельности обучающихся

Михальская Светлана Демьяновна

виды деятельности обучающихся по всем предметам в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Виды деятельности 299.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Изобразительное искусство» 

«Примерные программы по учебным предметам» ч.2 (4 изд., перераб.)

Содержание курса

Виды деятельности обучающихся

Виды художественной деятельности.

Особенности художественного творчества

Воспринимать и выражать  своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).Как говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура, - средства художественной выразительности

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

Роль ритма в декоративно-прикладном искусстве

Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать  растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.Передавать с помощью ритма движения и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Цвет – основа языка живописи

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского  и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Образы человека в живописи

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать своё отношение к персонажу. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Линия – основа языка рисунка

Овладевать приёмами работы различными материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Изображать графическими средствами реальных птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер.

Форма

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

Объём – основа языка скульптуры

Использовать  простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объёме. Использовать приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Изображать в объёме выразительные образы человека, литературного персонажа.

Художественное конструирование и дизайн

Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Наблюдать постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т.д. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т.д. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Понимать роль художника в театре. Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов. Выполнять простые макеты. Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.

Декоративно – прикладное искусство

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками. Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

Разнообразие декоративных форм в природе

Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Ознакомление с произведениями народных промыслов России

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов в России и называть известные центры художественных ремёсел России. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Изображать многофигурные сцены. Откликаться эмоционально на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отражённых в произведениях изобразительного искусства, и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры

Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Группировать  и соотносить произведения разного искусства по характеру, эмоциональному состоянию.  Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.


«Музыка»

«Примерные программы по учебным предметам»  ч.2 (4 изд., перераб.)

Содержание курса

Виды деятельности обучающихся

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки

Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах. Импровизировать в пении, игре, пластике. Осуществлять первые опыты сочинения.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Различать песенность, танцевальность и маршевность в музыке. Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учётом характера основных жанров музыки. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизациях.

Отечественные народные музыкальные традиции

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России. Сравнивать различные образцы народной  и профессиональной музыки. Обнаруживать общность  истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.  Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. Отражать интонационно-мелодические особенности отеческого музыкального фольклора в исполнении. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др. Воплощать художественно-образное содержание народной профессиональной музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Основные закономерности музыкального искусства

Интонационно-образная природа музыкального искусства

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них Сравнивать музыкальные речевые интонации, определять их сходство и различие. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных инструментах, импровизация, сочинение). Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы. Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации). Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально – театральных жанров (опера, мюзикл и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.

Распознавать и оценивать выразительность речи, её смысл. Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. Импровизировать: передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера, мюзикл и др.)

Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций (вопрос – ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.) Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

Развитие музыки -сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека.

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении ( в пении, игре на элементарных инструментах, музыкально - пластическом движении). Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Наблюдать: распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.) Исследовать: определять форму построения музыкального произведения. Импровизировать: создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе полученных знаний. Анализировать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Инсценировать произведения разных жанров и форм.

Музыкальная картина мира

Интонационное богатство музыкального мира.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). Осуществлять коллективную музыкально - поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.  Моделировать (сочинять) варианты интерпретаций. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Участвовать в хоровом исполнении гимна России.

Различные виды музыки

Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных. Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов). Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах.Создавать: сочинять музыкальные композиции, в том числе электронные, в различных видах исполнительской деятельности.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира

Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов мира. Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира. Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и назвать их авторов. Наблюдать: музыка в жизни человека; звуки природы. Сравнивать звуки природы и музыкальные звуки. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Воплощать в звучании голоса, инструмента мысли и чувства. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.


«Физическая культура».

«Примерные программы по учебным предметам»  ч.2 (4 изд., перераб.)

Тем-ое план-ние

Виды деятельности обучающихся

Физическая культура

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.  Выявлять различие в основных способах передвижения человека. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий.

Из истории физ. культуры

Пересказывать тексты по истории физической культуры.

Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

Физические упражнения

Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Характеризовать показатели физического развития. Характеризовать показатели физической подготовки.

Выявлять характер зависимости частоты сердечных сокращений от особенности выполнений физических упражнений.

Самостоятельные занятия

Составлять индивидуальный режим дня. Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.

Оценивать своё состояние (ощущения) после закаливающих процедур. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости.

Сам-ые наблюдения за физ. развитием и физ. подготовкой

Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями.

Измерять показатели физических качеств.

Измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений.

Игры и развлечения

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревн.дея-ти

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.

Моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств.

Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Движения и передвижения строем

Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».

Акробатика

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений. Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений.

Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций.

Снарядная гимнастика

Описывать технику гимнастических упражнений на спортивных снарядах. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений.

Прикладная гимнастика

Описывать технику гимнастических упражнений прикладной направленности. Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнений

гимнастических упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности. Проявлять качества силы и координации при выполнении упражнений прикладной направленности.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности.

Беговая подготовка

Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.

Осваивать технику бега различными способами. Осваивать универсальные  умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и  выполнении беговых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.

Прыжковая подготовка

Описывать технику прыжковых упражнений. Осваивать технику прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила безопасности при выполнении прыжковых упражнений.

Броски большого мяча

Описывать технику бросков большого набивного мяча. Осваивать технику бросков большого набивного мяча.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча.

Метание малого мяча

Описывать технику метания малого мяча. Осваивать технику метания малого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча.

Лыжная поготовка

Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.

Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения.

Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой.

Технические действия на лыжах

Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъёмов.

Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъёмов.

Технические действия в воде

Соблюдать правила поведения в воде. Объяснять технику разучиваемых действий.

Осваивать технические действия в воде.

Плавание

Осваивать плавание кролем на груди. Проявлять выносливость при проплывании учебной дистанции.

Подвижные игры

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

Спортивные игры

Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Моделировать технические действия в игровой деятельности.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр.Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности

Общефизическая подготовка

Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения.

Развивать физические качества. 


«Английский язык»

«Примерные программы по учебным предметам» ч.2 (4 изд., перераб.)

Содержание курса

Виды деятельности обучающихся

Говорение

Задавать вопросы о чём-либо, отвечать на вопросы собеседника. Расспрашивать о чём-либо. Попросить о чём-либо и отреагировать на просьбу собеседника. Начинать, поддерживать и завершать разговор. Описывать что-либо. Сообщать что-либо. Рассказать, выражая своё отношение. Характеризовать, называя качества лица / предмета. Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен. Пересказывать услышанный / прочитанный текст (по опорам, без опор). Сопоставлять собственный текст по аналогии.

Аудирование

Задавать вопросы о чём-либо, отвечать на вопросы собеседника. Расспрашивать о чём-либо. Попросить о чём-либо и отреагировать на просьбу собеседника. Начинать, поддерживать и завершать разговор. Описывать что-либо. Сообщать что-либо. Рассказать, выражая своё отношение. Характеризовать, называя качества лица / предмета. Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен. Пересказывать услышанный / прочитанный текст (по опорам, без опор). Сопоставлять собственный текст по аналогии.

Чтение

Соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения. Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал. Прогнозировать содержание текста на основе заголовка. Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать содержание. Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту. Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и понимать основное содержание.

Не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника. Находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.) Оценивать поступки героев с точки зрения их соответствия и морали.

Письменная речь

Писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нём. Писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения (с опорой на образец)

Правильно оформлять конверт (с опорой на образец).

Графика, каллиграфия, орфография

Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов, соблюдение нормы соединения отдельных букв, принятых в английском языке). Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Отличать буквы от транскрипционных значков. Сравнивать и анализировать буквосочетания и их транскрипцию. Вставлять пропущенные буквы.

Владеть основными правилами чтения и орфографии, написанием наиболее употребительных слов.

Фонетическая сторона речи

Различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка. Находить в тексте слова с заданным звуком. Соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи. Распознавать случаи использования связующего «г» и соблюдать их в речи. Соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе. Различать коммуникативный тип предложения по его интонации. Корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (повествовательное, побудительное предложение, общий и специальный вопросы). Корректно произносить предложения с однородными членами.

Воспроизводить слова по транскрипции.

Лексическая сторона речи

Оперировать полученными фонетическими сведениями из словаря в чтении, письме и говорении. Узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в соответствии с коммуникативной задачей. Использовать в речи простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые клише, в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавать и дифференцировать по определён-ным признакам слова в английском языке (имена собственные и нарицательные, слова, обозначающие предметы и действия) в рамках учебной тематики. Использовать слова адекватно ситуации общения. Узнавать простые словообразовательные элементы (суффиксы, префиксы). Группировать слова по их тематической принадлежности. Опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные слова, слова, образованные путём сложения). Оперировать активной лексикой в процессе общения.

Грамматическая сторона речи

Воспроизводить основные коммуникативные типы предложения на основе моделей / речевых образцов.

Оперировать вопросительными словами в продуктивной речи. Соблюдать порядок слов в предложении.

Выражать отрицание при помощи отрицательных частиц not и no.

Простое предложение с простым глагольным (He speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным(I like to dance. She can skate well.) сказуемым. Безличные предложения(It’s hot. It’s five o’clock). Предложения с оборотом  there is/there are.

Использовать в речи простые предложения с простым глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемыми; безличные предложения; оборот there is/there are.

Употреблять побудительные предложения в утвердительной и отрицательных формах

Выражать побуждение при помощи повелительного наклонения. Различать нераспространённые и распространённые предложения. Узнавать и употреблять в речи сложносочинённые предложения с союзами and и but.

Узнавать в тексте и на слух известные глаголы в Present,Future, Hast Simple (Indefinite/

Употреблять в речи глаголы в Present,Future, Hast Simple (Indefinite) , обслуживающие ситуации общения для начальной школы.

Выражать своё отношение к действию при помощи модальных глаголов (can, may, must).

Узнавать и использовать в речи конструкцию I would like … .

Различать существительные единственного и множественного числа

Образовывать формы множественного числа при помощи соответствующих правил.

Различать существительные с определённым/неопределённым и нулевым артиклем и правильно употреблять в речи.

Образовывать притяжательный падеж существительного.

Различать степени сравнения прилагательных. Образовывать степени сравнения прилагательных и употреблять их в речи.

Оперировать в речи некоторыми наречиями времени, степени и образа действия.

Употреблять количественные числительные (до 100)  и порядковые числительные (до 30).

Использовать для выражения временных и пространственных отношений наиболее употребительные предлоги.


«Математика»

«Примерные программы по учебным предметам» ч.1(5 изд., перераб.)

Тематическое пл.

Виды деятельности обучающихся

Числа и величины

Числа

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Создавать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному плану.

Величины

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Описывать явления и события, с использованием чисел и величин.

Сложение и вычитание

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрировать арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления)

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Умножение и деление

Прогнозировать результат вычисления.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

Числовые выражения

Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата)

Текстовые задачи

Задача

Моделировать изученные зависимости.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи. Действовать по заданному и самостоятельному плану решения задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Использовать геометрические образы для решения задачи.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия.

Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Пространственные отношения

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве.

Геометрические фигуры

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

Описывать свойства геометрических фигур.

Сравнивать  геометрические фигуры.

Геометрические тела

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Геометрические величины

Длина,

площадь

Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планирование, разметка)

Находить геометрическую величину разными способами.

Работа с данными

Таблица, диаграмма.

Сбор информации

Собирать, обобщать и представлять данные (работая в группе или самостоятельно).

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.


«Русский язык»

«Примерные программы по учебным предметам» ч.1(5 изд., перераб.);

Тематическое пл.

Виды деятельности обучающихся

Обучение грамоте

Фонетика

 Звуки речи.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку ( по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении (н-м, р-л, с-ш и др.)

Находить в стихотворении слова с заданным звуком.

Звуковой анализ слова.

Моделировать звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки»). Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Различие гласных и согласных звуков

Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Соотносить прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Графика

Буква как знак звука.

Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов  (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Сравнивать собственные буквы с предложенным образом.

Чтение

Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Письмо

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх-пяти слов со звуками в сильной позиции.

Гласные после шипящих

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Списывать слова, с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

Слово и предложение

Значение слов.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

Работа с пред-ем

Моделировать  предложение (игра «Живые слова»). Придумать пред-ния с заданным словом с последующим распространением пред.

Коррекция пред-ий.

Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой.

Развитие речи

Составление расска-зов по серии карт-ок

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном процессе и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Систематический курс

Фонетика и графика

Гласные и согласные звуки и буквы.

Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков. Характеризовать (устно) звук.

Обозначение звуком речи на письме

Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику.

Групппировать звуки по заданному основанию оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки.

Фонетический анализ  слова

Находить  (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками (в том числе в дидактических играх)

Состав слова (морфемика)

Изменение формы слова.

Анализировать таблицу «Правильно изменяй формы слов», использовать её как алгоритм при самостоятельном изменении слова.

Объяснять значение слова – давать развёрнутое его толкование.

Корень. Однокоренные слова.

Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками  и ли суффиксами).

Контролировать правильность объединения слов  в группу ( уметь обнаруживать лишнее слово в ряду родственных слов).

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.

Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь ( в процессе парной, групповой работы и самостоятельно).

Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами.

Разбор слова по составу

Определяя состав слова приводить доказательства ( в упражнениях и играх типа: «Докажи, что в слове…корень…», «Докажи, что в слове … нет приставки …», «Докажи, что записанные слова являются родственными»).

Лексика

Слово и его значение.

Находить в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковыми словариком значение слова, выписывать его.

Определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю (в процессе парной и групповой работы). Составлять собственные толковые словарики.

Синонимы, антонимы

Объяснять, какое слово из ряда синонимов наиболее подходит для заполнения пропуска в предложении текста. Подбирать антонимы к заданным словам.

Морфология

Части речи, их значения и признаки

Находить основания для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились  в группу слова» при  этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имён сущ. по родам, по числа и т.д.; для глаголов по вопросам, временам и т.д.).

Имя существительное

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён сущ. слово с заданными грамматическими характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданного имени сущ. (род, число, падеж) Находить лишнее имя сущ.  

Имя прилагательное

Подбирать максимальное количество имён прилаг. к заданному имени сущ. Соотносить форму им.  прил. с формой им. сущ. при составлении словосочетаний сущ. + прил.

Местоимение

Оценить уместность употребления  слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте им. сущ. соответствующими местоимениями.

Определять  наличие в тексте личных местоимений.

Глагол

Трансформировать текст, изменяя время глагола ( замена в тексте всех глаголов в форме настоящего времени на глаголы в форме прошедшего или будущего времени). Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в нужную колонку таблицы «I и II спряжение глаголов». Моделировать (создавать, конструировать)  в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, применяя данный алгоритм. Составлять собственные считалки с глаголами-исключ.

Синтаксис

Предложения

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классификация предложений

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные /вопросительные предложения.

Распространённые предложения

Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать от слова к слову смысловой вопрос. Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами.

Орфография и пунктуация

Определять наличие орфограмм в словах. Объяснять написание слов.  Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм: письмо с пропуском определённых орфограмм. Контролировать написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения.

Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по типу орфограммы. Доказывать написание слов, используя орфографический словарик учебника. Составлять словарь слов, в которых допущены ошибки. Анализировать текст с точки зрения наличия в нём слов с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Создавать собственные тексты с максимальным количеством включенных в них слов.

Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки, повторно писать диктант после проведённой работы над ошибками.

Развитие речи

Обосновывать целесообразность  выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность  использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми разного возраста. Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм речевого этикета. Моделировать правила участия в диалоге (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

Анализировать успешность участия в диалоге. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Составлять план текста. Сочинять письма, поздравительные открытки. Оценивать текст, находить смысловые ошибки.


«Литературное чтение»

«Примерные программы по учебным предметам» ч.1(5 изд., перераб.)

Тематическое пл.

Виды деятельности обучающихся

Аудирование (слушание)

Слушание произведений

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Жанры художественных произведений

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

Восприятие текста

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.

Чтение

Чтение вслух

Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение по ролям. Декламировать стихотворения.

Чтение про себя

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст

Работа с разными видами текстов

Текст

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Заголовок в тексте

Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися.. класса.

Работа с текстом

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Работа с книгой

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист иллюстрации, оглавление). Выбирать  книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения

Диалог

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).

Монолог

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание) , отбирать выразительные средства языка.

Устное сочинение

Создавать (устно)  текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учётом особенностей слушателей.

Культура письменной речи

Определение темы своего высказывания, главной мысли

Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чём я бы хотел сказать). Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.)

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Постановка живых картин

Инсценировать художественное произведение (его части) : читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства  (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты)  мизансцены.


 «Окружающий мир»

«Примерные программы по учебным предметам» ч.1(5 изд., перераб.);

Тематическое пл.

Виды деятельности обучающихся

Человек и природа

Времена года

Пересказывать и понимать тексты о природе.  Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Природа вокруг нас

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные – дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Природа живая и неживая

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать ) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их.

Воздух

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.

Погода

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра

Вода

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать  свойства воды, круговорота воды в природе.

Полезные ископаемые

Наблюдать простейшие опыты по изучению полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека ( на примере своей местности). Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного  края).

Почва

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

Растения, их разнообразие.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.  Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листьев)

Грибы

Различать съедобные и ядовитые грибы ( на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Животные, их разнообразие

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.  Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности)  Извлекать  (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний ( словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Единство живого и неживого

Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.  

Человек – часть природы

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

Тело человека

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Наша страна на карте и глобусе

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

Солнце

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.

Водоёмы, их разнообразие

Сравнивать и различать разные формы водоёмов. Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсии) формы земной поверхности и водоёмов своей местности.

Природные зоны России

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.  Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.

Человек и общество

Я – школьник

Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые  допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Работать в группах по составлению режима дня.

Правила безопасности жизнедеятельности

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, своё место в классе и т.п.). Проводить наблюдения в группах  во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.  Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Моя Родина

Семья

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими ровесниками, местными жителями. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье.

Родной город, село

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села). Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам культуры родного региона. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.  Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом.

Родная страна

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Находить на карте России родной регион.

Человек – член общества

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Значение труда для человека и общества

Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Средства связи

Раскрывать возможности средств массовой информации. Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной  помощи по телефону.

Наша Родина - Россия

Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственные границы. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших  городов (2-3) на карте России. Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России.

Государственная символика

Объяснять основные изображения  Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Работать с текстом Государственного гимна России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) гимн РФ. Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране. Рассказать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.

Страницы истории Отечества

Пересказывать своими словами часть текста учебника и обсуждать его (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. Участвовать в практической работе с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать  (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов – одежда, макеты памятников архитектуры и др. Готовить небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества.

Страны и народы мира

Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.


«Технология»

«Примерные программы по учебным предметам» ч.1(5 изд., перераб.)

Содержание курса

Виды деятельности обучающихся

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта.

Рукотворный мир как результат труда человека

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.

Трудовая деятельность в жизни человека.

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.

Природа в художественно-практической деятельности человека

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Природа и техническая среда

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию из учебника и других справочных и дидактических материалов, использо-вать информационно-компьютерные технологии).Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Дом и семья. Самообслуживание

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблю-дать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные соци-альные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотруд-ничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Материалы, их свойства, происхождение и использование человека

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства ) цвет, фактуру, форму и  др.). Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда.

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приёмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

Общее представление о технологическом процессе

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно - художественные особенности предлагаемых заданий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических задач и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Технологические операции ручной обработки материалов

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка).Создавать мысленный образ конструкции с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации.

Графические изображения в технике и технологии

Анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто на уроке.

Конструирование и моделирование

Изделие и его концепция

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию.

Элементарные представления о конструкции

Конструировать объекты с учётом технических и декоративно-художественных условий : определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу.

Конструирование и моделирование несложных объектов

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивными формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)

Назначение основных устройств компьютера для ввода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и

Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной  природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания  информационных объектов с помощью компьютера.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять):

  1. материальные и информационные объекты;
  2. инструменты материальных и информационных технологий;
  3. элементы  информационных  объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;
  4. технологические свойства – способы обработки элементов информационных объектов: вод, удаление, копирование и вставка текстов.

Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды.

Искать отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео).

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать  (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто на уроке.