Внедрение новых стандартов в начальной школе.

Красавина Елена Викторовна

 

 Внедрение новых стандартов в образовательный процесс началось с начальной школы. ФГОС начального общего образования содержит требования к результатам освоения  основной образовательной программы не только предметной области, но и к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу и метапредметным результатам. К личностным результатам относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ФГОС содержит Примерную программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования и Примерную программу воспитания и социализации обучающихся.

 

ФГОС основного общего образования и проект ФГОСа среднего (полного) общего образования  также включают требования к предметным, личностным и метапредметным результатам освоения  основной образовательной программы.

 

 Созданная Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 

  «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Одним из направлений интенсификации обучения является использование более эффективных форм получения, переработки и усвоения информации. Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

 

 Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс.  Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности,  нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

 

Но и это еще не все возможности активных методов обучения.  Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.  А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.  [Эффекты АМО].

 

Все эти положения соотносятся с такими программными требованиями к развитию личностных и коммуникативных учебных действий:

 

 Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяются действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения»

 http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo

 

Бесплатный электронный курс «Технология интерактивного обучения»

 http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod