Использование ИКТ в коррекционно- образовательном процессе

Колтунова Татьяна Викторовна

       Аннотация: в выступлении рассмотрены вопросы преимущества и условия использования информационных технологий в общем и специальном образовании. Выделены аспекты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Представлен краткий обзор компьютерных программ, используемых в коррекционной работе.

       

Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на ее поиск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iktzavuch.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе

Аннотация: в выступлении рассмотрены вопросы преимущества и условия использования информационных технологий в общем и специальном образовании. Выделены аспекты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Представлен краткий обзор компьютерных программ, используемых в коррекционной работе.

Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на ее поиск.

Образование не осталось в стороне от информатизации. Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет более полно использовать познавательные возможности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования  ИКТ в образовании посвящены работы  М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, Е.И. Машбица, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.

Е.И. Машбиц выделяет следующие преимущества использования компьютера в обучении:

  1. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации.
  2. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.
  3. Компьютер активно вовлекает обучающихся в учебно-воспитательный процесс.
  4. Намного расширяются наборы применяемых учебных задач.
  5. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления  образовательным процессом.
  6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии своей деятельности.

Наряду с выделенными преимуществами существует и ряд проблем компьютеризации образования. Рассмотрим наиболее интересные из них:

-       проблема соотношения объема информации (потока информации), который может предоставить компьютер пользователю (ученику) и объема сведений, которые пользователь может во-первых, мысленно охватить, во-вторых – осмыслить, а в-третьих – усвоить.

-       проблема ориентации обучающихся в потоке информации, предоставляемой компьютером.

-       проблема темпа усвоения обучающимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе).

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных,  соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Специальная педагогика также развивается, появляются новые подходы к обучению детей с нарушениями развития. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Современное общество само ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой найдется место для выпускников всех без исключения образовательных учреждений.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов.        

 Каждая новая задача обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Внедрение компьютерной техники в специальное образование связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.

Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

На сегодняшний день проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем  специальной педагогики. Одной из частных задач является поиск ответа на вопрос – каким должно быть психологическое обеспечение индивидуального обучения больных детей и детей-инвалидов в компьютерной образовательной среде?

Дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей. При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями.

Важнейшей идеей, объединяющей многообразие теоретических концепций и практико-ориентированных образовательных развивающих программ, является понимание развития как саморазвития, как активного созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым.

На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе педагогов-дефектологов и логопедов. В качестве примера можно привести следующие программы:

  1. «Мир за твоим окном» первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы – сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина). Программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года», которая содержится в программах начального обучения практически всех категорий детей и хорошо знакома каждому учителю. Программа состоит из пяти частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь», однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.
  2. Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III» является разработкой известнейшей в компьютерном мире фирмы IBM. Он предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям.
  3. Логопедический тренажер «Дэльфа-142» помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедический тренажер «Дэльфа-142» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи. Тренажер позволяет внести элемент игры в процесс коррекции речи, дублировать речевой материал, работать со стимульным материалом (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащая речь). Кроме того, процесс коррекции нарушений строиться с учетом уровня развития ученика. Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ПРО О.Е. Грибова.
  4. Визуальный тренажер произношения программа, которая разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь». Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами. Функционально эти модули требуют от компьютера меньших ресурсов, чем программа «Видимая речь». Основное предназначение – начальные этапы постановки речевых функций при работе с тяжелой речевой патологией (нарушения слуха, ринолалия, дизартрия и др.). Используя визуальный контроль «ВТП» и его игровую мотивацию, можно добиться интенсивного развития начальных сенсомоторных функций, значимых для становления громкой речи в целом. 
  5. О.Б. Кремер разработала специальные компьютерные игры, которые предназначены для обучения детей с нарушением интеллекта и способствуют решению задач коррекционного обучения, диагностики, контроля:

- «Ромашка» – игра для отработки навыка устного счета.

- «Словарные слова» – игра для закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса.

- «Правильный ответ» – игра для тестирования по различным предметам, где перечень ответов представлен в текстовом виде.

- «Подпиши конверт» – игра для отработки навыка заполнения деловых бумаг.

- «Вставь математический знак» – развивающая и обучающая игра для отработки навыков устного счета, сформированных на уроке математики.

Все игры могут использоваться для проверки и оценки полученных навыков, позволяют фиксировать уровень самооценки результатов игры.

Таким образом, роль использования современных информационных технологий, как в общеобразовательных, так и специальных школах очень велика. Компьютер помогает ребенку освоить сложные для него виды деятельности, способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и подготовке их к будущей трудовой жизни.

Влияние персонального компьютера на человека в современном мире и его роль в судьбе ощущает каждый из нас. Не обладая компьютерной грамотностью, человек теряется в профессиональной и текущей жизни. Компьютер помогает не только влиять на мотивацию обучения, но и строить общение на уроке. А это порой становится самым сложным в работе с детьми с ОВЗ.
А ведь многие из них испытывают трудности в общении с взрослыми, сверстниками. Возможно, общение с компьютером может оказаться первым шагом к коммуникации.

Рекомендуемая литература:

  1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. : Дрофа, 2007. – 213 с.
  2. Вачков, И.В. Дистанционное обучение для детей-инвалидов / И.В. Вачков // Школьный психолог. – 2000. –  № 8. – С. 3–5.
  3. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.
  4. Кукушкина, О.И. Программа «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1996. –  № 5. – С. 66–72.
  5. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. – М. : Педагогика. – 1988. – 192 с.


 

Комментарии