Предметное обучение в начальной школе

Николаева Наталия Николаевна

КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В последние десятилетия на первой ступени общеобразовательной школы произошли существенные изменения, характеризующие процессы демократизации начальной школы:

  • реализуется статья 32 Закона РФ «Об образовании», предоставляющая образовательному учреждению самостоятельность в разработке и утверждении образовательной программы и учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин;
  • преодолено однообразие на первой ступени общеобразовательной школы: в условиях сосуществования разных систем образования происходит существенное совершенствование традиционной системы обучения, появились новые типы начальной школы, обеспечивающие дифференциацию в начальном образовании;
  • широко публикуются вариативные программы и учебники

Перспективы развития школы первой ступени предполагают:

  • наличие параллельных образовательных систем;
  • ориентацию процесса обучения на полноценное личностное развитие учащихся с учетом их психолого-физиологических особенностей;
  • введение гибкой системы оценивания (возможность безотметочного обучения);
  • особое внимание к детям, требующим определенной коррекционной работы;
  • осуществление реальной преемственности с воспитанием в дошкольных учреждениях и обучением в основной школе;
  • усиление внимания к дифференциации и индивидуализации обучения на основе разнообразия программ и номенклатуры предметов с ориентацией на выполнение государственного стандарта;
  • привлечение различных общественных организаций к решению реальных проблем начального образования.

Цели и задачи образования детей младшего школьного возраста

Целями образования в начальной школе являются:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание высоконравственного человека;
  • интеллектуальное, творческое, физическое, психическое развитие учащихся.

Задачи, стоящие перед начальной школой:

  • подготовка ученика, способного к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • создание внутренней мотивации к учению, способности к продолжению образования в среднем звене;
  • персонификация процесса обучения;
  • создание условий для проявления инициативы, творческой активности, самостоятельности учащихся;
  • формирование у учеников осознанного отношения к здоровью, занятиям физической культурой.

Основные идеи

Для успешной реализации целей и задач образования детей младшего школьного возраста  школа может использовать возможности предметного обучения в начальной школе.

Переход на предметное обучение позволит учителю:

  • осмыслить новые задачи, стоящие перед начальной школой, которые изменились на уровне целеполагания;
  • осуществить более глубокую проработку современных программ, охватить весь спектр паралллельных учебников;
  • высвободить время для более тщательного отбора учебного материала и подготовки дидактического обеспечения учебного процесса;
  • обеспечить персонификацию процесса обучения;
  • повысить уровень преподавания и качества ЗУН учащихся.

В результате совершенствования педагогического мастерства учителей, роста их профессионализма повысится качество образовательного процесса и, как следствие, будут решаться задачи, стоящие перед начальной школой.