«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Денисова Надежда Сергеевна

 

  21 век – век компьютерных технологий. Не понимать этой простой истины – значит превратиться в постоянного догоняющего.

 Актуальность

    Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение информационных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира.

     Использование современных информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности школы выглядит очень просто, с точки зрения ребёнка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

     Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому, совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ.

Преимущества использования ИКТ в образовании

      Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информации, образуют глобальное информационное пространство. Современные   технологии   становятся   неотъемлемой частью  образовательного и воспитательного процесса, значительно повышающие  их эффективность. 

    К набору существенных преимуществ использования современных информационных технологий в урочное и внеурочное время относят:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

2. Использование ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению.

3. ИКТ вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию  их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

     Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уроках, применяю современные информационные технологии в следующих случаях:

1. Диагностическое тестирование качества усвоения материала.

2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков.

3. В обучающем режиме.

4. При работе с отстающими учениками.

5. В режиме самообучения.

6. В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.

       В урочной и внеурочной деятельности я использую мультимедийные презентации.

    Преимущества использования мультимедийных презентаций:

1. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

2. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету.

3. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

4. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

   В моей методической копилке имеются презентации ко многим урокам. Проведение некоторых  уроков невозможно без мультимедийной презентации. Например, уроки окружающего мира. Во 2 классе на уроках окружающего мира знакомятся с материками, странами, городами, природными зонами и т.д. Презентация для изучения таких тем просто необходима.

    Мои второклассники уже сами составляют или скачивают готовые с интернета презентации к урокам при подготовке проектов и докладов.

    Анализируя опыт использования  ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

- сделать деятельность учителя и школьников наиболее интенсивной;

- повысить качество  обучения.

    Внеурочная деятельность не проходит без использования информационных технологий. Я использую ИКТ при разработке часов общения, кружковых занятий, общешкольных мероприятий. В моей методической копилке имеются различные мультимедийные игры: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Угадай мелодию", «Путешествия по сказкам» и другое.

    На каждый праздник, проведённый с родителями и детьми, я делаю клипы и презентации. Также составляю мультимедийное сопровождение различных песен и танцев, исполняемых на наших праздниках.

    Одно из направлений использования информационных технологий в моей практике – поддержка и развитие одарённых детей,  формирование  творческой личности, литературного мастерства, активной гражданской позиции, экологического образования.

    Мои учащиеся очень активно участвуют в различных международных, всероссийских, региональных интернет-конкурсах. За 2012-2013 учебный год мы участвовали в 30-ти конкурсах (общепредметных, предметных, творческих).

    Участие  в мультимедийных, интеллектуальных, творческих интернет-конкурсах и олимпиадах - это предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки Москаленского района, не выезжая за   его пределы. Такая творческая работа создаёт благоприятные условия для повышения самооценки обучающихся,  развития   их творческой и познавательной активности, информационной культуры.

    Участие в интернет-конкурсах является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов и склонностей.

    Также, участвую сама в различных дистанционных конкурсах,  вхожу в состав руководителей телекоммуникационного проекта.

     Использование информационных технологий помогает реализовать:

  •   личностно-ориентированный подход в обучении;
  • обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности ;
  •  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность ;
  • помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
  • развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

     Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

    Современные информационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, в самых разных его аспектах. Будь то урок или внеурочная деятельность, использование современных информационных технологий ускоряет передачу знаний, открывает возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.

                           

 

Комментарии

Слободян Елена Анатольевна

Надежда Сергеевна, я с Вами полностью согласна, что ИКТ - большие помощники в образовательном и воспитательном процессе. Я тоже постоянно использую на уроках презентации. Ученики мои с большим интересом создают презентации не только к урокам или внеклассным занятиям, но и для своей семьи. Например, один мой ученик совсем недавно сделал презентацию ко Дню рождения своего папы, получился очень интересный подарок. Но, как заметила сама семья, от такого подарка наибольшую радость и огромную гордость испытал сам ребенок. Разве это не успех? Разве это не достижение?
Надежда Сергеевна, предлагаю Вам заглянуть на мой сайт, там тоже есть интересные работы (мои и моих учеников).

Денисова Надежда Сергеевна

Мне очень нравится делать клипы к праздникам! А как нравится смотреть эти клипы родителям и детям! Я, честно говоря, не представляю работу без ИКТ!
Елена Анатольевна, я обязательно зайду к Вам на сайт!