Пропуск, замена и искажение букв в письменных работах по русскому языку в начальной школе. Пути решения проблемы.

Парамонова Любовь Владимировна

 

           Ни для кого не секрет, что при проверке письменных работ по русскому языку, одной из самых распространенных ошибок у обучающихся является пропуск, замена и искажение букв. Причин возникновения подобных ошибок много, но наиболее значимые, на мой взгляд, это: неустойчивое внимание, недостаточное развитие орфографической зоркости и дефект речи. Каждый педагог ищет свои пути решения данной проблемы. Я хочу поделиться своими наработками. Предлагаю примерный набор заданий:

  1. Восстанови слова, добавив гласные:

кмд, двн, ктнк и т. д.

Поставь ударение, подчеркни изученные орфограммы.

  1. Разгадай анаграммы:

натамок (комната), торкашка (картошка), зиркона (корзина) и т. д.

Подчеркни изученные орфограммы, составь с одним из слов предложение.

  1. Какие слова спрятались в словах?

молоко,  бумага, вдруг и т. д.

Подчеркни встретившиеся орфограммы.

  1. Прочитай и узнай скороговорку – перевертыш:

укшус аласос и ессош оп ашас алш (шла саша по шоссе и сосала сушку)

Подчеркни встретившиеся орфограммы.

  1. Чем отличаются записанные слова?

машина – малина – Марина

Составь и запиши предложения; подчеркни встретившиеся орфограммы.

  1. Письмо по памяти с предварительным орфографическим проговариванием заучиваемого текста.
  2. Работа с группами слов.

Набираются слова с различными видами орфограмм, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Таких комплектов может быть 10 по 10 слов в каждом. Работа с комплектами слов ведется на протяжении всего учебного года.

№1: мороз, трескучий, зима, снежки, вьюга, холодная, ребята, коньки, весело, катаются.

№2: большой, тропинка, чудесный, друзья, праздник, глушь, насорил, тишина, шел, лес.

№3: весна, деревья, солнце, выглянет, лужи, в апреле, зазеленели, легкие, прилетели, облака.

Каждое слово проговаривается четко хором орфографически правильно. После этого ученики отвечают на вопросы:

- Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Как их проверить?

- Есть ли в данной группе слова с проверяемыми парными согласными в корне? А с непроизносимыми согласными? Объясните их правописание.

- Встретились ли вам слова с непроверяемыми написаниями? Назовите их.

- Написание, каких слов расходится с их произношением?

- Какие известные вам орфограммы мы еще не назвали в данных словах?

Затем обучающиеся читают все слова группы еще раз и пишут их по памяти, подчеркивая орфограммы. По завершении работы проводится проверка по образцу. В качестве разнообразия видов работ можно предложить учащимся не просто записать предложенные слова по памяти, а составить с ними небольшой рассказ.

  1. Разнообразные виды списывания:

- списать, подчеркнуть изученные орфограммы;

- предложить 2 текста, один с орфографическими ошибками, другой – без. По образцу нужно исправить ошибки в неверном варианте текста;

- предложить текст с допущенными орфографическими ошибками, его нужно списать, исправляя ошибки;

- списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание;

  1. Зрительно – слуховой диктант:

 Орфограммы разбираются коллективно, после чего текст записывается под диктовку, где обучающиеся оставляют пробелы на месте сомнительного написания букв, завершается работа с текстом взаимопроверкой по образцу.

Буду рада, если, Вы, уважаемые коллеги, поделитесь своими наработками по решению данной проблемы.

 

 

 

 

Комментарии

Уважаемая, Любовь Владимировна! Вы подняли по-настоящему острый вопрос! Я тоже постоянно нахожусь в творческом поиске по решению данной проблемы (на своей странице я указала задания и игровые ситуации, используемые мною в урочной и внеурочной деятельности). С огромным удовольствием буду использовать в работе Ваши находки! Приглашаю Вас на свою страничку. Может быть найдете что-либо интересное для себя)))))