Советы родителям по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Шевелева Екатерина Анатольевна

Уровеньуспеваемости  младших школьников во многом зависит от степени развития такого познавательного процесса, как внимание. Для этого нужна длительная и кропотливая работа родителей по тренировке внимания у детей.http://solnechnyeluchiki4.webasyst.net/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям

по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

1. Сознательно заботясь о развитии ребёнка, Вы должны быть внимательными к ребёнку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребёнка в любую целенаправленную деятельность. Мало кто из взрослых задумывается  над тем, что, предлагая ребёнку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания.

2.Понаблюдайте, как выполняет ребёнок домашние задания. Скорее всего, так: быстренько всё написал – и с плеч долой, а на поверку оказывается , что из-за двух - трёх «глупых» ошибок учитель вынужден ставить оценку ниже, чем заслуживает ученик. Первое, чему нужно научить ребёнка, - проверять свою работу. Педагоги говорят, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит. Довольно часто ученики говорят, о том, что они не видят своих ошибок.  Зачем же тратить зря время?!

Действительно, есть такая особенность, когда по «свежим следам» трудно увидеть описки в своей работе. Значит, нужно отложить  написанное, заняться другим предметом, а по прошествии времени вернуться к тому, что делал ранее, и посмотреть на текст как на чужой. Если времени на выжидание нет, например, в школе на диктанте или сочинении, можно читать текст задом наперёд, то есть сначала последнее слово, потом предпоследнее и так далее. Слова воспринимаются совершенно в новом свете. Однако, чтобы овладеть этим приёмом, Вам придётся выступить в роли «тренера». Пусть ребёнок напишет под вашу диктовку какой – нибудь не очень сложный текст, а затем пусть проверит то, что сделал, по методике от конца к началу. Старайтесь, чтобы следующий диктант был сложнее предыдущего.

3.Психологами разработано много интересных развивающих игр. Я предлагаю некоторые из них. Довольно  эффективно тренирует внимание собирание картинки из кусочков – пазлов. Или, например, можно выставить на стол 5-6 предметов и попросить малыша несколько секунд посмотреть на них, потом, когда он отвернётся, убрать один и спросить какого предмета не хватает. Кстати, играть можно не только дома, но и на улице. Например, запоминать номера проезжающих машин и складывать числа. Это не только развивает навыки быстрого счёта, но и тренирует память. Можно поиграть в «детективов». Выбрать «объект наблюдения» и запомнить, во что он был одет, что держал в руках.

Развитию концентрации внимания способствуют такие упражнения, как корректурные задания, в которых ребёнку предлагается находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Эти упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Данная работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличению объёма внимания и кратковременной памяти помогают упражнения, основанные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд.  по мере овладения этими упражнениями число предметов постепенно увеличивается.

Тренировке распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел) помогают следующие упражнения: ребёнку предлагается одновременно е выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчёт ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.). По окончании упражнения ( через 5 – 10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Для развития навыка переключения внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычёркивания букв.

Старайтесь заниматься с ребёнком систематически. Не забывайте интересоваться успехами вашего малыша в школе и всегда подчёркивайте, что вы очень цените его старания. Именно труд, а не оценки. А там, глядишь, и хорошим отметкам вместе будете радоваться.