Прием звукового ориентира в обучении чтению

Гордеева Ольга Васильевна

Сообщаю простой, но научно-обоснованный алгоритм обучения, годный для всех категорий обучаемых. И не старайтесь научить рано, быстро, или научить быстрому чтению. Учите своевременно и качественно оптимальному, адекватному по скорости чтению. У ребёнка есть артикуляционный автоматизм, сопровождающий слушание. Наш метод -- соединить этот артикуляционный автоматизм (артикуляционное эхо) с графическим текстом. Как это сделать? 1. Буквы осваиваются с помощью кубиков (не Зайцева, а обычных) легко и быстро. 2. Способность ребёнка собрать из кубиков слово "велосипед" по образцу, написанному авторучкой, означает готовность осваивать чтение. 3. Начинать надо не раньше 5,5 лет. До указанного возраста воспитываем "Читателя влюблённого в книгу", читая ему вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук "читателя", на которого уже не надо тратить время, это лень и эгоизм взрослых. Читать вслух детям надо до 16-ти лет. 4. Первый шаг обучения собственно чтению -- взрослый читает и показывает ребёнку синхронно в тексте то, что читает (как караоки). 5. Второй шаг -- взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту. 6. Третий шаг -- ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Добиваемся лёгкости и адекватности показа. 7. Четвёртый шаг -- убегаем голосом от пальчика ребёнка вперёд и ловим момент, когда его рука непроизвольно двинется по строке вслед за голосом. 8. Пятый шаг -- взрослый читает, а ребёнок следит по тексту. Темп чтения взрослого -- до 50--60 слов в минуту. 9. Шестой шаг. Убедившись, что ребёнок следит за чтением взрослого непринуждённо и легко, делаем резкий скачок в темпе -- читаем со скоростью 120 слов в минуту и более. Постепенно доводим темп звукового ориентира до 150 с\мин. Добиваемся лёгкости и непринуждённости слежения ребёнком по тексту за чтением взрослого одними глазами. А где мы читаем? Вот! 10. Седьмой шаг -- с удивлением обнаруживаем, что ребёнок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Типичные ошибки при обучении: - многократное чтение одного и того же; - чтение ребёнком вслух (на всякий случай); - самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира; - обсуждение прочитанного при посторонних. Желаю успеха! 

 

Комментарии

Лебедева Юлия Викторовна

Большое спасибо за краткое и понятное описание методики. Можно узнать автора? Спасибо.

Гордеева Ольга Васильевна

Этот метод практически и теоретически описан у Кушнира...я в работе иногда применяю...записываю на диктофон тексты из учебника по чтению...в классе включаю и дети слушая мой голос следят по учебнику...так лучше видно кто как читает

Гордеева Ольга Васильевна

да как в караоке...только не песня а худ.произведение...синхронное чтение получается

Лысенко Татьяна Николаевна

Большое спасибо. Надо попробовать.