Из опыта работы

Образовательный процесс ориентирую на развитие творческих, интеллектуальных и физических возможностей учащихся.  В своей педагогической практике делаю ставку на активные формы обучения и современные образовательные технологии.   Данные виды деятельности имеют общую образовательную основу, способствуют более успешному обучению школьников,  повышают их уровень интеллектуальной и творческой активности.     Находясь в постоянном творческом поиске, за годы педагогической деятельности, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Положительные итоги в моей работе - это результат применения различных образовательных технологий. Технология игрового обучения помогает учащимся проявлять интерес к учебе, увлеченно работать на уроках, повышать мотивацию к овладению знаниями. В организации учебных занятий по естественнонаучному циклу я использую технологию исследовательского обучения, которая учит устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. С целью проведения промежуточного и итогового контроля применяю тестовую технологию. Групповая технология позволяет в течение урока осуществлять контроль и самоконтроль за ходом усвоения знаний и умений учащихся, обеспечивает учет индивидуальных особенностей. Эту технологию применяю не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Ребята, объединившись в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать неизбежные сложности общения. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности, формирую у школьников познавательную активность, делаю обучение научным и доступным. Для привития интереса к предметам, любознательности провожу нетрадиционные формы уроков: путешествия, сказки, панорамы, игры, КВНы, предметные недели, олимпиады, интеллектуальные марафоны. Успешно внедряю в практику интегрированные уроки, мною разработана серия уроков: «Окружающий мир и изобразительное искусство», «Литературное чтение и музыка», «Математика и технология». На уроках и во внеурочной деятельности достаточно широко и разнообразно применяю элементы информационно-коммуникационных технологий. Мой кабинет оснащен телевизором, видеомагнитофоном, аудиомагнитофоном, есть возможности использования DVD. По курсу «Окружающий мир» я использую электронные энциклопедии для школьников «Земля и Вселенная», «Животный и растительный мир России», тестовые задания по темам «Природные зоны», «Что нас окружает», по литературному чтению биографический материал о творчестве поэтов и писателей, записанный на дисках. С помощью мультимедиа проектора на уроках математики предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, демонстрирую фрагменты построения геометрических фигур, организовываю отработку табличного умножения и деления. Самостоятельно разработала дидактический материал на электронных носителях к урокам изобразительного искусства и технологии: «Правила складывания оригами», «Гофрированные изделия из самостоятельно окрашенной бумаги», «В сказочной стране «Дизайн», «В гостях у народных мастеров». Активно использую информационно-коммуникационные технологии в воспитательной работе. Ведется фото - и видеолетописи интересных дел класса, компьютер помогает, мне готовиться к родительским собраниям и детским праздникам. Применение информационных технологий значительно повышает качество знаний учащихся, делает процесс обучения более интересным и доступным, развивает творческие способности школьников. Используя здоровьесберегающие технологии, я разработала систему профилактики снижения болезней и укрепления здоровья учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время. Не допускаю перегрузки детей, напряженности, «поторапливания» во время выполнения ими какой-либо работы, применяю дифференцированный подход к выполнению домашних заданий. В целях профилактики утомляемости детей провожу физкультминутки, динамические паузы и осуществляю своевременную смену деятельности. В результате процент заболеваемости моих учеников снижен с 45% до 15% С 2008 года работаю по новому УМК «Планета знаний». Считаю, что данный комплект помогает выйти на новый качественный уровень образования в начальной школе. В этом учебном году я создала свою рабочую программу по обучению грамоте в 1-м классе «Спринт-чтение», которая была рассмотрена и согласована на заседании школьного методического объединения. Цель программы – формировать навыки сознательного, беглого, выразительного чтения, сделать процесс обучения грамоте радостным постижением мира. С первых недель обучения знакомлю учащихся со всеми буквами русского алфавита, делая акцент, на изучаемую букву, ее мы называем «Королевой азбуки, использую штриховки, калькирование, трафареты, конструирование букв из мягкой проволоки (без изоляции). На этапе обучения чтению применяю игры «В лабиринте букв», «Жмурки», «Спрятанное слово», которые не только способствуют закреплению слогового чтения, но и тренируют внимание, память, развивают быстроту реакции. При развитии беглого чтения использую чтение за диктором (вполголоса), чтение в парах, ролевое чтение с инсценировкой, чтение в темпе скороговорки, чтение под ритмический стук, бегущую строку, внутрикадровые титры, чтение с убыстрением, замер скорости чтения. Для развития фонематического слуха, орфографической зоркости и познавательной активности включаю в учебный процесс работу с предметно-образными и схематическими моделями. Чтобы учащиеся правильно читали, и быстро овладевали приемами чтения, я составила «ряд памяток», «правил», «таблиц комбинаций согласных букв», а для дифференцированного обучения слоговые карты. Моя программа располагает возможностями для создания проектов, которые помогают решать образовательные задачи периода обучения грамоте. При изучении алфавита родились коллективные проекты «Азбука вежливости» (на каждую букву алфавита дети записывали вежливые слова, а к отдельным буквам выполняли иллюстрации), «Книга загадок» (дети по заданной рифме придумывали загадки), «Фруктовый сад» (в алфавитном порядке, дети рисовали фрукты). Работа над проектами расширяет кругозор учащихся, формирует у них умения работать с информацией, развивает творчески. Ребята любят читать, участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, посещают школьную и поселковую библиотеки. Благодаря целенаправленной деятельности дети к концу 1 полугодия овладели навыками беглого чтения. Темп чтения у 20% учащихся от 70 до 75 слов в минуту, у 50% от 40 до 50 слов в минуту и у 30% от 30 до 40 слов в минуту (при норме 20 слов в минуту