Воспитание детей в семье.

Ефимова Вера Яковлевна

      Воспитание детей в семье.

Вопросы воспитания, обучения и здоровья детей тесно взаимосвязаны.

Ученые пытаются найти ответы на вопросы, связанные с плохим воспитанием, ищут причины, пытаются дать совет. Проблемы с воспитанием детей были и остаются, ибо в обществе, которое окружает, много недостатков, оно далеко несовершенно. Судьбы детей зависят от взрослых, от их поведения, от их умения научить чему – либо.

Семья – основа, фундамент в воспитании ребенка. Можно сравнить воспитание с деревом. Если у дерева  крепкие корни – красивая крона. Крепкая, сплоченная, культурная семья -  ребенок - образец для подражания другим детям. Так чаще всего бывает. Бывают и исключения, но редко, и тому есть какая – то  причина.

Родители должны помнить, что вся ответственность за воспитание ребенка лежит только на них. Детский сад, школа, техникум, институт и т.д. – это только дополняют ваше воспитание, являются, как мы говорим дополнительными веточками на кроне дерева.

Основу дает семья. Чем сильнее корни дерева ( воспитание семьи), тем красивее крона дерева ( ваш ребенок в будущем!)

Не все семьи готовы к воспитанию своих детей. Молодые мамы хорошо знают как кормить, одевать, прогуливать, но как воспитывать?..

Семьи бывают разные: хорошие и плохие, полные и неполные, распадающиеся и и уже распавшиеся. В этих семьях есть дети. Детям плохо живется в полных, но неблагополучных семьях ( где происходят ссоры, скандалы из-за неправильного поведения одного из супругов. Эти ссоры дети воспринимают очень болезненно)

Есть семьи, где ребенка не любят. Ребенок видит это, понимает. Такие дети могут вести себя по – разному. Одни угождают родителям, другие пытаются вызвать к себе жалость, другие замыкаются, третьи хотят привлечь к себе внимание, совершая какие – либо поступки, некоторые ожесточаются, совершают злые поступки.  А результат может быть один – психиатрическая лечебница.

Есть семьи, которые наоборот отличаются гиперопекой. Воспитывают своих детей в оранжерейных условиях, сдувают с них пушинки, не позволяют ничего делать, принимать самостоятельные решения. Из таких семей вырастают капризные, ленивые, привередливые мужчины и женщины. Они, став взрослыми, не в состоянии взять на себя домашние заботы, тем более заботы о собственных детях. Воспитание в такой семье различное:

а\ дурное воспитание приводит к хулиганству, правонарушениям, преступлениям и заканчивается колонией или тюрьмой.

б\ сухое и суровое воспитание ведет к жестокости, когда идут на убийство.

с\ противоречивое воспитание  ( родители одно, бабушки – другое, школа – третье) приводит к неврозам.

В зависимости от семьи и уровня воспитания вырастают разные люди: выносливые, трудолюбивые, легкоранимые, безразличные, безответственные, с неуравновешенной психикой.

Во все времена – и в наше тоже - родители делились на две большие группы. Одни считали залогом успеха « жестокое»  руководством ребенком, его безусловное подчинение, дисциплинированность и послушание. Другие резонно замечали, что основой воспитания должно быть доброе отношение к детям. И те и другие добивались определенных успехов в воспитании,  и у тех ,и других были свои трудности и упущения в воспитании. Сегодня обе точки зрения раскритикованы как крайние  - одну заклеймили

 « авторитарным» стилем воспитания, другую назвали  стилем « либеральным» и противопоставили всему этому оптимальный способ воспитания, получивший имя

« демократического».

В полном соответствии с его главными принципами многие родители хотели бы воспитывать детей не угрозой наказания и посулами поощрения, а путем налаживания сотрудничества с детьми с позиции заинтересованного и благожелательного старшего товарища. Нужно быть и добрыми и жесткими, но в меру, не перегибая палку и не впадая в крайности. Такие родители будут считаться современными воспитателями.

Помните, что мы, взрослые, ответственны за детские души.

 

- дети, привыкшие к критике, учатся осуждать;

-дети, враждебно воспитанные, учатся нападать;

-дети, в насмешках выросшие, воспитывают в себе робость;

- много и часто стыдимые  с виною своей неразлучны;

-те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения;

-дети, выращенные похвалой, умеют видеть хорошее;

-а воспитание справедливостью учит детей доверию;

-дети, воспитанные одобрением, живут в ладу с собой;

-одаренные дружбой, душевным теплом, находят в мире любовь.