Век минувший-век нынешний. Положительный опыт или педагогические зарисовки.

Сальникова Васса Сергеевна

В.С.Сальникова, И.А.Олейник

ВЕК МИНУВШИЙ-ВЕК НЫНЕШНИЙ.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ.

Взрослые и дети — два разных народа,

вот почему они всегда воюют между собой.

Смотрите, они совсем не такие, как мы.

Смотрите, мы совсем не такие, как они.

Рэй Брэдбери. «Вино из одуванчиков»

    Слово преемственность понимается нам  как связь между поколениями, когда что-либо новое заменяет старое, давно существующее, но непременно сохраняет в себе положительный опыт прожитого. Отрицательный опыт, несомненно, тоже существует, но если говорить о культуре, то в молодом поколении должно сохраниться только благое.

    Век – это целых сто лет. Как это много для человека, и в тоже время как мало. Мы хотим жить в окружении добрых, внимательных и понимающих людей. Естественно под мирным небом…Мы хотим радоваться, спокойно жить, в конце концов, просто не переживать ни за что, а услышав в небе грохот, понимать, что это праздничный салют или просто весенняя гроза, но  не разрывы снарядов.

   Мы понимает, что только зная о печальном опыте прошлого, можно избежать чудовищных ошибок.  Но где же взять такой опыт? Книги, искусство….и конечно же люди, которые на своих ошибках научились обходить преграды, преодолевать их либо безропотно оставаться под завалами.

    Мы спросим этих людей, посоветуемся, научимся все делать правильно…

И вот тут проблема… А как мы это спросим, а как нам ответят? И вообще ответят ли?  А с другой стороны – мы ведь и сами умные, все знаем! Тоже пожили на свете. Заработали собственный опыт. Вот тут то и начинается то, что называем мы конфликтом поколений. Старшее поколение начинает советы давать, остерегать, навязывать…А молодежь отнекивается, отворачивается и вообще не нуждается ни в чьих советах.

     Проблема отцов и детей  из века в век  не дает спокойно жить ни ученым, ни простым людям.

   Да! Картина малоприятная вырисовывается. Но выход ведь есть. И опыт решения таких ситуаций немаленький накоплен.

   Согласитесь, все происходит  из семьи и выливается в такие формы, какие присутствуют в семье.

   Эта мудрость рождена не нами. Великие философы не один век ломали головы над проблемами  в отношениях разных поколений. «Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу». Так мыслил мудрый Диоген.

   Наука  педагогика, решая  данную проблему, предлагает нам разобраться в стилях семейных отношений, в моделях поведения. Она  установила типы конфликтов и способы их разрешения. А учитель - воспитатель, опираясь на научные данные, ведет свою работу с родителями, с детьми и в целом с  семьей.

 Хочется поделиться своими мыслями, да и практическими решениями тоже.

     В самом начале своей педагогической деятельности мне было очень сложно справиться с большим количеством деток в классе. Все хотят отвечать, да и в праздниках принимать участие тоже хотели многое. И призвала я на помощь родителей.  Для поддержания, так сказать, дисциплины. А оказалось, что инструмент волшебный обнаружила.

   Как гордятся детки, когда рядом на сцене стоит мамочка: и  не страшно вовсе, если слова забыл. Как ждут они занятий, когда вместе с учительницей его проведет старшая сестра. А уж про пап и говорить подробно не придется: «Это мой папа парту починил!».  « А мой замок отремонтировал!». «Зато мой вчера учебники на весь класс привез!»

   Вот оно счастье!

И стали рождаться в моей учительской голове различные совместные мероприятия.

     Конкурс осеннего букета провели необычно. Разбились на группы. У каждой группы был свой взрослый руководитель (чья-то мама). Под их чутким руководством рассматривали репродукции картин, выбирали тему панно, цвета, вырезали детали и  раскладывали композиции. Потом защита каждой работы! Стихи и песни учили заранее. Мамочки тоже выступали! В самом финале всеобщее награждение и чаепитие!

  Сколько эмоций получили мы все в этот день. Одна мама мне потом призналась: «Всегда мечтала быть учителем! Побоялась и теперь у меня другая работа! А как оказывается это здорово - учить детей!».

 А вот, пример из моей собственной семьи.

Много у учителя забот, на родных детей времени катастрофически не хватает. Предполагается, что они сами все знают и умеют. К сожалению и я наивно на это надеялась.

Но как-то попало мне в руки положение о конкурсе «Фронтовик в моей семье». Нужно было рассказать о своих родственниках, воевавших в Великую отечественную… «Боже мой!», воскликнула я, а в нашей семье почти каждый приложил неимоверные усилия для того, чтобы встретить Победу.

 И закипела у нас работа. Подключили бабушек, тетушек, братьев… Какие редкие документы обнаружились в семейных архивах – настоящие музейные экспонаты. Как многого я сама не ведала. Но еще больше я радуюсь за своих детей. Теперь они точно знают историю своего рода.

  Мы подготовили сообщение, презентацию и заняли втрое место в Научно практической конференции «Эврика». Память об этом событии находится в Портфолио моей дочери. Надеюсь, что когда у нее будут свои дети, она с большой гордостью поведает им и о наших предках и своем участии в научной работе.

    Вот она преемственность. Мы с головой окунулись в эту работу  и не подозревали о том, что работают «механизмы преемственности». Моя мама рассказывала мне и своей внучке о прошлом. Это было так трогательно и до мурашек по коже – торжественно.

    Но главная моя гордость – это, безусловно, участи в работе школьной театральной студии «Миг» под руководством  замечательного режиссера и душевного, тонкого  человека Олейник Ирины Алексеевны.

     Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).

    Какой огромный урок получили подростки и учителя, стоявшие плечом к плечу на одной сцене в спектакле «А завтра была война…» по повести Бориса Васильева. Мы жили нашими ролями, мы смаковали каждое слово. Мы плакали на репетициях, а если смеялись, то это была истерия, так как вырвать  себя из жизни нынешней комфортной и поместить в грозовые «сороковые» было по-настоящему больно. Рядом со мною стояла моя дочь – сначала стеснялась, нервничала, а в итоге плакала вместе со мной, когда я – в роли товарища Поляковой сердцем кричала «Я плохая мать! Но даже плохие матери хотят, чтобы их дети были счастливы!».

За кулисами царило единство духа. Каждый прожил свою роль до конца!!!

Мы слышали, как всхлипывают в зале дети и взрослые – мурашки бежали по спине. Ну, скажите, не это ли тот механизм, с помощью которого передаются нашим детям  любовь, гордость, боль, сострадания и милосердие?

 

   Работа в подготовке к спектаклям заключается не  в изучении текста и разведении по мизансценам (это минимальная задача каждого режиссёра и актёров), а в глубоком поиске подтекста, сверхзадачи – для чего «Я» это делаю. Еще одна большая работа,  авторская литературная композиция «Ради мира на земле» ставила  первоочередной задачей  поиск важности проблемы: почему не возникал вопрос, кому защищать Родину, Отечество? Что такое – Отчизна? Конечно же, это семья, родной дом, любимый город…

   «…И встали на защиту Родины люди разных национальностей, разных вероисповеданий, в их жилах текла кровь многих народов. И они не делили её на «твою» и «мою», они защищали НАШУ Родину. В нашей школе учатся дети разных национальностей, разных вероисповеданий, мы каждый день встречаемся в нашей родной 14 школе, сидим за одной партой, говорим на одном языке, защищаем честь нашей школы, так зачем же делить её на «твою» и «мою», нашу школу?

Хватит! Делить нашу Родину!

Хватит! Делить нашу планету!

Люди! НЕ играйте в войну, ради мира на Земле!..»

   Патриотизм, слово настолько избитое в сегодняшнем обиходе, потеряло свою важность, ценность, что вкладывая в сознание ребенка, необходимо было начинать с малого – выяснение каждым участником спектакля своей родословной.

   Знаете ли вы, как зовут ваших бабушек и дедушек? А откуда они родом? Какая кровь бежит по вашим венам? Порой люди не могут ответить ни на один вопрос! «Иваны, не помнящие своего родства». Не знающие своих предков далее чем третьего поколения.

    Сегодня, изучая историю, ребенок вскользь знакомится лишь с датами и событиями. Говоря о великих людях и их подвигах, мы, взрослые забываем говорить о том, что это в первую очередь были люди. Люди со своей историей жизни, начавшейся задолго до их рождения.

   Говоря о величии Советского непобедимого народа, мы не сопоставляем в умах подрастающего поколения всю тягостность довоенного времени. Период коллективизации, голод и разруху, становление советского государства. Всё это объединило народ «ради мира на Земле».

   На репетициях на подростков обрушивался мощнейший поток исторических фактов (чем не урок истории?). А потом ребенок вместе со своим учителем проигрывал, а точнее проживал эту историю на сцене.

 Да! Многое надо меня в нашей жизни, а начинать надо с себя!

                                                          

      Передавать свой накопленный жизненный опыт – это для взрослых не только рекомендуемое и желательное занятие. Но, я так полагаю, просто главнейшая обязанность. Научите своего родного ребенка делать благие дела, и, возможно, ваша старость будет безоблачной. Объясните соседскому мальчишке, что кошке, которую он тянет за хвост, тоже больно, и, возможно, он не сделает больно кому-то другому. Расскажите своим ученикам, зачем пожилому человеку надо уступать место в транспорте и, возможно, вам будут предназначены слова его молитвы.

Преемственность - это не только научное понятие, это инструмент в умелых руках педагога.

Литература

Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003

Ш.А.Анонашвили «Улыбка моя, где ты?» Лаборатория гуманно педагогики, Москва 2003