Использование возможностей учебного кабинета в формировании навыков самоопределения у младших школьников

Ильченко Лилия Петровна

          Постоянное ускорение темпов преобразования всех сфер жизни современного человека,  предъявляет к нему качественно новые требования. Важнейшей задачей становится приобретение навыков изменения поведения привычек, способов организации труда и свободного времени под влиянием новых достижений науки, техники.

          Каждому человеку приходится выбирать: либо он учиться  самостоятельно адаптироваться к новым требованиям жизни, либо его постоянно заставляют меняться другие люди. В первом случае вероятность достижения успехов в разных сферах жизни существенно возрастает. Во втором – скорее всего возникнет неудовлетворенность жизнью, окружающими людьми, комплекс неполноценности и т.д.

          Навык саморазвития формируется на основе приобретения знаний и умений в сфере самоопределения личности.

          ФГОС второго поколения   определяют способность учащихся к самоопределению в контексте «нравственных ценностей», «ценностных ориентиров», что позволяет сделать вывод, о том, что ценностно самоопределившаяся личность – одна из главных задач современного школьного образования.

          Учебный кабинет начальных классов выступает местом, где учащиеся получают навыки самоопределения. Для учащихся младших классов самоопределение включает в себя познание и выработку навыков реализации основных норм организации успешной учебной и внеучебной деятельности.

          С помощью учителя и родителей школьник включается в активное изучение своих индивидуальных задатков и способностей (проект «Одаренный ребенок», программа «Все цвета, кроме черного», «Родительский дневник»). Создаются условия для их раскрытия  на уроках (работа с ИКТ, создание портфолио). Достижения в учебе рассматриваются как результат систематической работы по мобилизации все внутренних резервов при овладении базовыми учебными навыками, которые развиваются с учетом индивидуальности каждого ребенка при изучении отдельных школьных предметов.     

          Также ставится задача совместными усилиями педагога и родителей выявить склонность детей к различным видам деятельности в свободное время, которое является пространством для интенсивного поиска того, что может стать в будущем основой профессиональной деятельности человека.

          Одним из примеров использования учебного кабинета как центра поддержки самоопределения воспитанника является проведение уроков-проектов: «В мире геометрических фигур», «Реклама гласной буквы», «Режим дня. 17 ступеней здорового образа жизни»; дискуссий: «Мы встретились с волшебником! Хорошо это или плохо?», «Что я могу сделать сам дома и в школе?», решение нравственных дилемм.

          С целью формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности на базе кабинета организован кружок «Кукольный театр».

          На базе кабинета работает творческая группа родителей «Новые формы работы с родителями. Родительский дневник», инициативная группа родителей «Клуб «Дочки – матери».

          В соответствии с новыми требованиями к образовательному процессу учитель систематически должен повышать свой методический уровень, следить за научными достижениями в области образования, использовать ИКТ в педагогической деятельности, максимально использовать возможности своего учебного кабинета.

А каковы, уважаемые коллеги, возможности вашего учебного кабинета? Поделитесь опытом.