Стереотипы о прогулах

Советникова Евгения Васильевна

В обществе существует несколько устойчивых стереотипов о прогулах, часть которых не вполне соответствуют истине. Действительно ли это нежелательное явление характерно только для детей ленивых, «трудных» или обладающих более низким интеллектом? Статья будет полезна как педагогам, так и родителям>

Стереотип первый: «Наказания». Наиболее эффективным средством для решения проблемы прогулов являются постоянный контроль над учащимися и наказания прогульщиков. На самом деле наказания нельзя назвать эффективным решением, поскольку они не учитывают причины прогула. Некоторые эксперты говорят, что до трети прогулов напрямую связано с психологическим климатом в школе, с поведением одноклассников и действиями учителей. Без устранения этих причин проблему не искоренить.

Стереотип второй — отсутствие интереса к учебе, часто упоминающееся среди основных причин прогулов. Крупные социологические исследования показали, что из-за отсутствия интереса к обучению занятия прогуливал почти каждый третий ученик.

Стереотип третий: «Прогульщики бродят по улице». Часть прогулов, без сомнения, носит особый характер и тесно связана с синдромом «малолетнего бродяги». Но в пять раз чаще прогульщики проводят время у себя дома и лишь около 15% прогульщиков — со своими друзьями.

Стереотип четвертый: «С нами такого не произойдет!». Часть интеллектуально занятых родителей считают, что в семье все отлично и не знают, что их ребенок может иметь проблемы, тем или иным образом препятствующие посещению уроков.

Стереотип пятый: «Прогулы связаны с низким уровнем интеллекта ребенка». Это не совсем верно. Самый низкий уровень прогулов отмечен в основной школе (5-8 классы), поскольку у этой группы учащихся наблюдается достаточно высокая мотивация к обучению. Что касается количества прогульщиков, низкий уровень прогулов также зафиксирован и в специальных школах, в которых от учащихся не требуется особых способностей, а положительная оценка ребенка не всегда связывается с его успеваемостью.

Стереотип шестой: «Уроки прогуливают лентяи и дети со слабым здоровьем». Прогульщики, напротив, чаще всего физически развиты и трудолюбивы, но эмоционально незрелы, неуверенны, тяготятся своей неуспеваемостью.

Стереотип седьмой – в прогулах виноваты дети. Прогульщиками нередко становятся дети из неполных и неблагополучных семей, не получающие должной поддержки и заботы со стороны родителей.

Стереотип восьмой – прогулы всегда выявляют. У прогульщиков часто совершенно противоположное впечатление. Каждый двенадцатый прогульщик заявляет, что его прогулы остались незамеченными, и почти каждый утверждает, что после пропуска без уважительной причины ничего не произошло.