Создание новых способов безотметочного оценивания.

Сотникова Алла Пантелеевна

Долгое время в средствах массовой информации обсуждается идея безотметочного обучения. Одной из составляющих этой идеи является восприятие того, что делают все дети данного возраста по предмету, как безусловного успеха. А все остальное, чего они еще добиваются , должно быть оценено дополнительно. Мне кажется важным найти такой инструмент, который позволил бы оценивать детей (и им самим себя оценивать), не вычитая баллы, а, наоборот, добавляя баллы ученику. Мне хотелось бы эту тему обсудить в профессиональном сообществе. Буду благодарна за любую помощь и идеи.

 

Комментарии

Сотникова Алла Пантелеевна

Хотела бы поделиться тем, как на моих уроках дети учатся самоконтролю.
Ученики вместе с учителем постоянно разрабатывают наборы критериев оценки заданий разных видов. Определяют ценность выполнения определенной части задания. Так задача оценивается нами по следующим критериям:
-определение типа задачи,
-схема,
-решение,
-вычисления,
-ответ.
Каждому критерию присваивается ценность в 20 %.
Дети самостоятельно оценивают свою работу, опираясь на обсуждение ее правильности в соответствии с этими критериями в классе. Затем на отрезке, состоящем из 10 клеток, ставят процент выполнения задания.
Систематическая работа в данном направлении развивает у детей самоконтроль на уроках математики.

Сотникова Алла Пантелеевна

Благодаря возможностям электронного журнала, критериальное оценивание работ по математике можно осуществлять по-новому. Так в своей работе я использую следующую систему оценивания контрольных работ по математике. Предположим, контрольная работа состоит из семи заданий, пять из которых являются базовой частью, а два задания на логику. В электронном журнале к основной колонке добавляется еще шесть. Пять заданий оцениваются обязательно, исходя из 100% выполнения за каждое. В колонке логических заданий оценка появляется только в том случае, если задание выполнено на 100%.
Таким образом, дополнительная часть работы может только улучшить средний балл ученика.

Сотникова Алла Пантелеевна

С течением времени многие логические упражнения становятся для детей привычными и узнаваемыми. Ученики присваивают способ их выполнения. В это время можно вводить аналогичные задания в базовую часть контрольной работы и оценивать их, исходя из 100 процентов.

Сотникова Алла Пантелеевна

Во время контрольной работы мы обсуждаем с детьми, что мы будем делать по заданию, что мы будем проверять и что будем оценивать. Налаженная таким образом работа помогает ребенку сосредоточиться на главном в процессе проверки своих умений. Желательно, чтобы возле каждого задания стояло указание, что именно ученик проверяет, выполняя то или иное задание.

Сотникова Алла Пантелеевна

В моих классах есть дистанционный курс математики и информатики. Выполненные задания не оцениваются учителем. Они являются тренировочными для детей. Это интерактивная площадка для развития ребенка.
При этом умения, приобретенные на этой базе, могут быть проверены и оценены самостоятельно (по эталону) учениками в классе.

Сотникова Алла Пантелеевна

В этой четверти я провела эксперимент в своем классе. В течение четверти я выставляла детям только хорошие оценки (от 80% до 100%). Это касалось как письменных, так и устных ответов учеников. В конце четверти была проведена контрольная работа. Все результаты были выставлены. Разница среднего балла в классе до контрольной и после нее составила 2 процента. Результаты контрольной ухудшили ситуацию всего лишь на 2 процента. Думаю, что нужно и дальше таким образом оценивать работу детей на уроках математики. Цель: успех в учебной деятельности создает положительную мотивацию учения.

Сотникова Алла Пантелеевна

Как изменить прежнее восприятие оценки, как некоего кнута и пряника, на средство для развития саморегуляции учащихся? Работая рядом с другими педагогами, понимаешь, что оценка - это фиксатор присвоения той или иной модели работы по предмету. Но существует же формирующая функция оценки. В нашей работе с детьми в классе (2 класс третья четверть) мы уже можем самостоятельно отследить в тетради одноклассника верность работы в соответствии с уже хорошо знакомыми критериями. Ребята уже могут найти погрешности в работе и самостоятельно их исправить зеленой ручкой.
Начиная эту длительную работу, мы хотели, чтобы дети овладели критериальным оцениванием и сами являлись носителями критериев. Нам это удалось.

Сотникова Алла Пантелеевна

В процессе совместной работы учеников и учителя над безотметочным оцениванием мы пришли к выводу, что ученики и учитель присваивают общие критерии оценивания и рассматривают учебную работу сквозь призму одинаковых критериев. Учебная деятельность ребенка становится максимально предсказуемой и понятной. Это снижает общую школьную тревожность детей. Ученики чувствуют себя на уроках уверенно и любят выходить отвечать к доске.