Открытый урок математики Сидоренко О.Ф.

Сидоренко Ольга Федоровна

Открытый урок математики в 4 -м классе по теме "Площадь треугольника" учителя начальных классов МБОУ гимназия №1 города Туапсе Сидоренко О.Ф.

Цели и задачи:

  • Сформировать понятие площади треугольника.
  • Вывести формулу S треугольника.
  • Тренировать навыки быстрого счета, повторить табличное умножение, нахождение числа по дроби и доли от числа.
  • Развитие внимания, мыслительных операций: (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Ход урока

I этап: Самоопределение к деятельности.

- У нас сегодня  гость, поздороваемся с ним.  (Дети здороваются и садятся).

- Математика – наука точная, еще древний философ Платон говорил: «Математика  приближает  разум  к  истине». А значит, ответы  должны быть верными.

- А вот современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…».

- Вы согласны с этим утверждением? (Нет, тогда что мы на уроках делаем?)

- Дело в том, что у этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл, но вот какой и какое же у фразы продолжение, мы узнаем в конце урока.

II этап: Проверка домашнего задания. (Разноуровневое дифференцированное задание у доски для четверых обучающихся)Проверка учениками-консультантами.

III этап: Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 А)  Быстрый счет. (Конечный ответ дети фиксируют в тетради):

9х6=54    42:7=6    3х5=15   75:3=25   63:9=7   10х10=100   7х10=70   8х3=24

Внимание на экран.     демонстрация № 1)

Высказывание, угол, формула, дроби, периметр, треугольник, погода, стороны, площадь.       Какое из слов может быть лишним и почему?  (Погода, т.к не имеет к математике отношения).

- Но и не все оставшиеся слова будут иметь отношение к сегодняшнему уроку математики. Определить круг ключевых слов урока нам поможет арифметический диктант.

  Б) Арифметический диктант: (1 за доской, остальные работают в тетради)

- 1/3  часть от 18   (ответ:6)

- 3/4 от 20       (ответ: 20:4х3=15)

- 1/8 от 56      (ответ:7)

- 7/9 от 90       (ответ:70)

- 2/6  числа – это 8, найди все число   (ответы:8:2х6=24)

(Проверка числового ряда, на экране исчезают лишние слова и числа).

                                       (демонстрация № 3)

- Что объединяет оставшиеся числа? (Целые, натуральные).

-  На какие две группы можно разбить? (Дети предлагают варианты).

- А вот оставшиеся слова объединены темой сегодняшнего урока. Чтобы нам ее сформулировать как можно точнее, давайте поиграем в одну игру, которую придумали китайцы, всегда слывшие хорошими математиками. «Танграм».

                            В) Практическая  работа  в  паре.

(У детей в конвертиках карточки с геометрическими фигурами двух цветов; вопросы и варианты ответов – а, б, в, г, д; для проверки Приложение 1).

-Представьте, что вам на даче надо разбить клумбы, цветники, разной геометрической формы.  Откройте конверты и выложите все фигуры перед собой.   

                                                                         1

-  Соберите из всех фигур:  
1 ряд – квадрат                                                                                                             
2 ряд – прямоугольник
3 ряд – треугольник  (работа в парах, проверка построений с помощью компьютера).                                           (демонстрация № 3)

- Проверьте, так ли получилось у вас? Молодцы! 

- Да, сегодня мы с вами – озеленители! И сделать это очень нужно!

- А что же объединяет все получившиеся фигуры? (Многоугольники, состоят из равного количества фигур).

- Что вы можете сказать о величине площади фигур? (Равные, т.к. состоят из одинаковых частей. Называются такие фигуры Равновеликими.)

- Молодцы!  Взгляните на эти фигуры.                           (демонстрация № 4)

- Можете ли вы утверждать, что данные фигуры также равновеликие? (нет, другая ситуация, это значит и иной способ действия).

- Хорошо! Замечательные цветники получились на ваших дачах!

- Найдите  площади и сравните фигуры (клумбы) по площади.  (Дети по формуле находят S квадрата и прямоугольника, но возникает проблема при работе с треугольником).

- Что же произошло? (Дети: Ведь нужно знать, какие промежутки между цветами должны быть, чтобы посаженным растениям было комфортно, чтобы не повредить корневую систему при посадке, чтобы было достаточно питательных веществ в почве).

IV этап: Постановка проблемы, формулирование темы урока.

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как найти S треугольника, можем только найти неточный результат, приблизительный с помощью палетки).

- Значит, какова цель сегодняшнего урока? (Научиться находить S треугольника).

- На основе поставленной цели и ключевых слов урока, точнее сформулируйте тему сегодняшнего урока.                          (Дети: S прямоугольного треугольника).

V этап: Проектирование и фиксация нового знания. (демонстрация № 5)

-Расскажите все о треугольнике, который перед вами. (Прямоугольный, разносторонний).

 -Предложите, как найти его площадь.

                                   В группах  работа  с  учебником:

А) Найдите способ нахождения S прямоугольного треугольника, создайте формулу и прокомментировать свои действия. (Дочертить воображаемый прямоугольник и сначала найти его площадь, затем разделить пополам) (Результаты записываются на доску, и в громкой речи проговаривается способ действия).

Б) - Сверьте свою формулировку с предложенной  в учебнике  (стр. 16 №30).

В) - Создайте алгоритм нахождения S прямоугольного треугольника и сформулируйте свои выводы в знаковой и словесной форме.

     - S = ( а х в ) : 2   Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его смежных сторон (катетов).

                                            Алгоритм.   

                                Треугольник  прямоугольный?

                                      Да                               Нет

  • Выделяем прямой угол
  • Измеряем длину сторон (катетов)
  • Затем можно найди S по формуле: S = ( а х в ) : 2   .                              

- Проверьте    (демонстрация № 6)                                                                              2

- Площадь  какого треугольника мы находили? (Прямоугольного).                          

- А для других треугольников эта формула будет верна? (Нет, т.к. нет катетов).

VI этап: Первичное закрепление во внешней речи.

Выполняется в парах задание из учебника (стр. 20 №40,  стр.19 №38).

VII этап: Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Сравните фигуры по площади.                    (демонстрация № 7)

Появляются в тетрадях записи:            S = ( 4 * 3 ): 2 = 6 кв.см
     Детьми найдена                              S = ( 3 * 7 ): 2 = 21:2 = 10 1/2 кв.см
 ловушка в демонстрации                        S < S                                                        

              - Оцените свою работу и обсудите общую оценку работы группы.

VIII этап: Включение в систему знаний и повторение.

- Вернемся к заданию, вызвавшему затруднение. Выполните расчеты в тетради и сравните площади данных фигур.

S = 2 * 2 = 4 кв.см
S = 1 * 3 = 3 кв.см
S = (3 * 2 ) : 2 = 3 кв.см

- Что можете сказать о S прямоугольника и треугольника? (Она одинаковая, значит фигуры равновеликие).

                                                                       (демонстрация № 7)

-Что вы можете сказать о данном треугольнике? (Разносторонний, тупоугольный).

- Можем ли мы воспользоваться нашим алгоритмом для нахождения его площади?  (Нет, т.к. должен быть треугольник прямоугольным).

- Подумайте, а нельзя ли с помощью построений сделать из данного треугольника два прямоугольных?     (Можно, надо провести высоту).

Чему будет равна площадь всего треугольника?
(Сумме S двух прямоугольных треугольников, их S мы умеем находить).

S = ( а х h ) : 2
S = ( а х h ) : 2
S = ( ( а + а ) х h ) : 2
( а + а )    - основание , значит
S = ( а х в  ) : 2,     где   а –   катет основание; в – катет высота (h);

- Давайте коллективно дополним алгоритм.

                                                 Алгоритм.   

                                Треугольник  прямоугольный?

                        Да                                                                  Нет

  •  Выдели прямой угол                                        Проведи высоту
  •  Измерь длину сторон (катетов)                       Измерь основание и высоту
  •  Найди S по формуле.                                

IX этап: Рефлексия деятельности.

- Какова была цель урока? 

- Удалось ли нам ее выполнить?

- А теперь узнаем окончание фразы «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед».  Вы согласны с этим утверждением. (Да, на уроке мы делали все сами, работали в паре, в группе)

- Что на уроке было главным, а что интересным? (Ответы детей)

Д/З :  (На выбор). – Найди S фигур и сравни фигуры по S (стр.26 №50).

(Задание в конвертах:  «Танграм», дети выбирают нужное для себя, определив уровень понимания темы на данном этапе, составляют фигуры и вычисляют их площадь).                                                                                                                            3                                                                                

Приложение № 1

Основанием треугольника называется

Сторона, на которую опущен перпендикуляр.

Площадь…

Это место, которое фигура занимает на плоскости.

формула

Это равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами.

Тупоугольным называется треугольник, у которого

Один из углов тупой.

Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются

Катетами.

Перпендикулярные линии это

Линии, которые при пересечении образуют прямой угол.

Высота треугольника

Перпендикуляр, опущенный из любой вершины на противоположную сторону.

Остроугольным называют треугольник

У которого все углы острые.

В зависимости от длины сторон треугольники бывают

Равносторонние, разносторонние, равнобедренные.

Прямоугольным называют треугольник, у которого

Один из углов прямой.

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо

Длину умножить на ширину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Приложение 2

                             Электронный   продукт  «Демонстрация»

 

 

 

                                                                                                                                             4

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 4 -м классе по теме "Площадь треугольника" учителя начальных классов МБОУ гимназия №1 города Туапсе Сидоренко О.Ф.

Цели и задачи:

  • Сформировать понятие площади треугольника.
  • Вывести формулу S треугольника.
  • Тренировать навыки быстрого счета, повторить табличное умножение, нахождение числа по дроби и доли от числа.
  • Развитие внимания, мыслительных операций: (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Ход урока

I этап: Самоопределение к деятельности.

- У нас сегодня  гость, поздороваемся с ним.  (Дети здороваются и садятся).

- Математика – наука точная, еще древний философ Платон говорил: «Математика  приближает  разум  к  истине». А значит, ответы  должны быть верными.

- А вот современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…».

- Вы согласны с этим утверждением? (Нет, тогда что мы на уроках делаем?)

- Дело в том, что у этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл, но вот какой и какое же у фразы продолжение, мы узнаем в конце урока.

II этап: Проверка домашнего задания. (Разноуровневое дифференцированное задание у доски для четверых обучающихся)Проверка учениками-консультантами.

III этап: Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 А)  Быстрый счет. (Конечный ответ дети фиксируют в тетради):

9х6=54    42:7=6    3х5=15   75:3=25   63:9=7   10х10=100   7х10=70   8х3=24

Внимание на экран.     (демонстрация № 1) 

Высказывание, угол, формула, дроби, периметр, треугольник, погода, стороны, площадь.       Какое из слов может быть лишним и почему?  (Погода, т.к не имеет к математике отношения).

- Но и не все оставшиеся слова будут иметь отношение к сегодняшнему уроку математики. Определить круг ключевых слов урока нам поможет арифметический диктант.

  Б) Арифметический диктант: (1 за доской, остальные работают в тетради)

- 1/3  часть от 18   (ответ:6)

- 3/4 от 20       (ответ: 20:4х3=15)

- 1/8 от 56            (ответ:7)

- 7/9 от 90       (ответ:70)

- 2/6  числа – это 8, найди все число   (ответы:8:2х6=24)

(Проверка числового ряда, на экране исчезают лишние слова и числа).

                                       (демонстрация № 3)

- Что объединяет оставшиеся числа? (Целые, натуральные).

-  На какие две группы можно разбить? (Дети предлагают варианты).

- А вот оставшиеся слова объединены темой сегодняшнего урока. Чтобы нам ее сформулировать как можно точнее, давайте поиграем в одну игру, которую придумали китайцы, всегда слывшие хорошими математиками. «Танграм».

                            В) Практическая  работа  в  паре.

(У детей в конвертиках карточки с геометрическими фигурами двух цветов; вопросы и варианты ответов – а, б, в, г, д; для проверки Приложение 1). 

-Представьте, что вам на даче надо разбить клумбы, цветники, разной геометрической формы.  Откройте конверты и выложите все фигуры перед собой.  

                                                                         1

-  Соберите из всех фигур:  
1 ряд – квадрат                                                                                                            
2 ряд – прямоугольник
3 ряд – треугольник  
(работа в парах, проверка построений с помощью компьютера).                                           (демонстрация № 3)

- Проверьте, так ли получилось у вас? Молодцы!  

- Да, сегодня мы с вами – озеленители! И сделать это очень нужно!

- А что же объединяет все получившиеся фигуры? (Многоугольники, состоят из равного количества фигур).

- Что вы можете сказать о величине площади фигур? (Равные, т.к. состоят из одинаковых частей. Называются такие фигуры Равновеликими.)

- Молодцы!  Взгляните на эти фигуры.                           (демонстрация № 4)

- Можете ли вы утверждать, что данные фигуры также равновеликие? (нет, другая ситуация, это значит и иной способ действия). 

- Хорошо! Замечательные цветники получились на ваших дачах!

- Найдите  площади и сравните фигуры (клумбы) по площади.  (Дети по формуле находят S квадрата и прямоугольника, но возникает проблема при работе с треугольником). 

- Что же произошло? (Дети: Ведь нужно знать, какие промежутки между цветами должны быть, чтобы посаженным растениям было комфортно, чтобы не повредить корневую систему при посадке, чтобы было достаточно питательных веществ в почве).

IV этап: Постановка проблемы, формулирование темы урока.

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как найти S треугольника, можем только найти неточный результат, приблизительный с помощью палетки).

- Значит, какова цель сегодняшнего урока? (Научиться находить S треугольника).

- На основе поставленной цели и ключевых слов урока, точнее сформулируйте тему сегодняшнего урока.                          (Дети: S прямоугольного треугольника).

V этап: Проектирование и фиксация нового знания. (демонстрация № 5)

-Расскажите все о треугольнике, который перед вами. (Прямоугольный, разносторонний).

 -Предложите, как найти его площадь.

                                   В группах  работа  с  учебником:

А) Найдите способ нахождения S прямоугольного треугольника, создайте формулу и прокомментировать свои действия. (Дочертить воображаемый прямоугольник и сначала найти его площадь, затем разделить пополам) (Результаты записываются на доску, и в громкой речи проговаривается способ действия).

Б) - Сверьте свою формулировку с предложенной  в учебнике  (стр. 16 №30).

В) - Создайте алгоритм нахождения S прямоугольного треугольника и сформулируйте свои выводы в знаковой и словесной форме.

     - S = ( а х в ) : 2   Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его смежных сторон (катетов). 

                                            Алгоритм.    

                                Треугольник  прямоугольный?

                                      Да                               Нет

  • Выделяем прямой угол
  • Измеряем длину сторон (катетов)
  • Затем можно найди S по формуле: S = ( а х в ) : 2   .                               

- Проверьте    (демонстрация № 6)                                                                              2

- Площадь  какого треугольника мы находили? (Прямоугольного).                         

- А для других треугольников эта формула будет верна? (Нет, т.к. нет катетов).

VI этап: Первичное закрепление во внешней речи.

Выполняется в парах задание из учебника (стр. 20 №40,  стр.19 №38).

VII этап: Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Сравните фигуры по площади.                    (демонстрация № 7)

Появляются в тетрадях записи:            S = ( 4 * 3 ): 2 = 6 кв.см
     Детьми найдена                              S = ( 3 * 7 ): 2 = 21:2 = 10 1/2  кв.см
 ловушка в демонстрации                        S < S                                                        

              - Оцените свою работу и обсудите общую оценку работы группы.

VIII этап: Включение в систему знаний и повторение.

- Вернемся к заданию, вызвавшему затруднение. Выполните расчеты в тетради и сравните площади данных фигур.

S = 2 * 2 = 4 кв.см
S = 1 * 3 = 3 кв.см
S = (3 * 2 ) : 2 = 3 кв.см

- Что можете сказать о S прямоугольника и треугольника? (Она одинаковая, значит фигуры равновеликие).

                                                                       (демонстрация № 7)

-Что вы можете сказать о данном треугольнике? (Разносторонний, тупоугольный).

- Можем ли мы воспользоваться нашим алгоритмом для нахождения его площади?  (Нет, т.к. должен быть треугольник прямоугольным).

- Подумайте, а нельзя ли с помощью построений сделать из данного треугольника два прямоугольных?     (Можно, надо провести высоту).

Чему будет равна площадь всего треугольника?
(Сумме S двух прямоугольных треугольников, их S мы умеем находить).

S = ( а х h ) : 2
S = ( а х h ) : 2
S = ( ( а + а ) х h ) : 2
( а + а )    - основание , значит
S = ( а х в  ) : 2,     где   а –   катет основание; в – катет высота (h);

- Давайте коллективно дополним алгоритм.

                                                 Алгоритм.    

                                Треугольник  прямоугольный?

                        Да                                                                  Нет

  •  Выдели прямой угол                                        Проведи высоту
  •  Измерь длину сторон (катетов)                       Измерь основание и высоту
  •  Найди S по формуле.                               

IX этап: Рефлексия деятельности.

- Какова была цель урока?  

- Удалось ли нам ее выполнить?

- А теперь узнаем окончание фразы «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед».  Вы согласны с этим утверждением. (Да, на уроке мы делали все сами, работали в паре, в группе)

- Что на уроке было главным, а что интересным? (Ответы детей)

Д/З :  (На выбор). – Найди S фигур и сравни фигуры по S (стр.26 №50).

(Задание в конвертах:  «Танграм», дети выбирают нужное для себя, определив уровень понимания темы на данном этапе, составляют фигуры и вычисляют их площадь).                                                                                                                            3                                                                                

Приложение № 1

Основанием треугольника называется

Сторона, на которую опущен перпендикуляр.

Площадь…

Это место, которое фигура занимает на плоскости.

формула

Это равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами.

Тупоугольным называется треугольник, у которого

Один из углов тупой.

Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются

Катетами.

Перпендикулярные линии это

Линии, которые при пересечении образуют прямой угол.

Высота треугольника

Перпендикуляр, опущенный из любой вершины на противоположную сторону.

Остроугольным называют треугольник

У которого все углы острые.

В зависимости от длины сторон треугольники бывают

Равносторонние, разносторонние, равнобедренные.

Прямоугольным называют треугольник, у которого

Один из углов прямой.

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо

Длину умножить на ширину.

Приложение  2

                             Электронный   продукт  «Демонстрация»

                                                                                                                                             4



Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 4 -м классе по теме "Площадь треугольника" учителя начальных классов МБОУ гимназия №1 города Туапсе Сидоренко О.Ф.

Цели и задачи:

  • Сформировать понятие площади треугольника.
  • Вывести формулу S треугольника.
  • Тренировать навыки быстрого счета, повторить табличное умножение, нахождение числа по дроби и доли от числа.
  • Развитие внимания, мыслительных операций: (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Ход урока

I этап: Самоопределение к деятельности.

- У нас сегодня  гость, поздороваемся с ним.  (Дети здороваются и садятся).

- Математика – наука точная, еще древний философ Платон говорил: «Математика  приближает  разум  к  истине». А значит, ответы  должны быть верными.

- А вот современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…».

- Вы согласны с этим утверждением? (Нет, тогда что мы на уроках делаем?)

- Дело в том, что у этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл, но вот какой и какое же у фразы продолжение, мы узнаем в конце урока.

II этап: Проверка домашнего задания. (Разноуровневое дифференцированное задание у доски для четверых обучающихся)Проверка учениками-консультантами.

III этап: Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 А)  Быстрый счет. (Конечный ответ дети фиксируют в тетради):

9х6=54    42:7=6    3х5=15   75:3=25   63:9=7   10х10=100   7х10=70   8х3=24

Внимание на экран.     (демонстрация № 1) 

Высказывание, угол, формула, дроби, периметр, треугольник, погода, стороны, площадь.       Какое из слов может быть лишним и почему?  (Погода, т.к не имеет к математике отношения).

- Но и не все оставшиеся слова будут иметь отношение к сегодняшнему уроку математики. Определить круг ключевых слов урока нам поможет арифметический диктант.

  Б) Арифметический диктант: (1 за доской, остальные работают в тетради)

- 1/3  часть от 18   (ответ:6)

- 3/4 от 20       (ответ: 20:4х3=15)

- 1/8 от 56            (ответ:7)

- 7/9 от 90       (ответ:70)

- 2/6  числа – это 8, найди все число   (ответы:8:2х6=24)

(Проверка числового ряда, на экране исчезают лишние слова и числа).

                                       (демонстрация № 3)

- Что объединяет оставшиеся числа? (Целые, натуральные).

-  На какие две группы можно разбить? (Дети предлагают варианты).

- А вот оставшиеся слова объединены темой сегодняшнего урока. Чтобы нам ее сформулировать как можно точнее, давайте поиграем в одну игру, которую придумали китайцы, всегда слывшие хорошими математиками. «Танграм».

                            В) Практическая  работа  в  паре.

(У детей в конвертиках карточки с геометрическими фигурами двух цветов; вопросы и варианты ответов – а, б, в, г, д; для проверки Приложение 1). 

-Представьте, что вам на даче надо разбить клумбы, цветники, разной геометрической формы.  Откройте конверты и выложите все фигуры перед собой.  

                                                                         1

-  Соберите из всех фигур:  
1 ряд – квадрат                                                                                                            
2 ряд – прямоугольник
3 ряд – треугольник  
(работа в парах, проверка построений с помощью компьютера).                                           (демонстрация № 3)

- Проверьте, так ли получилось у вас? Молодцы!  

- Да, сегодня мы с вами – озеленители! И сделать это очень нужно!

- А что же объединяет все получившиеся фигуры? (Многоугольники, состоят из равного количества фигур).

- Что вы можете сказать о величине площади фигур? (Равные, т.к. состоят из одинаковых частей. Называются такие фигуры Равновеликими.)

- Молодцы!  Взгляните на эти фигуры.                           (демонстрация № 4)

- Можете ли вы утверждать, что данные фигуры также равновеликие? (нет, другая ситуация, это значит и иной способ действия). 

- Хорошо! Замечательные цветники получились на ваших дачах!

- Найдите  площади и сравните фигуры (клумбы) по площади.  (Дети по формуле находят S квадрата и прямоугольника, но возникает проблема при работе с треугольником). 

- Что же произошло? (Дети: Ведь нужно знать, какие промежутки между цветами должны быть, чтобы посаженным растениям было комфортно, чтобы не повредить корневую систему при посадке, чтобы было достаточно питательных веществ в почве).

IV этап: Постановка проблемы, формулирование темы урока.

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как найти S треугольника, можем только найти неточный результат, приблизительный с помощью палетки).

- Значит, какова цель сегодняшнего урока? (Научиться находить S треугольника).

- На основе поставленной цели и ключевых слов урока, точнее сформулируйте тему сегодняшнего урока.                          (Дети: S прямоугольного треугольника).

V этап: Проектирование и фиксация нового знания. (демонстрация № 5)

-Расскажите все о треугольнике, который перед вами. (Прямоугольный, разносторонний).

 -Предложите, как найти его площадь.

                                   В группах  работа  с  учебником:

А) Найдите способ нахождения S прямоугольного треугольника, создайте формулу и прокомментировать свои действия. (Дочертить воображаемый прямоугольник и сначала найти его площадь, затем разделить пополам) (Результаты записываются на доску, и в громкой речи проговаривается способ действия).

Б) - Сверьте свою формулировку с предложенной  в учебнике  (стр. 16 №30).

В) - Создайте алгоритм нахождения S прямоугольного треугольника и сформулируйте свои выводы в знаковой и словесной форме.

     - S = ( а х в ) : 2   Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его смежных сторон (катетов). 

                                            Алгоритм.    

                                Треугольник  прямоугольный?

                                      Да                               Нет

  • Выделяем прямой угол
  • Измеряем длину сторон (катетов)
  • Затем можно найди S по формуле: S = ( а х в ) : 2   .                               

- Проверьте    (демонстрация № 6)                                                                              2

- Площадь  какого треугольника мы находили? (Прямоугольного).                         

- А для других треугольников эта формула будет верна? (Нет, т.к. нет катетов).

VI этап: Первичное закрепление во внешней речи.

Выполняется в парах задание из учебника (стр. 20 №40,  стр.19 №38).

VII этап: Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Сравните фигуры по площади.                    (демонстрация № 7)

Появляются в тетрадях записи:            S = ( 4 * 3 ): 2 = 6 кв.см
     Детьми найдена                              S = ( 3 * 7 ): 2 = 21:2 = 10 1/2  кв.см
 ловушка в демонстрации                        S < S                                                        

              - Оцените свою работу и обсудите общую оценку работы группы.

VIII этап: Включение в систему знаний и повторение.

- Вернемся к заданию, вызвавшему затруднение. Выполните расчеты в тетради и сравните площади данных фигур.

S = 2 * 2 = 4 кв.см
S = 1 * 3 = 3 кв.см
S = (3 * 2 ) : 2 = 3 кв.см

- Что можете сказать о S прямоугольника и треугольника? (Она одинаковая, значит фигуры равновеликие).

                                                                       (демонстрация № 7)

-Что вы можете сказать о данном треугольнике? (Разносторонний, тупоугольный).

- Можем ли мы воспользоваться нашим алгоритмом для нахождения его площади?  (Нет, т.к. должен быть треугольник прямоугольным).

- Подумайте, а нельзя ли с помощью построений сделать из данного треугольника два прямоугольных?     (Можно, надо провести высоту).

Чему будет равна площадь всего треугольника?
(Сумме S двух прямоугольных треугольников, их S мы умеем находить).

S = ( а х h ) : 2
S = ( а х h ) : 2
S = ( ( а + а ) х h ) : 2
( а + а )    - основание , значит
S = ( а х в  ) : 2,     где   а –   катет основание; в – катет высота (h);

- Давайте коллективно дополним алгоритм.

                                                 Алгоритм.    

                                Треугольник  прямоугольный?

                        Да                                                                  Нет

  •  Выдели прямой угол                                        Проведи высоту
  •  Измерь длину сторон (катетов)                       Измерь основание и высоту
  •  Найди S по формуле.                               

IX этап: Рефлексия деятельности.

- Какова была цель урока?  

- Удалось ли нам ее выполнить?

- А теперь узнаем окончание фразы «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед».  Вы согласны с этим утверждением. (Да, на уроке мы делали все сами, работали в паре, в группе)

- Что на уроке было главным, а что интересным? (Ответы детей)

Д/З :  (На выбор). – Найди S фигур и сравни фигуры по S (стр.26 №50).

(Задание в конвертах:  «Танграм», дети выбирают нужное для себя, определив уровень понимания темы на данном этапе, составляют фигуры и вычисляют их площадь).                                                                                                                            3                                                                                

Приложение № 1

Основанием треугольника называется

Сторона, на которую опущен перпендикуляр.

Площадь…

Это место, которое фигура занимает на плоскости.

формула

Это равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами.

Тупоугольным называется треугольник, у которого

Один из углов тупой.

Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются

Катетами.

Перпендикулярные линии это

Линии, которые при пересечении образуют прямой угол.

Высота треугольника

Перпендикуляр, опущенный из любой вершины на противоположную сторону.

Остроугольным называют треугольник

У которого все углы острые.

В зависимости от длины сторон треугольники бывают

Равносторонние, разносторонние, равнобедренные.

Прямоугольным называют треугольник, у которого

Один из углов прямой.

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо

Длину умножить на ширину.

Приложение  2

                             Электронный   продукт  «Демонстрация»

                                                                                                                                             4


 

Комментарии

Якуб Маргарита Викторовна

Спасибо за урок! Возьму на заметку, у нас это ещё впереди(3 класс).

Сидоренко Ольга Федоровна

Предлагаю дружбу и обмен опытом работы.