Средства эстетического воспитания

Недошивкина Ольга Юрьевна

Средства эстетического воспитания

 

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эстетика55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средства эстетического воспитания

     В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности младших школьников применяется комплекс художественно-эстетических средств. Б.Т. Лихачев выделил следующие средства: природа, труд, общение, искусство, в частности, литература, живопись, музыка, игра и т.д. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития школьников, представленные в виде схемы:

                                     общение          природа

 живопись          Средства          искусство

                               

                                       музыка     труд     игра

     Чрезвычайно большие возможности предоставляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т.п. Картины природы всегда свежи и естественны. Вечным источником добрых чувств детей называл природу В.А. Сухомлинский. Природу как средство эстетического воспитания высоко ценил К.Д. Ушинский: «я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

      Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Наиболее доступна для восприятия декоративная красота природы. Это яркие крупные цветки, листья растений, их необычные формы, пестрая окраска насекомых, птиц… Не случайно в образовательном процессе дошкольных учреждений и начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место.

     Все, что яркое, что движется, действует, изменяется, звучит, особенно привлекает внимание детей, вызывает эмоции, оказывает благотворное влияние на развитие восприятия, воображения и стимулирует активную творческую деятельность.

     Важным условием эстетического восприятия природы являются наблюдательность и фантазия. Трудно пройти мимо ярких осенних красок деревьев и кустарников, трудно не выразить чувства восторга, восхищения от увиденного. Дети по-своему описывают эту красоту, по-своему выражают свои чувства. Возможно, на первых порах выражение этих чувств будет довольно простым, но и то важно, что ребенок смог увидеть, почувствовать красоту осени, эмоционально ее пережить. Здесь ребенок не всегда бывает удовлетворен таким выражением. На помощь могут прийти художественные произведения о природе, например, стихи    И. Бунина, С. Есенина. В этом случае дети воспринимают целостный образ природы, а не цветовые признаки ее явлений. Практика показывает, что именно в младшем школьном возрасте красота природы является могущественным фактором воспитательного воздействия.

     В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит труду, в частности труду учебному, являющимся основным видом труда школьника.  Труд – умственный и физический – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием труда, его результатами, отношениями в труде. Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, пропорция, гармония. Важно развивать способность видеть прекрасное в созидательном труде, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную эстетическую обстановку трудовой деятельности. Правильно организованный труд учителем  всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Наибольшее удовлетворение и наслаждение вызывают у человека продукты его труда, слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде.

     Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего гражданина, потребителя товаров и эстетически развитого члена общества.

     Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

     Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности. Не зря Н.Г. Чернышевский называл произведения искусства «учебником жизни». Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. В данном случае речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь.

     Искусство в целом отражает мир многосторонне и ярко. Художник показывает нам этот мир через свое острое и своеобразное восприятие. Произведения искусства вызывают глубокие и бескорыстные чувства, которые побуждают к благородным поступкам. Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности ребят, способствует их разностороннему развитию. Оно является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредотачивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло, создающих разрядку. Такое восприятие окружающего мира нам дает художественная литература.

    Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы. Литература учит воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Например, рассказы и стихи о подвигах, о Родине, о детях Л.Зощенко, С.Маршака. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.

     Музыка обеспечивает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведений, истории, теории музыки и музыковедения, приобретение простейших навыков исполнительства: пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, гармонию, художественный вкус, осуществляет воздействие на нравственную, эстетическую и умственную сферы детской личности.

      Живопись приобщает детей к художественной культуре. Другими словами, изобразительное искусство знакомит учащихся с художественными произведениями; элементами искусствознания, способствующими формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Это знакомство с различными вариантами иллюстраций, изучение художественных источников, связанных с эпохой и местом написания сказки или литературного произведения, создание собственных иллюстраций, разработка декораций, костюмов, кукол для театральных постановок.

     Трудно переоценить роль игры в эстетическом воспитании младшего школьника, в формировании его художественного вкуса, в развитии его творческих способностей. Игра, игровая деятельность младшего школьника создают особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Игра создает условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни, реализует его представление о красоте мира. В играх наиболее ярче проявляется гармония движений, обстановка, и ритуалы игр допускают привлечение средств искусства.

     Наблюдения педагогов и студентов-практикантов показали широкие дидактические возможности игры в эстетическом воспитании младших школьников. Сегодня все больше создается игр, способствующих развитию эстетической направленности личности ребенка, выявлению фактического уровня обученности по разным предметам. Например, профессор Н.Н.Светловская предлагает такие ролевые, организационно-деятельностные игры, как «Книжный магазин», «Музей природы», «Терем расписной», «Ярмарка слов» и др.

     Итак, важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки в классе, квартире, в школе. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Но необходимо иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.