ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРВЫХ УРОКОВ

Подгорная Татьяна Алексеевна

 

Первое сентября. На улице нарядные дети в школьной форме с цветами. В потоке детей, вливающемся в школьный двор, первоклассников легко выделить не только по росту, беззубой улыбке. Они торжественны, сосредоточены, напряжены и слегка растеряны. Безоблачного счастья, беспечной веселости у самых маленьких школьников мы не увидим. Первые дни в школе трудны для всех без исключения детей. Задача учителя помочь ребенку совершить благополучный переход на новый этап жизни. 

 Так только  учитель начальных классов, имеет такое воздействие на ученика, от которого зависит его дальнейшая жизнь в школе, обществе.  Мы строим фундамент, от того какой он прочный – зависит многое в жизни ребенка. Именно поэтому, учителя начальных классов должны объединять в себе наилучшие качества, быть эталоном для детей. Обладать всеми необходимыми профессиональными качествами и общечеловеческими.

С первой встречи я стараюсь влюбить в себя детей. Да, именно влюбить. За знаниями,  за общением с одноклассниками дети идут в школу в старшем возрасте. А для первоклассника ключевая фигура в школе – его учитель! В наших руках хрупкие души маленьких детей, поэтому от доброты нашего сердца, от умения слышать детей, вникать в их проблемы, зависит благополучная адаптация ребенка в школе.

На первых уроках стоит проблема дисциплины. Конечно, все первоклассники знают, слышали на подготовке, не раз о правилах поведения на уроке.  Только ежедневным кропотливым трудом учителя достигается нужный уровень поведения детей на уроке. Для себя я вывела несколько правил.

Главное правило:- Создание на своем уроке доброжелательных и деловых отношений.  Создать деловые отношения поможет четко оформленная речь на уроке: ясно высказанные требования, понятно поставленные задания, решительный тон в замечаниях, касающихся дисциплины.

Следующее правило: обязательно в конце урока, или по звонку с урока требую от учеников подготовки к следующему занятию.  И только, когда на парте порядок,  ребенок может идти отдыхать на перемену.  Это  правило касается и самого учителя.

На уроке я побуждаю к активности всех учащихся.  Ставлю перед детьми выполнимые задачи, добиваюсь их решения. Очень многое значат стиль и тон обращения учителя, бережно относящегося к личности ученика. Например, необходимо поднять с пола упавшую бумажку. В 4 классе достаточно взгляда учителя или движения руки.  В первом классе на предложение поднять бумажку, ребенок тут же воскликнет: «Это не я!» Учитель: «Я знаю. Прошу тебя, пожалуйста, подними бумажку, чтобы в классе был порядок!» Самообладание и выдержка помогают найти ровный и спокойный тон, так необходимый в этой ситуации.

Всегда анализирую свое поведение. В критических ситуациях не позволяю себе терять равновесие, не принимаю скоропалительных и неуместных решений. Избегаю резкого перехода от приветливости к угрожающей строгости.

Ориентируюсь на положительное в учениках. Поощрение одного ученика или всего коллектива, высказанное признание и похвала оказывают большое воздействие, если они заслуженны и соответствуют выполненным делам. Даю почувствовать ученикам, что я верю в них. В конце занятий всегда говорю об общих успехах за день, например: « Вы сегодня меня порадовали», «У меня такое впечатление, что вы работали все с полной отдачей, даже те, кто не успел высказаться».

Пусть всем учителям, приступающим к обучению первоклассников, станут напутствием слова В.А.Сухомлинского: « Доброта педагога – это, прежде всего большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребенка. Право на доброту, право быть наставником, имеет,  прежде всего, тот, кто чутким сердцем улавливает тончайшие движения души своего питомца. Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты, фальши»1.

1 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981.-Т.3.-С.95

 

Подгорная Т.А.

 МБОУ лицей №7

 2013 год.