Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой.

Конга Руслана Михайловна

Понимание терминов информационно-коммуникационные технологии, иоформационная образовательная среда, информационная грамотность, ИКТ-компетентность- это новый и необходимый шаг к реализации требований ФГОС в области информатизации образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konga_statya.docx57.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конга Руслана Михайловна,

преподаватель внеурочной деятельности

 начальных классов

МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурак.

Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой.

       Ключевые понятия данной темы: информационно-коммуникационные технологии(ИКТ); информационно-образовательная среда(ИОС); информационная грамотность, ИКТ-компетентность.

      Понимание учителем сущности данных терминов – новый и необходимый шаг к реализации требований ФГОС в области информатизации образования.

     Информационно-образовательная среда (ИОС) – система инструментов и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности образовательного учреждения на основе ИКТ.

        

          Какими средствами  (какой техникой) должны быть обеспечены школьники на ступени начального образования?

        Рекомендуемые цифровые зоны начальной школы:

  • Медиалекторий (компьютер, подключённый к ЛВС и Интернет, медиапроектор или телевизор, аудиосистема, дополнительное оборудование: принтер, сканер, медиатека начальной школы).
  • Медиацентр начальной школы (3-5 компьютеров, оснащённые оборудованием для проектной деятельности).
  • Творческие мастерские: графическая(графический планшет, сканер, цифровое фото- и видеооборудование), исследовательская(микроскоп, датчики, лего-лого), звуковая (аудиосистема, микрофон, динамики, музыкальная клавиатура), работы с текстом(сканер, принтер, копировальный аппарат, переплётное оборудование)
  • ИКТ-кабинет(АРМ учащихся и АРМ учителя, ЛВС, Интернет, дополнительное оборудование: принтер, сканер, колонки на рабочем месте учителя, наушники, микрофон, медиапроектор).

        Информационные ресурсы для начальной школы- это весь необходимый для данного образовательного учреждения комплект учебников с электронными приложениями; медиатека (лицензионные компакт-диски) для поддержки всех учебных дисциплин в начальной школе; лицензионные цифровые образовательные программы для начальной школы; доступ учителей и учеников к печатным и цифровым образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных хранилищах ЭОР; фонд дополнительной литературы в школьной библиотеке, включающий справочно-библиографические, периодические печатные и электронные издания.

          М.С.Цветкова (зам.генерального директора издательства БИНОМ), занимающаяся разработками в области создания информационной среды в образовательном учреждении, рекомендует примерное содержание коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и медиатеки в начальной школе. Это лото, таблицы, схемы – интерактивные анимации; интерактивные тренажёры, тесты, задачи; компьютерные лаборатории; электронные энциклопедии, словари, карты и атласы; видеотека, коллекции учебного кино; аудиотека, коллекция звукозаписей.

         Ресурсы Интернет- обязательная составляющая школьной информационно-образовательной среды. По мнению М.С.Цветковой, через Интернет должен обеспечиваться доступ детей и родителей к школьной информации на сайте школы и к детским работам; доступ учителей и родителей к нормативной информации для начального обучения; доступ детей и учителей к CD-медиатеке школы; доступ учителей и детей к коллекции ЦОР; сетевая консультационная поддержка учителей и обмен опытом в области использования ИКТ; дистанционная поддержка обучения учителей.

          Решающее значение для функционирования информационно-образовательной среды имеет мотивационная и функциональная готовность кадров.

          ИКТ-компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) – умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.

          ИКТ-компетентность учителей начального образования предполагает личную ИКТ-грамотность; элементарную культуру сетевого взаимодействия; квалификацию в области подготовки ИКТ компетенций учеников; владение инструментами работы ЦОР и медиатеками, видеотеками, аудиотеками; умение формировать электронный портфолио.

          ИКТ-компетентность учителя предполагает владение современными технологиями организации учебного процесса, обеспечивающими познавательную активность и самостоятельность школьников при взаимодействии с информационными источниками, в том числе электронными: технологией организации проектной деятельности; технологией организации урока с использованием средств ИКТ.

       Информационно-коммуникационные технологии являются важным инструментом формирования универсальных учебных действий школьников. Наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование в начальной школе цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Обязательная составляющая этого процесса – активная компьютеризация начального общего образования.

 

            Однако наличие цифровой техники в школе не гарантирует выполнения программы обучения младших школьников информационной деятельности с использованием ИКТ. Основная тенденция компьютеризации начального образования в области заключается в оснащении кабинетов начальных классов компьютерной техникой, интерактивными досками, проекторами, Интернетом, что само по себе крайне необходимо.

           Хотелось бы отметить ещё одну особенность: из базисного учебного плана начального общего образования(из перечня обязательных предметов) исчезла информатика. При этом практика проведения уроков   по другим учебным дисциплинам с использованием ПК в начальной школе ещё не стала привычной реальностью.

           Обратим внимание на то, что, во-первых, формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Примерная ООП содержит рекомендации по вкладу каждой учебной дисциплины в формирование ИКТ-компетентности младших школьников.

           Во-вторых, освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

           Что мы видим в реальном образовательном процессе? На данный момент в школах города индивидуальная работа с ПК в начальных классах вынесена на внеурочную деятельность (кружки, факультативы, проекты…-то, что является, по замыслу авторов Примерной ООП не основной, а вспомогательной линией! А это означает, что ИКТ-компетентность младших школьников во многих образовательных учреждениях формируется бессистемно и не у всех учащихся!

           Компьютерная техника на уроках в начальной школе чаще всего доступна только учителю. Но является ли наличие интерактивной доски в классе или проведение мультимедийных уроков с использованием презентаций условием формирования компьютерной грамотности ученика? Учителя начальных классов увлеклись созданием презентаций, подборками видеоряда, поисками картинок в сети Интернет, они заняты разработкой или подбором материалов к упражнениям с использованием интерактивной доски.  Всё это не решает задачи формирования ИКТ-компетентности самих школьников.

          В более выгодном положении находятся школы, которые сохранили информатику как учебную дисциплину за счёт школьного компонента. В рамках этого предмета   и строится система работы по формированию компьютерной и ИКТ-грамотности школьника.

          Выполнение программы  формирования ИКТ-компетентности младших школьников средствами разных учебных дисциплин- сложная задача. Она требует:

  • специального планирования уроков на базе компьютерного класса по разным предметам в рамках учебного года;
  • мощной специальной подготовки учителей к проведению этих уроков (кроме пользовательских навыков потребуются новые организационные умения)
  • доступа в компьютерный кабинет каждого класса начальной школы, занимающегося по новым стандартам, как минимум, 1 раз в неделю (особенно актуальной становится систематическая работа в компьютерном классе при использовании электронных приложений к учебникам, которые пока учителя используют не для индивидуальной работы детей, а для фронтальной работы в классе, что не соответствует требованиям системно-деятельностного подхода к образованию);
  • наличие в каждой школе специалиста, курирующего данное напрвление и являющегося для учителей консультантом, помощником и генератором идей.

         Пока перечисленные выше условия не характерны для начальной школы, глубина и последовательность работы конкретного учителя по формированию ИКТ-компетентности обучающихся в огромной степени зависит от его личного желания и умения заниматься этой проблемой, от его  инициативы, творчества и, конечно, от уровня ИКТ-компетентности самого учителя.

          Система работы по формированию любого универсального учебного действия должна быть соединена с системой соответствующего мониторинга. Но сегодня говорить о полноценном мониторинге ИКТ-компетентности  младших школьников, обучающихся по ФГОС НОО, полагаю, преждевременно, так как:

- в подпрограмме формирования ИКТ-компетентности ( в рамках формирования УУД) названы требования к итоговым результатам (требования к учащимся на конец 4 класса), а сейчас (в 2012-2013 учебном году) дети обучаются  по новым стандартам лишь в 1-2 классах.

- ни в одном документе ФГОС нет рекомендуемой разбивки искомых умений пользователя ПК на годы обучения (1-4 или 2-4 классы).

           Но если не предпринимать определённых шагов сегодня, то через 2-3 года результат формирования ИКТ-компетентности выпускников младших классов может быть плачевный. Эти шаги на уровне УО могут быть следующими:

  1. Разработка и принятие программ формирования ИКТ-компетентности младших школьников с учётом оснащённости  школ города компьютерной техникой и с разбивкой  минимальных умений компьютерной грамотности  обучающихся по годам обучения.
  2. Предоставление ОУ права выбора основного способа реализации программы:

   -через междисциплинарный курс (еженедельные занятия  по разным учебным  

     предметам с использованием комплекта ПК);

   -через курс информатики в начальной школе на основе ИКТ;

   - через комплексный курс, включая оба предыдущие варианта.

         3.    Включение требований к ИКТ-компетентности младших школьников в Основную  

                образовательную программу НОО каждого ОУ.

          4.Создание в образовательных учреждениях условий для формирования ИКТ-

              компетентности младших школьников, то есть создание информационно-

              образовательной среды, обеспечивающей в начальной школе доступ к цифровой

              технике:

-для проведения ежедневных медиауроков в своем классе(компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ в Интернет);

- для проведения одного-двух еженедельных медиауроков в компьютерном кабинете (с расширенным АРМ учителя и с необходимым количеством ПК для учащихся);

-для организации внеурочной деятельности (медиацентр для начальной школы с компьютерами для проектной деятельности, цифровых творческих мастерских и медиалабораторий для начальной школы).

         5.Обучение учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО, по данной

             проблеме через семинары и курсовую подготовку.    

Литература и Интернет-источники.

  1. Единая коллекция ЦОР: виртуальная лаборатория по информатике для младших школьников: www.school-collection.edu.ru.
  2. Информационная грамотность в начальной школе// Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-М.:Просвещение, 2008.-с.287-293.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ Сост.Е.С.Савинов.-4-е изд., перераб.-М., Просвещение, 2012.- 223с.  [Электронный ресурс].