Возможные алгоритмы работы над исследовательскими темами естественно-научного и гуманитарного направления.

Ирина Викторовна Ткаченко

Возможные алгоритмы работы  над исследовательскими темами  естественно-научного и гуманитарного направления. Анализ исследовательских работ учащихся 3 А класса гимназии № 10
г. Мурманска, представленных на городскую конференцию «Юные исследователи – будущее Севера»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Возможные алгоритмы работы  над исследовательскими темами  естественно-научного и гуманитарного направления. Анализ исследовательских работ учащихся 3 А класса гимназии № 10

г. Мурманска, представленных на городскую конференцию «Юные исследователи – будущее Севера».

                                                               Ткаченко Ирина Викторовна,

                                                            учитель начальных классов

                                                             гимназии №10 г. Мурманска

    Путь  достижения научного знания – исследование.

    Знание добывается путём научного исследования, атрибутами которого являются  выбор темы, постановка задач, выбор средств исследования, организация исследовательской деятельности, предъявление готового результата, наслаждение проделанной работой и желание совершенствовать свой труд.

    Сначала ученику  необходимо определить, в какой области будем работать,  какие темы привлекают,  чему интересно отдавать своё время. Для этого в течение всего второго года обучения прошу детей  1 раз в месяц писать темы, вопросы, которые их интересуют, что позволяет отслеживать реальные и устойчивые интересы детей.  Нужно руководствоваться своими  предпочтениями и возможностями, для этого в конце 2 класса провожу родительское собрание, посвящённое технологии исследовательской работы. Подробно рассказываю родителям о выборе темы, объекте и предмете исследования, методах работы, способах сбора и хранения информации.  В конце учебного года с ребятами, которые определились с выбором темы, провожу консультации, составляем план работы, рисуем примерный ход исследования, таблицы, графики, определяемся с источниками (сайты, литература, наблюдение). Следует определить, какая форма работы наиболее продуктивна в конкретном случае. В сентябре анализируем, что удалось сделать за лето, есть ли результаты. Начинаем корректировку работы, её оформление. Далее представляем работу на гимназической конференции, где ребята учатся защищать свой труд, отвечать на вопросы детского и взрослого жюри. Прошедшие отбор,  защищают свою работу на городской конференции.

Алгоритм подготовки исследовательской работы.

Естественно-научное направление.

1этап. Подготовительный.

  1. Выбор темы исследования. Предполагается изучение живых объектов, процессов, протекающих в живых организмах, а также природных сообществ, химических веществ.
  2. Определение целей исследования. Для их  достижения необходимо освоить методику  работы с объектами, лабораторным оборудованием, химическими реактивами и прочим.
  3. Определение экспериментальной базы.  

2этап. Основной.

  1. Определение плана работы.
  2. Выбор источниковедческой базы.
  3. Подготовка литературного обзора.
  4. Оформление экспериментальной части. Учащимся необходимо освоить научные методы  эксперимента (подготовка, проведение, протоколирование), работу с увеличительными приборами, методику экскурсионного дела, подготовку гербариев, взятие проб.

3этап. Заключительный.

  1. Описание проведённого эксперимента.
  2. Подготовка выводов и заключения.
  3. Оформление работы.
  4. Подготовка выступления.

    Исследуя явление естественно-научной сферы, мы можем поставить и описать опыт.

Можно привести пример детской работы моей ученицы Лоскутовой Арины «Кабачок

 на подоконнике». Работа была представлена на городской конференции, где заняла 3 место в секции «Биология», и на  7 региональном соревновании юных исследователей «Будущее Севера. Юниор», где заняла 2 место в секции. Ребёнку было интересно вырастить кабачки сорта цуккини  в квартирных условиях, при этом сравнивая условия двух квартир, разных горшков  с  семенами, разных условий ухода за растениями. В ходе этой работы Арина не только больше узнала о кабачках, провела и описала опыт, вела дневник наблюдений и фотоотчёт о ходе эксперимента, но и получила бесценный опыт всей технологии исследовательской деятельности  в естественно-научной  сфере.

( по ходу выступления демонстрируется работа, презентация, памятки).

Плюсы данной работы: конкретная тема, реальный, предметный результат, возможность  разных условий для опыта, идеальные условия для ведения дневника наблюдений за предметом исследования, практическая значимость работы, составление памятки. Такое исследование ученице легко защищать и представлять на конференциях.

    Исследование тайны исторического события требует работы с архивными материалами, сбора и выбора информации, её систематизации, знания исторического контекста, внимания к деталям, построения логических цепочек. Итогом может стать не только научно- исследовательский  труд, но и выставка  с привлечением  фотоматериалов, воссозданием  необходимых деталей,  фрагментов исторических декораций.

    Гуманитарное направление.

  1. Выбор проблемы и темы.
  2. Основные идеи исследования. Цели и задачи.
  3. Создание информационной основы исследования:
  • историкографический обзор,
  • историковедческий анализ,
  • формирование и анализ базы данных.

4.   Структурирование исследования  (определение логики).

5.   Создание основной части исследования.

6.   Оформление заключительной части.

7.   Оформление списка литературы.

8.   Создание реферата.

9.   Оформление работы.

    У литературоведов  пути исследования  тоже разнообразны:  произведение художественной литературы может заинтересовать  лингвистов, культурологов, историков, биографов, психоаналитиков. Произведение можно рассматривать с точки зрения  его эпохи,  характера героев,  роли произведения в творчестве автора,  исторической роли. Часто делается сравнительный анализ двух и более произведений. К наиболее приоритетным направлениям  можно отнести  интертекстуальный анализ (поиск заимствованных мотивов, сюжетов,  выявление глубинного смысла цитат)  и анализ герменевтический (выявление истоков каждого образа,  рассматривание произведения как замкнутой самоценной системы, не  требующее ни исторического, ни сравнительного взгляда). Рассмотрим на примере работы Карпович Юли «О чём могли бы поговорить итальянская фея и русская ведьма?».  Для ответа на вопрос  девочка прочитала 17 сказок, сравнила главных героинь в сказках разных стран, составила сводные таблицы, соотнесла с данными литературоведческих  словарей и энциклопедий, чётко разграничила образ феи и ведьмы в сказках и ответила на поставленный вопрос, сочинив свою «крохотку». В ходе исследования явно прослеживался интерес ребёнка к теме, желание сравнивать  и сопоставлять героинь, удивляться нестандартным характеристикам персонажей, видеть противоречия в научных описаниях и сказочных. Работа оставила след в душе ученицы, а диплом за 2 место в городской конференции и сертификат участника 7 регионального соревнования юных исследователей подталкивают к дальнейшей работе.

( по ходу выступления комментируется презентации к работе и демонстрируется сама работа)

Плюсы работы: интересная тема, развитие умений и навыков работы с текстами разной сложности, возможность окунуться в мир искусства (литература, живопись, музыка), представление результатов в виде простых и развёрнутых таблиц, соответствие материала исследования возрасту ребёнка. Данную работу защищать сложнее,  причин несколько:

  • -расхождение подходов к  характеристике героев,
  • - различные толкования слов ведьма и фея,
  • -  очень большие различия в облике героинь в сказках 18-20 веков и современных  сказок, мультиков, сериалов, журналов,
  • - ведьма русская, а вот выбор феи надо серьёзно обосновать, и не всегда мнение жюри совпадает с мнением ребёнка,
  • - достаточно сложно выбрать продукт исследования – памятку не составить, создать результат нельзя, одними выводами ограничиться  - значит, снизить оценку своего труда.  Мы решили составить «крохотку» (жанр, предложенный А.И.Солженицыным), при этом составить два варианта – короче и длиннее. И тот нравственный потенциал, который получился в итоге, убеждает в необходимости литературных исследований и литературного творчества младших школьников.

     Рассмотрим  ещё один пример исследовательской работы ученицы Софроновой Лизы. Тема работы - «Исследование зависимости успеваемости от особенностей восприятия времени  девочками и мальчиками». Были определены  актуальность исследования, цель, объект, предмет, рабочая гипотеза, задачи и методы исследования. Изучив достаточное количество источников по теме, мы  смогли продумать этапы и проведение эксперимента, проанализировали итоги и пришли к выводу, что эта работа достаточно долгая по времени проведения эксперимента и отслеживанию результатов, но очень интересная не только для автора работы, но и всех учащихся и их родителей. Однако озвучивать открыто результаты нельзя, т.к. есть и отрицательные итоги, и неожиданные негативные изменения в учёбе при пересаживании хорошо успевающего   с  ребёнком, имеющим проблемы в обучении. Данная работа позволила нам  выяснить,  что дети, которые точнее других ощущают время, учатся лучше и что, девочки 9 лет опережают в ощущении времени мальчиков. Данная работа получила 3 место в секции «Психология» на городской конференции, но для достижения поставленной цели требуется время и помощь педагога- психолога, уточнение понятия «ощущение времени» с точки зрения психологии.

     Подводя итоги, можно сделать выводы:

  1. Исследовательскую работу необходимо начинать с первого класса, вовлекая в неё не только детей, но и родителей.
  2. Необходимо специально отведённое время на индивидуальные консультации, корректировку работы, возможность анализа промежуточных результатов.
  3. Необходима целая система по подготовке детей к исследовательской деятельности, отслеживанию результатов и  сопровождению таких учащихся на протяжении всего периода обучения.

Исследовательская работа должна демонстрировать конкретные , соответствующие знания  и умения  в предметной области, умения проектировать и реализовывать  исследование,  умение работать с первоисточниками, способность к систематизации  и структурированию полученного материала, умения обобщать  и делать выводы,  сопоставлять различные умозаключения,  а также качественно давать самооценку  собственной деятельности.


 

Комментарии

Мещерякова Ирина Геннадьевна

Спасибо за ваши алгоритмы - очень пригодились, мы только планируем на конференцию и нам было очень интересно ознакомиться с вашими находками.