Тренинг с 4 классом "Я и Мы"

Сухорукова Виктория Витальевна

Данный тренинг проводится с 3 по 7 класс. Главная тема "Толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 30675_ya_my.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon 30675_ya_my.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я + МЫ

Направленность

Психология

Количество

15-20

Возраст детей

Тип

Обучающий тренинг

Место проведения

Класс

© Автор (ы)

Задачи

Познакомить с понятием «толерантность»; Создать комфортный психологический климат; Способствовать в приобретении опыта совместной работы

Результат

Приобретение опыта толерантного общения. Оперирование в речи понятиями «толерантность», «толерантная личность».  

Ресурсы

Разрезанные части чаши 2 цветов; бумага формата А4; цветные карандаши, фломастеры.

Цель: знакомство с понятием «толерантность», «толерантная личность». Способствование к приобретению опыта толерантного общения.

1. Упражнение «Свое приветствие»

Каждый из вас постарается придумать и показать свое приветствие. Это может быть и очень нестандартное, оригинальное решение.

2.Учащиеся называют общие черты и особенности, постепенно приближаясь к психологическим особенностям и чертам характера.

3. Упражнение «Молекулы»

Учащиеся беспорядочно двигаются по комнате. По хлопку они должны встать в группы с таким количеством человек, которое называет ведущий. (2 человека, 5 человек, 3 человека и т.д.)

4.Упражнение «Встаньте те, кто…»

Предложить вставать по сигналу тех, кто является носителем названного признака. (Например, встаньте те, кто: в туфлях; смотрел сегодня на часы; сегодня завтракал; понимает себя и окружающих; может признать свою или чужую ошибку; испытывает любовь к кому-нибудь или чему-нибудь; оказывает помощь;  умеет сострадать).

5. Вот, видите, сколько можно узнать о себе и о других. Больше всего человек выделило у себя такие качества как любить, понимать, помогать, сострадать, признавать. Что значат эти слова? (Идёт обсуждение этих качеств, а впоследствии психолог даёт определения)

Делается вывод: Все эти понятия – части одного целого – понятия «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Само же слово «толерантность» трактуется как терпение к чужим мнениям и верованиям.

6. Игра «Собери символ»

 Учащиеся делятся на группы по желанию. Предлагаю вам посоревноваться. Вам нужно собрать фигуру одного цвета. В результате у вас должен получиться символ понятия «толерантность».

У нас получилась чаша – старинный сосуд для питья. Известно несколько фразеологизмов или устойчивых оборотов, где встречается это слово. Давайте попробуем расшифровать некоторые из них.

Пить горькую чашу – испытывать несчастья;

Испить смертельную чашу – умереть;

Чаша терпения переполнилась – нет сил более терпеть;

Чаша весов склоняется в какую-нибудь сторону или пользу – принимается то или иное решение.

7. Упражнение «Путаница»

8. Групповое обсуждение. Толерантный и не толерантный человек? В чём разница?

9. Упражнение «Ладошка»

На листе бумаги обведите свою ладонь. На каждом пальце напишите свое положительное качество, качество толерантной личности.

10. Упражнение «Скульптура толерантности»

Учащиеся делятся на команды по 3-4 человека. Задание каждой подгруппе: создать скульптуру, которая бы отражала суть понятия толерантность.

11.  Рефлексия. Создание кластера.

Учащиеся делают выводы, обобщают их одним словом, психолог записывает эти слова в овалы.

Я очень надеюсь, что наш разговор вам был сегодня интересен. Думаю, вы согласитесь, что каждому человеку важно знать и понимать всех, кто его окружает, но не менее важно – человеку знать самого себя.

Закончить занятие хотелось бы словами О.Мандельштама: «Каждый человек как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими».

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

Тихонов А.Н., Ковалева Н.А. Учебный фразеологический словарь русского языка. Около 1500 единиц. – М.: АСТ, 2007.

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2007.



Предварительный просмотр:

Я + МЫ

Направленность

Психология

Количество

15-20

Возраст детей

Тип

Обучающий тренинг

Место проведения

Класс

© Автор (ы)

Задачи

Познакомить с понятием «толерантность»; Создать комфортный психологический климат; Способствовать в приобретении опыта совместной работы

Результат

Приобретение опыта толерантного общения. Оперирование в речи понятиями «толерантность», «толерантная личность».  

Ресурсы

Разрезанные части чаши 2 цветов; бумага формата А4; цветные карандаши, фломастеры.

Цель: знакомство с понятием «толерантность», «толерантная личность». Способствование к приобретению опыта толерантного общения.

1. Упражнение «Свое приветствие»

Каждый из вас постарается придумать и показать свое приветствие. Это может быть и очень нестандартное, оригинальное решение.

2.Учащиеся называют общие черты и особенности, постепенно приближаясь к психологическим особенностям и чертам характера.

3. Упражнение «Молекулы»

Учащиеся беспорядочно двигаются по комнате. По хлопку они должны встать в группы с таким количеством человек, которое называет ведущий. (2 человека, 5 человек, 3 человека и т.д.)

4.Упражнение «Встаньте те, кто…»

Предложить вставать по сигналу тех, кто является носителем названного признака. (Например, встаньте те, кто: в туфлях; смотрел сегодня на часы; сегодня завтракал; понимает себя и окружающих; может признать свою или чужую ошибку; испытывает любовь к кому-нибудь или чему-нибудь; оказывает помощь;  умеет сострадать).

5. Вот, видите, сколько можно узнать о себе и о других. Больше всего человек выделило у себя такие качества как любить, понимать, помогать, сострадать, признавать. Что значат эти слова? (Идёт обсуждение этих качеств, а впоследствии психолог даёт определения)

Делается вывод: Все эти понятия – части одного целого – понятия «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Само же слово «толерантность» трактуется как терпение к чужим мнениям и верованиям.

6. Игра «Собери символ»

 Учащиеся делятся на группы по желанию. Предлагаю вам посоревноваться. Вам нужно собрать фигуру одного цвета. В результате у вас должен получиться символ понятия «толерантность».

У нас получилась чаша – старинный сосуд для питья. Известно несколько фразеологизмов или устойчивых оборотов, где встречается это слово. Давайте попробуем расшифровать некоторые из них.

Пить горькую чашу – испытывать несчастья;

Испить смертельную чашу – умереть;

Чаша терпения переполнилась – нет сил более терпеть;

Чаша весов склоняется в какую-нибудь сторону или пользу – принимается то или иное решение.

7. Упражнение «Путаница»

8. Групповое обсуждение. Толерантный и не толерантный человек? В чём разница?

9. Упражнение «Ладошка»

На листе бумаги обведите свою ладонь. На каждом пальце напишите свое положительное качество, качество толерантной личности.

10. Упражнение «Скульптура толерантности»

Учащиеся делятся на команды по 3-4 человека. Задание каждой подгруппе: создать скульптуру, которая бы отражала суть понятия толерантность.

11.  Рефлексия. Создание кластера.

Учащиеся делают выводы, обобщают их одним словом, психолог записывает эти слова в овалы.

Я очень надеюсь, что наш разговор вам был сегодня интересен. Думаю, вы согласитесь, что каждому человеку важно знать и понимать всех, кто его окружает, но не менее важно – человеку знать самого себя.

Закончить занятие хотелось бы словами О.Мандельштама: «Каждый человек как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими».

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

Тихонов А.Н., Ковалева Н.А. Учебный фразеологический словарь русского языка. Около 1500 единиц. – М.: АСТ, 2007.

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2007.