«Формирование мотивационной заинтересованности обучающихся со сложными дефектами на уроках математики».

Колтунова Татьяна Викторовна

 

Выступление на МО учителей начальных классов и гуманитарных наук по теме: «Формирование мотивационной заинтересованности обучающихся со сложными дефектами на уроках математики».

                                                      Подготовила: учитель начальных классов, учитель высшей 

                                                      квалификационной категории - Колтунова Т.В.

 

              Эффективное и целенаправленное  формирование положительной мотивации учения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  требует,  прежде всего, выявления  психолого-педагогических условий, способствующих этому. Успешное решение  данной задачи  предполагает использование  результатов психологических исследований, направленных  на разработку методов  изучения  мотивационной  сферы школьников (в частности, мотивации учения), а также на определение  психолого- педагогических условий, способствующих её формированию у  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.

        Наиболее острыми в области обучения, и в области воспитания являются проблемы, связанные с очевидной  демотивированностью основной массы обучающихся, с нарастающим снижением  стандартов и базовых показателей их обученности и воспитанности.

        В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно исследованы вопросы формирования положительной мотивации к обучению у детей школьного возраста с нормальным психо- физиологическим развитием, но мало исследований посвящены данной проблеме применительно к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, со сложными дефектами, слабо разработаны аспекты использования игры как средства  формирования положительной мотивации к обучению.

        В связи с актуальностью и малой разработанностью проблемы, мною была выбрана тема по самообразованию: «Формирование мотивационной заинтересованности обучающихся со сложными дефектами на уроках математики».

       Цель работы над темой: изучить и апробировать на практике эффективность использования игры как средства  формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

       Объект исследования: формирование положительной мотивации к обучению у детей со сложными дефектами.

       Предмет исследования: использование игры как средства  формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках  математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Предположила, что игра будет являться эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся со сложными дефектами при условии соблюдения следующих требований:

  • подбор игр осуществляется в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии обучающихся, воспитанников со сложными дефектами;
  • игра используется на всех этапах проведения урока, при этом длительность игр  регулируется возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, воспитанников со сложными дефектами;
  • основными условиями использования игры в процессе обучения у детей с нарушениями в развитии являются повторяемость игр и усложнение игры.

           На первом этапе работу начала с  изучения теоретических основ формирования положительной мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложными дефектами, рассмотрела  психолого-педагогическую  сущность  формирования положительной мотивации школьников, проанализировала особенности формирования  положительной мотивации и возможности  использования игры  в формировании положительной мотивации у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, взяв за основу технологию развивающих игр Б.П. Никитина.

         Программа использования мною данной технологии в образовательном процессе с детьми со сложными дефектами включает в себя следующие аспекты:

  1. Это набор развивающих игр, которые при всём своём разнообразии имеют общую идею и обладают характерными особенностями, например: на организационном этапе уроков математики при проведении устного счёта, дидактических игр «Почини коврики», «Весёлые человечки», «Рассеянный художник»; на всех этапах уроков игры познавательные, для развития ВПФ; игры контролирующие, обучающие, обобщающие, тренинговые, коммуникативные;
  2. Мною изготовлены  (в соответствии с методическими рекомендациями автора) и применяются в работе развивающие игры с узорами, рамками, вкладышами («Найди и раскрась», «Собери верно», «Зашумлённые объекты», «Определение понятий»(времена года).
  3. Использую работу с конструкторами из разных материалов (дерево, металл, пластмасса);
  4. Использую в работе игры- шнуровки, игры с мячом, игры со счётными палочками, с пуговицами;

   5) Задания даю уч-ся в различной форме, например: в виде моделей, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., таким образом знакомлю уч-ся с различными способами передачи информации.

         Считаю целесообразным на данном этапе обучения детей со сложными дефектами использование данной технологии, так как используемые мною развивающие игры в образовательном процессе  лежат в основе коррекции мелкой моторики рук и соответственно развития речи и умственных способностей, а  также  формирования трудовых и технических операций уч-ся, что  немаловажно, так как моим воспитанникам определён профиль трудового обучения (столярное дело).

          На втором этапе работы  планирую рассмотреть  практические пути использования  игры как средства  формирования положительной мотивации к обучению  у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами:  раскрыть  классификацию  игр, используемых  на уроках математики,  проанализировать  значение и возможности игры  как средства формирования положительной мотивации к обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

          На заключительном этапе планирую  сделать основные выводы по теоретической и практической части выбранной темы. А в приложениях представить игры, которые могут использовать учителя  в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.

       При планировании и организации учебного процесса в своём классе,  ориентируюсь не на какого–то абстрактного среднего ученика, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Таким образом, мною ведётся постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий знаниевый уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.

        Мотивационную сферу воспитанника со сложными дефектами образуют потребности, цели, интересы, мотивы. Одним из условий формирования учебной мотивации является адекватное интересам ученика содержание образования. В ходе образовательного процесса у обучающихся формируются предметные знания и умения (значение знаний математики в понимании окружающего мира, в грамотном природопользовании, в жизни конкретного человека, в развитии интеллекта и нравственности личности), происходит становление положительного эмоционального отношения к изучению учебного предмета.

         Планируя свою работу в целом, планируя отдельные уроки, предусматриваю возможности каждого ученика со сложными дефектами в отдельности. Например, снижаю требования (объем знаний, сложность задания и пр.) к таким ученикам, которые не могут быстрее и глубже овладеть знаниями и навыками по сравнению с другими учениками класса. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить.   

        Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но и по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. Класс разбит на три уровня сложности по математике, отнесенность  школьников к той или иной группе весьма условна. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся, воспитанники со сложными дефектами развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

        Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития детей со сложными дефектами зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей обучающихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями их восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

        Одна из главных задач образовательного процесса в специальной коррекционной школе VIII вида  – формирование у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами положительного отношения к процессу образования, а также учебной мотивации, которая является составной частью технологии личностно ориентированного обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystup.na_mo_uchit.nach_.kl_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Выступление на МО учителей начальных классов и гуманитарных наук по теме: «Формирование мотивационной заинтересованности обучающихся со сложными дефектами на уроках математики».

                                                      Подготовила: учитель начальных классов, учитель высшей  

                                                      квалификационной категории - Колтунова Т.В.

              Эффективное и целенаправленное  формирование положительной мотивации учения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  требует,  прежде всего, выявления  психолого-педагогических условий, способствующих этому. Успешное решение  данной задачи  предполагает использование  результатов психологических исследований, направленных  на разработку методов  изучения  мотивационной  сферы школьников (в частности, мотивации учения), а также на определение  психолого- педагогических условий, способствующих её формированию у  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.

        Наиболее острыми в области обучения, и в области воспитания являются проблемы, связанные с очевидной  демотивированностью основной массы обучающихся, с нарастающим снижением  стандартов и базовых показателей их обученности и воспитанности.

        В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно исследованы вопросы формирования положительной мотивации к обучению у детей школьного возраста с нормальным психо- физиологическим развитием, но мало исследований посвящены данной проблеме применительно к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, со сложными дефектами, слабо разработаны аспекты использования игры как средства  формирования положительной мотивации к обучению.

        В связи с актуальностью и малой разработанностью проблемы, мною была выбрана тема по самообразованию: «Формирование мотивационной заинтересованности обучающихся со сложными дефектами на уроках математики».

       Цель работы над темой: изучить и апробировать на практике эффективность использования игры как средства  формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

       Объект исследования: формирование положительной мотивации к обучению у детей со сложными дефектами.

       Предмет исследования: использование игры как средства  формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках  математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Предположила, что игра будет являться эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся со сложными дефектами при условии соблюдения следующих требований:

  • подбор игр осуществляется в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии обучающихся, воспитанников со сложными дефектами;
  • игра используется на всех этапах проведения урока, при этом длительность игр  регулируется возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, воспитанников со сложными дефектами;
  • основными условиями использования игры в процессе обучения у детей с нарушениями в развитии являются повторяемость игр и усложнение игры.

           На первом этапе работу начала с  изучения теоретических основ формирования положительной мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложными дефектами, рассмотрела  психолого-педагогическую  сущность  формирования положительной мотивации школьников, проанализировала особенности формирования  положительной мотивации и возможности  использования игры  в формировании положительной мотивации у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, взяв за основу технологию развивающих игр Б.П. Никитина.

         Программа использования мною данной технологии в образовательном процессе с детьми со сложными дефектами включает в себя следующие аспекты:

  1. Это набор развивающих игр, которые при всём своём разнообразии имеют общую идею и обладают характерными особенностями, например: на организационном этапе уроков математики при проведении устного счёта, дидактических игр «Почини коврики», «Весёлые человечки», «Рассеянный художник»; на всех этапах уроков игры познавательные, для развития ВПФ; игры контролирующие, обучающие, обобщающие, тренинговые, коммуникативные;
  2. На  декабрь,2012 года  мною изготовлены  (в соответствии с методическими рекомендациями автора) и применяются в работе развивающие игры с узорами, рамками, вкладышами («Найди и раскрась», «Собери верно», «Зашумлённые объекты», «Определение понятий»(времена года).
  3. Использую работу с конструкторами из разных материалов (дерево, металл, пластмасса);
  4. Использую в работе игры- шнуровки, игры с мячом, игры со счётными палочками, с пуговицами;

   5) Задания даю уч-ся в различной форме, например: в виде моделей, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., таким образом знакомлю уч-ся с различными способами передачи информации.

         Считаю целесообразным на данном этапе обучения детей со сложными дефектами использование данной технологии, так как используемые мною развивающие игры в образовательном процессе  лежат в основе коррекции мелкой моторики рук и соответственно развития речи и умственных способностей, а  также  формирования трудовых и технических операций уч-ся, что  немаловажно, так как моим воспитанникам определён профиль трудового обучения (столярное дело).

          На втором этапе работы  планирую рассмотреть  практические пути использования  игры как средства  формирования положительной мотивации к обучению  у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами:  раскрыть  классификацию  игр, используемых  на уроках математики,  проанализировать  значение и возможности игры  как средства формирования положительной мотивации к обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

          На заключительном этапе планирую  сделать основные выводы по теоретической и практической части выбранной темы. А в приложениях представить игры, которые могут использовать учителя  в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.

       При планировании и организации учебного процесса в своём классе,  ориентируюсь не на какого–то абстрактного среднего ученика, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Таким образом, мною ведётся постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий знаниевый уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.

        Мотивационную сферу воспитанника со сложными дефектами образуют потребности, цели, интересы, мотивы. Одним из условий формирования учебной мотивации является адекватное интересам ученика содержание образования. В ходе образовательного процесса у обучающихся формируются предметные знания и умения (значение знаний математики в понимании окружающего мира, в грамотном природопользовании, в жизни конкретного человека, в развитии интеллекта и нравственности личности), происходит становление положительного эмоционального отношения к изучению учебного предмета.

         Планируя свою работу в целом, планируя отдельные уроки, предусматриваю возможности каждого ученика со сложными дефектами в отдельности. Например, снижаю требования (объем знаний, сложность задания и пр.) к таким ученикам, которые не могут быстрее и глубже овладеть знаниями и навыками по сравнению с другими учениками класса. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить.  

        Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но и по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. Класс разбит на три уровня сложности по математике, отнесенность  школьников к той или иной группе весьма условна. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся, воспитанники со сложными дефектами развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

        Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития детей со сложными дефектами зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей обучающихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями их восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

        Одна из главных задач образовательного процесса в специальной коррекционной школе VIII вида  – формирование у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами положительного отношения к процессу образования, а также учебной мотивации, которая является составной частью технологии личностно ориентированного обучения и воспитания.