Формирование умений младших школьников по работе с информацией.

Беспалова Елена Владимировна

Формирование умений младших школьников по работе с информацией.

Беспалова Елена Владимировна,

Учитель начальных классов, МАОУ гимназия №37,

 г.Екатеринбург

      Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального образовательного стандарта требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования.

          Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» актуальным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:  «Чему мне нужно научиться?» и  «Как мне этому научиться?»

      Основное правило работы учителя сегодня – не давать ребенку знания в готовом виде.

       Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во – вторых, он должен уметь организовать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; в – третьих, организовать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.

        Главная задача курса – формирование элементарной целостной  научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. Важное место при этом занимает работа с информацией.      

      Школьная практика подтверждает, что в досуге младших школьников чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к чтению заметно снижается. Главная проблема заключается в неумении школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Следовательно, одной из важнейших образовательных задач является обучение пониманию текста.

 

      Что значит понимать текст? Во-первых, разбираться в событиях, фактах, описанных в нем. Эту текстовую информацию называют фактуальной. Во-вторых, в тексте часто бывает необходимо понять информацию, заложенную между строк, – подтекстовую. И, наконец, самое главное – добиться понимания смысла текста, или концептуальной информации. Это мысли и чувства автора, создающего текст, которыми он хочет поделиться с читателями.

           В своей педагогической деятельности я использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности.

        Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

2.    Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    

      При работе с текстом дети учатся вдумчивому чтению. Ученик продумывает смысл каждого слова, задает вопросы, находит в тексте на них ответы, делает элементарный анализ прочитанного текста.
Работа с текстом по данной технологии проводится в три этапа:

I.   Работа с текстом до чтения             

 Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский  опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

II.  Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Перечитывание текста. Повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

 

 

III. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Выполнение творческих заданий.

      Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом  уроке, т.к. она  основанная на природосообразной  технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Но, конечно,  наиболее полно ее применение представлено  на уроках литературного чтения.

           На уроках математики при работе с текстовой задачей ребята применяют элементы   этой технологии . Она позволяет детям легко извлекать из текста задачи  необходимую информацию, устанавливать взаимосвязи и переходить к созданию вспомогательной математической модели.  Такая работа производится также  по определенному алгоритму.  

1.Фронтальное  чтение задачи и подчеркивание всех информационных единиц.

2.Разбор текста задачи, выписывание опорных слов.  Построение  оптимальной вспомогательной модели.

3.Её оценка с точки зрения понятности и доступности.

4.Составление плана решения.

5.Решение задачи.

6. Запись  решения.

7. Совместное оценивания результата. 

       На уроках окружающего мира, конечно же, не обойтись без работы с текстом,  иллюстрациями, схемами.  Но не воспроизведение текста  требуется от  ученика, а овладение первоначальными умениями передачи, поиска и преобразования, хранения информации.

           Задания по формированию читательских умений предложены в рабочей тетради к учебнику. Например, 2 класс к темам «Наш «космический корабль» - Земля», «Время» и др.

Они формируют умения:

-вычитывать фактуальную информацию

-ориентироваться в структуре текста

-объяснять и оценивать прочитанное

-определять тематическую принадлежность текста

-выделять главную мысль текста

-составлять свой небольшой текст на основе творческого пересказа.

         Очевидно, что освоение технологией, работа по алгоритмам действий, использование приемов работы  большей частью обеспечивается урочной деятельностью. Но также  рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.

        Программа по внеурочной деятельности «Динамическое чтение» обеспечена программой для детей «Вундеркинд».

             Система занятий дополнительной образовательной программы «Вундеркинд» Л.Л.Васильевой последовательно обучает детей динамическому продуктивному чтению.

       Учащиеся осваивают технологию и во внеурочное  время, работают не  с учебной литературой,  чувствуют себя более расковано и уверенно,  лучше раскрывают свой потенциал. Это затем позитивно отражается   на успехах, которых они достигают на уроках.

           Развивающиеся при этом навыки работы с текстом  являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и литературного чтения, окружающего мира и русского языка.

            Хочется отметить, что данная технология отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта. В ее основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у учащихся ключевых компетенций.  Технология продуктивного чтения  направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

           Безусловно верно то, что включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом способствует как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.

 

Использованная литература:

  1. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. – М.: Изд-во «Баласс», 2009.
  2. Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2007. – № 8.
  3. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2009.:          
  4. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.
  5. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –
  6. Л.Л. Васильева  «Скорочтение. Развитие памяти».

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование умений младших школьников по работе с информацией.

Беспалова Елена Владимировна,

Учитель начальных классов, МАОУ гимназия №37,

 г.Екатеринбург

      Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального образовательного стандарта требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования.

          Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» актуальным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:  «Чему мне нужно научиться?» и  «Как мне этому научиться?»

      Основное правило работы учителя сегодня – не давать ребенку знания в готовом виде.

       Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во – вторых, он должен уметь организовать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; в – третьих, организовать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.

        Главная задача курса – формирование элементарной целостной  научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. Важное место при этом занимает работа с информацией.      

      Школьная практика подтверждает, что в досуге младших школьников чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к чтению заметно снижается. Главная проблема заключается в неумении школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Следовательно, одной из важнейших образовательных задач является обучение пониманию текста.

      Что значит понимать текст? Во-первых, разбираться в событиях, фактах, описанных в нем. Эту текстовую информацию называют фактуальной. Во-вторых, в тексте часто бывает необходимо понять информацию, заложенную между строк, – подтекстовую. И, наконец, самое главное – добиться понимания смысла текста, или концептуальной информации. Это мысли и чувства автора, создающего текст, которыми он хочет поделиться с читателями.

           В своей педагогической деятельности я использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности.

        Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

2.    Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    

      При работе с текстом дети учатся вдумчивому чтению. Ученик продумывает смысл каждого слова, задает вопросы, находит в тексте на них ответы, делает элементарный анализ прочитанного текста.
Работа с текстом по данной технологии проводится в три этапа:

I.   Работа с текстом до чтения             

 Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский  опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

II.  Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Перечитывание текста. Повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Выполнение творческих заданий.

      Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом  уроке, т.к. она  основанная на природосообразной  технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Но, конечно,  наиболее полно ее применение представлено  на уроках литературного чтения.

           На уроках математики при работе с текстовой задачей ребята применяют элементы   этой технологии . Она позволяет детям легко извлекать из текста задачи  необходимую информацию, устанавливать взаимосвязи и переходить к созданию вспомогательной математической модели.  Такая работа производится также  по определенному алгоритму.  

1.Фронтальное  чтение задачи и подчеркивание всех информационных единиц.

2.Разбор текста задачи, выписывание опорных слов.  Построение  оптимальной вспомогательной модели.

3.Её оценка с точки зрения понятности и доступности.

4.Составление плана решения.

5.Решение задачи.

6. Запись  решения.

7. Совместное оценивания результата.  

       На уроках окружающего мира, конечно же, не обойтись без работы с текстом,  иллюстрациями, схемами.  Но не воспроизведение текста  требуется от  ученика, а овладение первоначальными умениями передачи, поиска и преобразования, хранения информации.

           Задания по формированию читательских умений предложены в рабочей тетради к учебнику. Например, 2 класс к темам «Наш «космический корабль» - Земля», «Время» и др.

Они формируют умения:

-вычитывать фактуальную информацию

-ориентироваться в структуре текста

-объяснять и оценивать прочитанное

-определять тематическую принадлежность текста

-выделять главную мысль текста

-составлять свой небольшой текст на основе творческого пересказа.

         Очевидно, что освоение технологией, работа по алгоритмам действий, использование приемов работы  большей частью обеспечивается урочной деятельностью. Но также  рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.

        Программа по внеурочной деятельности «Динамическое чтение» обеспечена программой для детей «Вундеркинд».

             Система занятий дополнительной образовательной программы «Вундеркинд» Л.Л.Васильевой последовательно обучает детей динамическому продуктивному чтению.

       Учащиеся осваивают технологию и во внеурочное  время, работают не  с учебной литературой,  чувствуют себя более расковано и уверенно,  лучше раскрывают свой потенциал. Это затем позитивно отражается   на успехах, которых они достигают на уроках.

           Развивающиеся при этом навыки работы с текстом  являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и литературного чтения, окружающего мира и русского языка.

            Хочется отметить, что данная технология отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта. В ее основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у учащихся ключевых компетенций.  Технология продуктивного чтения  направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

           Безусловно верно то, что включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом способствует как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.

Использованная литература:

  1. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. – М.: Изд-во «Баласс», 2009.
  2. Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2007. – № 8.
  3. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2009.:          
  4. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.
  5. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –
  6. Л.Л. Васильева  «Скорочтение. Развитие памяти».