Необходимость воспитания толерантности в начальноц школе

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Искусство общения – это дар, которым обладают лишь немногие люди. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Очень важно ,чтобы каждому человеку в коллективе было комфортно.  Критериями толерантности являются: равноправие, взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.). Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений– содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому.  Педагогическое общение учителя и ученика основывается на таких принципах обучения , которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 25 детьми, пришедшими из разных  семей ,  с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем.  Важно самому учителю не быть авторитарным и уважать детей, жалеть их как своего ребенка. В начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. В моем классе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня в первом классе. Прежде всего, ребята должны познакомиться друг с другом, научиться обращаться друг к другу по имени.

1 сентября на доске повесила ватман с солнышком. Дети на лепестках писали свое имя и выходили прикрепляли к ватману. Перед днем рождения ребенка лучик становится красным. С дем рождения поздравлябт все ученики кто открыткой ,кто небольшим подарком. Высказывают свои добрые пожелания ребенку. Первые недели провожу игры, помогающие запомнить имена. На первом родительском собрании прошу родителей помочь детям приготовить небольшой рассказ о себе, принести фотографии, любимые игрушки, сувениры. Фотографии и рисунки дети вывешивают на стенд. Постепенно каждый ученик знакомит одноклассников со своими интересами. В дальнейшем ребята с удовольствием делятся на «Круге» своими впечатлениями о выходных, каникулах, событиях своей жизни. Формирование коммуникативной культуры и толерантности продолжается и во время уроков: умение слышать и слушать, вступать в диалог, работать в парах и в группах, радоваться успехам. Несколько раз в четверть провожу интеллектуальные игры по командам. Деление на команды проводится с помощью жеребьевки. Главная задача игры – научиться радоваться своим и чужим победам. С середины первого класса начинаем проводить коллективные творческие дела. Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими Для этого педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Например ,дети любят дразнится. Веду с этим большую работу. С одной стороны объясняю ,что в данном возрасте все это проходят , а с другой мы думаем ,почему это происходит. Выясняется ,что они таким образом привлекают к себе внгимание. Пробуем другие способы привлечения внимания. В результате работы к концу второго класса мы вдруг заметили,что больше никто не дразнится и устроили по этому поводу небольшой праздник. Велика роль и уроков чтения. Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. После прочтения детской сказки Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок", предлагаю детям ответить на следующие вопросы: · объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других; · кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными? · считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся? У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение. Цель - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Всевместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку. На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение. А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет. Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет. Дети, как и некоторые взрослые, оценивая другого человека, за точку отсчета принимают обычно самого себя. Если я сильный, то все кто слабее меня, воспринимаются, как недоразвитые. Если я могу постоять за себя. То все, кто на это не способен, хуже меня. Если я получаю в школе хорошие отметки. Значит, я умный, а «троечники» - люди второго сорта. Пусть тренируется, занимается спортом, развивает силу воли, слушает учителя и старательнее готовит уроки. Тогда он станет «своим». А сейчас он сам виноват, что не такой, как мои друзья. Правильная ли это позиция? Конечно, нет. Но детям самостоятельно трудно осмыслить, в чем он не прав. Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес – например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был невысокого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна. Например всемирно известный Чарли Чаплин.  Конечно, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие. Однако, только реагируя в режиме «скорой помощи» на случаи терпимого отношения к другому человеку, невозможно воспитать толерантность в детях. Нужна постоянная планомерная работа. Важно , чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к друг к другу. У нас в классе есть мальчик –инвалид. Дети так о нем заботятся ,что иногда можно растрогаться до слез. Мне кажется ,что толерантное отношение друг другу- задача важнее ,чем хорошие оценки.  Вернее ,она первоочередная. Т.к.если всем будет комфортно <то и успеваемость будет намного выше.

 

Комментарии

Казанцева Наталья Семёновна

Очень своевременная статья.Спасибо,что Вы начинаете бить тревогу по поводу неумения общения среди людей.Что говорить, в наше время, к сожалению, люди все больше закрываются в свои "коробки" и даже не всегда знают своих соседей. Я вспоминаю то время,когда на праздники устраивались народные гулянья, смотры художественной самодеятельности для различных предприятий, заводов. Участвовали все члены семьи, как говориться "от мала до велика".Сколько было положительных эмоций, сколько было общения! А сейчас это постепенно отмирает.Ни детям, ни взрослым не хватает простого общения.Люди стали нетерпимы друг к другу.Даже в коллективах педагогов не всегда соблюдаются даже примитивные правила общения,взаимовежливость и терпимость.Я стараюсь восполнить дефицит общения ребенка с родителями своим общением,Стараюсь узнать об интересах ребенка вне школы.Ибо если мы - педагоги сейчас не научим детей умению общаться между собой и со взрослыми, то выростет совершенно бездушное поколение роботов.