Региональный семинар "Способы развития интеллекта через формирование УУД"

Тушева Светлана Викторовна

 

«Способы развития интеллекта

через формирование личностных УУД

у младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupltusheva24okt2014.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный научно-практический семинар

«Проблемы развития интеллекта в практике начальной школы»

(1 слайд)

Доклад

«Способы развития интеллекта

через формирование личностных УУД

у младших школьников»

Подготовила: Тушева С.В.,

учитель начальных классов

МОУ лицея «Серпухов»

города Серпухова

Московской области

Серпухов

2014

 (2 слайд) «Личность есть неизменность в изменении.

Для личности разрушительно, если она застывает,

 останавливается в своем развитии,

 не возрастает, не обогащается

 и не творит новой жизни»

Николай Александрович Бердяев

               

 (3 слайд) Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными .

Именно младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений, которые происходят в ходе  учебной деятельности.  Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроках, но и во внеурочной и внеклассной деятельности. Такие дети легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития.

(4 слайд) Суть подлинного обучения состоит в передаче путей, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это и есть способ, каким обучаются самоактуализирующиеся личности.

Самоактуализация – это базовая духовная потребность личности в непрерывной реализации своих потенциальных возможностей, способностей и талантов. (5 слайд) Самоактуализация возможна при наличии высокого ресурсного состояния сознания, когда человек может поставить свои цели, осознать противоречия, мешающие их реализации и преодолеть их. (6 слайд) Самоактуализация является тем окончательным состоянием самопостижения, которое описал известный американский психолог Абрахам Маслоу, характеризуя то, что он назвал Иерархией Потребностей. Маслоу установил, что, все люди проходят по нарастающей целый ряд стадий, идущих от простого выживания к подлинному духовному развитию. В их числе:

потребность в пище; потребность в убежище; потребность в физическом здоровье; потребность в семье; потребность в образовании; потребность в социальной интеграции в общество; потребность в интеллектуальных, социальных и материальных достижениях.

 И только после того, как все эти потребности удовлетворены, люди достигают окончательной стадии своего человеческого развития — Самоактуализации.

(7 слайд) Как развивается личность человека?  Можно говорить о том, что существуют два принципиально разных направления в развитии личности.

Во-первых, речь идет о естественных формах самоактуализации:

(8 слайд) 1 - ребенок воспитывается умными и добрыми людьми, не подавляющими его самость, а помогающими ей проявиться (К. Роджерс),

2 - пройдя путь своих собственных ошибок и разочарований, человек становится сильным,

 3 - вариант стихийного приобщения к различным духовным практикам ,

 4 – очень емким оказывается опыт переживания экзистенциального опыта, например, клинической смерти,

5 - во время творческой деятельности.

Во-вторых, можно выделить формируемые способы самоактуализации:

 1 - человек осознает свои ограничения и самостоятельно или под руководством консультанта (психолога, педагога) занимается профилактической работой со своей личностью,

 2 - может осуществляться развивающая работа с личностью,

3 - может быть применено психокоррекционное воздействие,

4 - хороший результат дает целенаправленная консультативная работа,

5 - обучение (в гуманистическом направлении процесс обучения понимается как помощь в саморазвитии, как открытие «Я», как процесс самоактуализации).

        

Как помочь учащимся реализовывать свои наиважнейшие потребности непосредственно в условиях педагогического процесса?

Практические наработки по развитию самоактуализации мы находим в психотерапии.  Они располагают большим арсеналом методов и средств, помогающих человеку осуществлять внутренний рост и приближаться к ценностям самоактуализации.

(9 слайд) На инструментальном уровне речь идет о психологических техниках визуализации. Обучение подобным техникам ведет к «усилению личности», которое проявляется в более адекватном ее отношение к внешним событиям, в умение анализировать возникающие ситуации, в осмысление своих потребностей, в умении расслабляться и набирать энергию по своему желанию.

Это делает личность менее уязвимой в стрессовых ситуациях, в конфликтном взаимодействии, способной к самосовершенствованию и самореализации. В свою очередь сами техники  «усиления личности» приводят к реализации потребности в самоактуализации. (Подробнее на этом вопросе мы остановимся на мастер-классе).

Таким образом, конечной целью современной системы образования является полная реализация «Я» - самореализация ученика.

(10 слайд) Вспомним, что особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Именно личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. (11 слайд) Применительно к учебной деятельности мы выделяем три вида действий:

 самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

   смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

    нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей


Личностное определение - это самопознание (12 слайд), представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,
– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),
– что я хочу (какие цели я ставлю),
– что я могу (представление о своих возможностях),
– что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), 
– что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).

Одной из составляющих является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Сформированность самооценки у младшего школьника включает осознание им своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности.

Внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.

В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья и проведение совместных семейных праздников.

Изучая стихотворения А. Барто «Разлука», «Две сестры глядят на братца», Я. Акима «Мой брат Миша», Э. Мошковской «Трудный путь» формируется личностная идентичность, ребята рассказывают о том, как они заботятся о родителях, братьях и сестрах.

Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики, уже в 1 классе произведения в «Азбуке»: «Название русских городов», «Происхождение русских фамилий», «Наше Отечество». Часто для информационного поиска мы по этим проблемам используем электронные ресурсы.

(13 слайд) Второй блок связан со смыслами учебной деятельности- смыслообразованием. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации. Дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы - формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

(14 слайд) Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Личностное развитие осуществляется за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

(15слайд) Например, учебник литературного чтения формирует следующие личностные универсальные действия:
- смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;
- основы гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России.

Многие тексты учебников по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, мы не можем пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например,  произведения «Цветик-семицветик» В.Катаева, «Красные яблоки» И. Дика, «Тайное становится явным» В.Драгунского. На этих же произведениях развивается действие самопознания «Вспомни, не было ли в твоей жизни, ситуаций, когда тайное становилось явным?».

В 1 классе в «Азбуке» есть произведения на развитие гражданственности: «Название русских городов», «Происхождение русских фамилий», «Наше Отечество».

Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. (На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. -Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл).                                           

(16слайд) Для развития ЛУУД возможно использование разных  образовательных технологий

        Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; формирует убеждения.
       Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.
       Использование ИКТ-технологии формирует адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценка других, навыки конструктивного взаимодействия.
       Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.
       Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.

(17 слайд) Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.  

(18 слайд) И закончить своё выступление я хочу словами Лукиана «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой,— мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим».

(19 слайд) Спасибо за внимание!

Используемая литература и интернет-ресурсы

  1. Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. - М.: Центр саморегуляции человека «НОМО FUTURUS»:Тантра, 1993.-160 с.
  2. Ассаждоли Р.  Психосинтез. - М.: «Рефл - бук», К.: «Ваклер», 1997. - 320с. Серия «Актуальная психология».
  3. Бахштанский В.Л., Жданов О.И. Приглашение к успеху. - М.: Русская книга, 1999. - 256 с.
  4. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. - Санкт-Петербург, 1995. - 168 с. Рейноутер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. - М.: Прогресс, 1992. - 240с.
  5. Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий: Перев. с англ. - Воронеж: МОДЭК, 1995. - 256 с.
  6. Выготский Л.С. Психология подростка // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика. 1984. - С. 65.
  7. Лапик В.В. Самоактуализация личности (Психологический инструментарий). - М.: Лига профессиональных имиджмейкеров, 2000. - 180с.
  8. Маслоу А. Психология бытия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер»,1997.-304с. Серия «Актуальная психология»
  9. Онишина В.В. Способы развития уверенности в себе (Техники и методические рекомендации). – М.: ГОУЦРСДОД, 2003. – 68с. (Серия: «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
  10. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей редакцией Карвасарского Б.Д. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 752с.: (Серия «Мастера психологии»)
  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.
  12. Федосова Н.А.  «Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения». Газета «Управление начальной школой» октябрь 2008 год.
  13. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021058-4.
  14. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/deyatelnost-uchitelya-po-formirovaniyu-uud-v--0" > Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.
  15. www.koob.ru
  16. http://www.b17.ru/blog/895/  Ушакова Юлия Николаевна
  17. http://portfolio.1september.ru/
  18. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/formirovanie-uud
  19. http://wordshow.ru/search/Карл%20Юнг/


 

Комментарии

Абрамова Мария Сергеевна

Спасибо за интересный материал!