Формирование общероссийской идентичности младших школьников средствами воспитывающей функции учебного предмета "Русский язык"

Сегодня Россия –многонациональное государство с общими ценностями, которые были выработаны в ходе сложных историко-культурных и социально-политических процессов, вследствие чего образовалось единое цивилизованное пространство со своим особым менталитетом.

      Мне бы хотелось  выделить воспитывающие возможности учебного предмета «Русский язык» . При правильном подходе  данный предмет может выступить  мощным средством приобщения  учащихся  к общероссийской цивилизации.  В современных социокультурных условиях как никогда  актуализируется  принцип воспитывающего обучения. Воспитывающая функция русского языка  как учебного предмета  была выделена основоположниками методики русского языка К.Д.Ушинским и Ф.И. Буслаевым: в качестве основных воспитательных целей они  выделяли развитие у детей  «духа человеческого, народного» на основе «гуманистической методы».

      Воспитывающие возможности  учебного предмета «Русский язык»:

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Формирование общероссийской идентичности младших школьников средствами воспитывающей функции  учебного предмета

«Русский язык»

Учитель МОУ-СОШ с.Липовка: Картузова Галина Николаевна

    Сегодня Россия –многонациональное государство с общими ценностями, которые были выработаны в ходе сложных историко-культурных и социально-политических процессов, вследствие чего образовалось единое цивилизованное пространство со своим особым менталитетом.

      Мне бы хотелось  выделить воспитывающие возможности учебного предмета «Русский язык» . При правильном подходе  данный предмет может выступить  мощным средством приобщения  учащихся  к общероссийской цивилизации.  В современных социокультурных условиях как никогда  актуализируется  принцип воспитывающего обучения. Воспитывающая функция русского языка  как учебного предмета  была выделена основоположниками методики русского языка К.Д.Ушинским и Ф.И. Буслаевым: в качестве основных воспитательных целей они  выделяли развитие у детей  «духа человеческого, народного» на основе «гуманистической методы».

      Воспитывающие возможности  учебного предмета «Русский язык»:

  • 1. Воспитание бережного и вдумчивого отношения к русскому языку, слову.
  • 2.Уважительное отношение  к русскому народу и понимание его роли в становлении и развитии российской государственности.
  • 3. Приобщение  к национально-культурным  ценностям, нравственному идеалу русского народа.
  • 4. Формирование языковой личности, совершенствование коммуникативно-речевых умений.

Следует помнить что текст является главным методическим средством , которое служит основой для создания не только обучающей , но и развивающей речевой среды. Правильное использование текста обеспечивает решение таких важных проблем

  • 1. Приобщение  учащихся к духовному богатству и красоте родного языка.
  • 2.Формирование духовно-нравственной личности, осознающей  необходимость своего  культурно-речевого совершенствования.

       Дети должны понять, что язык – это живой организм и изменения в экономической и социальной структуре , в образе жизни людей- носителей языка – все это отражается в языке.

При подготовке к урокам следует учитывать функции языка

  • 1. Язык- средство общения и форма передачи информации, средство хранения и усвоения знаний.
  • 2.Коммуникативная функция языка. Полноценное овладение языком как средством общения.
  • 3. Язык – развивающаяся система. Этимологический анализ слов , фразеологических оборотов, знакомство с архаизмами, историзмами.
  • 4. Язык- культурно-эстетическое явление . Прямое и переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова. Изобразительно-выразительные средства языка. Раскрытие крылатых выражений, освоение постоянных эпитетов. Стилистические и жанровые особенности текстов. Выразительность речи и  слова.
  • 5. Язык – культура речи и речевого поведения. Усвоение норм речевого этикета, изучение слов вежливости. Традиции гостеприимства, семейные традиции.

      Изучение этимологии слов учит ценить  и понимать не только духовный  и нравственный мир русского народа. Но и знакомит детей с русской историей, бытом, традициями  и обычаями. Дети осознают, что возникновение слова связано с развитием общественных отношений, прогрессом культуры, науки, искусства, с более глубоким познанием окружающей действительности.

       Изучение истории языка, знакомство с древнейшими письменными памятниками  раскрывает перед детьми многовековую историю народа и его культуру.  Дети должны понять, что русский народ прошел долгий и сложный путь исторического развития и язык является продуктом целого ряда эпох, на протяжении  которых он оформлялся, обогащался.

       Необходимо научить детей работать с различными словарями . Например,  дается  задание : найти в толковом словаре  статью с многозначным словом  и привести свои примеры. Для контроля за  усвоением  и пониманием полисемии слова  можно предложить следующие задания :

Какое значение слова спрятано в этих значениях?

  • 1. Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного.
  •  2. Передняя часть судна, летательного аппарата
  • 3. Клюв птицы.

Как понимаете выражения:

  • 3а нос водить кого-нибудь.
  • Дальше собственного носа не видеть .
  • Нос задрать .

Замените устаревшие слова на современные .

  • Благая весть (хорошая новость)
  • Канун (день перед праздником)
  • Предок (древний предшественник по роду)
  • Снедь (еда , пища)

Скажите фразу на современном языке

  • Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык.

Замените современные слова  на устаревшие:

  • Лоб. (Чело)
  • Глаза. (Очи)
  • Щеки. (Ланиты)
  • Губы. (Уста)
  • Палец  (Перст)

      Надо заметить, что перед выполнением таких заданий проводится большая предварительная работа. На уроках в процессе изучения словарных слов  раскрывается их происхождение, значение, народное отношение к предметам и явлениям, которые обозначают эти слова.

Особое значение  я в своей работе уделяю использованию устного народного творчества. Пословицы, поговорки, прибаутки, сказки, легенды, предания, былины способствуют усвоению нравственно-эстетических ценностей народа.

          Пословицы служат воспитанию положительных идеалов – смелости,         честности, чувства дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение, оперируют понятиями добра и зла, чести и бесчестия, т.е. тех нравственных качеств, которые лежат в основе истинного патриотизма. Они широко раскрывают все, что связано с человеком, его деятельностью, имеют обобщенное народное суждение. Русские пословицы возникали и складывались по ходу русской жизни, отражая не только важные события и процессы, но характерные бытовые явления.

         На этапах закрепления или внеклассных уроках русского языка привожу примеры пословиц народов мира, дети приводят аналог русской пословицы.

Леопард не может сменить свои пятна.

Русский аналог: Горбатого могила исправит

Картинка стоит тысячи слов.

Русский аналог: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Полбуханки лучше, чем ничего.

Русский аналог: Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Что отец, то и сын.

Русский аналог: Яблоко от яблони недалеко падает.

 Из маленьких желудей вырастают могучие дубы.

Русский аналог: Мал, да удал

Слишком много поваров испортят бульон.

          Русский аналог: У семи нянек дитя без глазу.

     Загадки всесторонне показывают быт, хозяйственный уклад жизни, передают суждение людей об кружающей действительности. В них нашли свое отражение многие стороны трудовой деятельности простых людей, их миропонимание. Познавательная сущность загадок состояла вместе с тем и в том, что еще на ранней стадии развития человеческого общества произведения этого жанра устного народного творчества служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старших поколений младшим.Народ издавна высоко ценил загадки, видя в них не только проявление человеческой наблюдательности, но и неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей. Произведения этого жанра играют немалую роль в воспитании подрастающего поколения, приобщении детей к народной культуре. Загадки способствуют не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяют представление ребенка о том, что происходит вокруг него. Знакомство с этимологией изучаемых слов пробуждает у учащихся интерес к рассматриваемому языковому материалу, и, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов, воспитывает внимательное отношение к слову, пополняет их активный словарь.

      Определённый интерес представляют колыбельные песни. Педагогическая идея колыбельных песен – это прежде всего огромная сила материнской любви, а также всеобщая любовь к детям, нежность, ласка, внимание, забота, доброта по отношению к младенцу, мечты о счастливом будущем ребёнка. В незамысловатой, удивительно поэтической форме через колыбельные ребёнку преподносится курс природо-, народо-, родиноведения, в основе которого предметы и явления окружающей действительности. Небольшой объём колыбельных позволяет их использовать при проведении орфографических пятиминуток.

Баю-баю-баюшки –

Да прискакали заюшки,

Люли, люли, люлюшки –

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать,

Да стал мой милый засыпать.

Приди, котик, ночевать

Да приди дитятко качать.

Дам кувшин молока

Да дам кусок пирога.

Ешь-ка, котик, не кроши

Да больше у меня не проси.

         Эта колыбельная позволяет организовать плодотворную орфографическую и словарную работу: прискакали, прилетели, засыпать, ночевать, котик, качать, молока, пирога, (не) кроши, (не) проси.

       Таким образом , усиление воспитывающей функции  учебного предмета «Русский язык» может способствовать формированию  общероссийской идентичности младших школьников, а именно:

1) развитию личности младшего школьника;

2) эффективному усвоению изучаемого на уроке языкового или

орфографического материала;

3) формированию этнокультурной идентификации, развитию духовно-

нравственной культуры учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова Л.В. Идентификация как механизм общения и развития личности:

метод. Рекомендации / Л.В.Попова; под ред. В.С.Мухиной. – М.: МГПИ

им. Ленина, 1988.

2. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный

учебник / Е.А.Быстрова // Русская словесность. – 1996.

3. Рождественская Р.Л. Этнокультурная направленность современного

начального образования / Р.Л. Рождественская // Формирование личности

дошкольника и младшего школьника в этнокультурном пространстве России

и региона: материалы Всероссийской научно – практ. конф. – Белгород: 2002.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам: