Дискалькулия, или Как преодолеть трудности в обучении младших школьников математике

Математика – путь к развитию мышления. Математика для ребёнка – это дверь в мир логики, знаков, символов. Почему? Ответ прост: возможность оперировать в голове отвлечёнными понятиями развивает саму способность к мышлению. 
Что такое дискалькулия?
Дискалькулия (англ. discalculia) – это неспособность к изучению арифметики. В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчета). Дискалькулия часто является самостоятельным нарушением, а не побочным следствием других неврологических и психологических проблем. В мире насчитывается 5-7 % населения с дискалькулией, в то время как с дислексией их порядка4-6%.
 
Существует немало причин, снижающих успеваемость по математике и ведущих к дискалькулии. Трудности чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов. Чтобы выявить и устранить трудности, необходимо понимать природу той или иной причины, их вызывающей.
 
Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.
* Недостатки в пространственных представлениях затрудняют формирование понятия числового ряда и его свойств.
 
Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания.
* Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – трудно в течение определённого времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его;
* Низкий уровень переключения внимания – медленное переключение внимания с одного объекта на другой;
* Недостаточная произвольность внимания – затруднено выполнение нескольких действий одновременно;
* Недостаточный объём внимания – невозможность сосредоточиться на небольшом объёме информации.
 
Третья группа причин: недостатки в развитии памяти.
* Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребёнок запоминает информацию механически, не пользуясь смысловыми или ассоциативными приемами запоминания. Существует несколько видов памяти: кратковременная память, долговременная, оперативная память. Недостаточное развитие каждого из видов памяти приводит к нарушению ее работы в целом, снижая качество других видов запоминания.
 
Четвёртая группа: недостатки в развитии мышления. 
* Низкий уровень развития наглядно-образного мышления – низкая степень развития несловесной формы, когда возникают трудности при мышлении с помощью образов, их соединении и разделении на части (чтобы выполнить действие в уме, ребёнок вынужден манипулировать с предметами: разрезать, раскладывать и т.д.);
* Низкий уровень развития словено-логического мышления вызывает трудности при совершении любых логических  действий (обобщение, анализ, сравнение, построение умозаключений) и операций со словами;
* Низкий уровень развития абстрактного мышления – плохое владение понятиями, которые не существуют в природе и которые невозможно воспринять с помощью органов чувств (напр., уравнение) В младшем школьном возрасте этот вид мышления только начинает формироваться.
 
Пятая группа причин: недостатки развития речи.
* Неумение составлять грамматические конструкции приводит к неправильному использованию категорий рода, падежа. Это искажает смысл фраз и затрудняет понимание.
 
Шестая группа причин: несформированность приёмов учебной деятельности.
* Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребёнок может переставлять цифры местами;
* Низкий уровень саморегуляции и произвольности мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредоточить внимание, запомнить информацию и решать задачи в нужной ситуации, прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.
 
Седьмая группа причин: индивидуально-топологические особенности.
* Своеобразие природной организации нервной деятельности ребёнка;
* Низкий уровень работоспособности;
* Медлительность психических процессов;
* Повышенный уровень тревожности.
 
Признаки дискалькулии:
* Непонимание внутреннего состава чисел и связи их между собой;
* Неумение выделить разряды в числах;
* Непонимание значения нуля;
* Затруднение в воспроизведении порядка следования чисел;
* Невозможность выполнить простейшие арифметические действия;
* Несформированость графической и вербальной формы числа;
* Трудности с запоминанием таблицы умножения;
* Сложности с решением задач, требующих понимания смысла, построения логической цепочки и удержания в памяти  выполненных действий;
* Непонимание содержания математических схем и рисунков;
* Невозможность выполнения сложных логико-абстрактных действий;
 *Трудности в овладении математической терминологией;
* «Интеллектуальная пассивность».
 
В лечении и коррекции дискалькулии принимают участие следующие специалисты: 
* Логопед
* Психолог
* Психиатр
* Дефектолог
* Невролог
 
Направления коррекционной работы:
* Формирование понятия «состав числа», понимание смысла числа;
* Формирование счётных навыков;
* Развитие логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности;
* Усвоение математической терминологии;
* Развитие умения визуализировать числа и математические ситуации в задачах;
* Формирование навыка самоконтроля;
* Развитие зрительного восприятия;
* Развитие зрительной и слуховой памяти;
* Тренировка переключаемости внимания и умения его концентрировать;
* Решение проблемы определения последовательности и организации подробной информации.
 
Рекомендации для повышения эффективности занятий:
* Отведите для занятий специальное время и место, не ущемляя при этом интересы ребёнка.
* Занятия должны быть регулярными. Наилучший результат принесут занятия не более 15 минут, которые проводятся не реже 3-4 раз в неделю.
* Помогайте ребёнку достигать цели: не сравнивайте успехи с другими школьниками; поддерживайте навыки, которые ребёнок уже приобрёл; ни одно, даже самое маленькое достижение, не оставляйте незамеченным;
* Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: «Что ты делаешь сейчас?» и составляйте план выполнения задания: «Как ты будешь это делать?» Не менее важно понимание учебной задачи: «Для чего ты будешь это делать?»
* Формируйте у ребёнка желание учиться, используйте для этой цели любые приёмы: от похвалы до специальных символов, которые отмечали бы детские успехи. Важно, чтобы ребёнок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в из росте. Можно завести график достижений, где цветом будут обозначены результаты занятий.